ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 8)



В. Солодова

Творческое окружение А. Ждахи в Одесском художественном институте в 1920-е гг.
                                                                                                            
    Кульминационным этапом в творческой биографии А. Ждахи (1855-1927) стал период его педагогической работы в Одесском политехникуме изобразительных искусств. Сохранилась переписка за 1928 г. между Одесским бюро секции научных сотрудников и Народным комиссариатом социального обеспечения о назначении персональной пенсии вдове художника А. Ждахи - Ольге Андреевне, из которой видно, насколько высокой была оценка современников творческого труда Мастера: "В Одесі протягом 42 років проживав українець-художник А. А. Ждаха, зробивший дуже багацько для української культури в галузі художньої етнографії, визначення української старовини, створення української пейзажної школи. Від нього залишилися цінна для наших музеїв художня спадщина…".(1)
    Осмысление этого, последнего этапа, как и других периодов жизни и творчества А. Ждахи, невозможно без внимательного изучения источниковой базы. Документы, связанные с деятельностью Мастера, находятся в музейных и частных собраниях, в Государственном архиве Одесской области, Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины, Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины. Они не только беспристрастно отражают художественную жизнь Одессы, но и творческое окружение А. Ждахи на протяжении последних трех лет его жизни (1924-1927), когда он вел курс украинского декоративного искусства в Одесском политехникуме изобразительных искусств. В 1920-е гг. - это высшее учебное заведение, которое на протяжении всего десятилетия неоднократно меняло свое наименование: "Свободные государственные художественные мастерские", "Государственная академия изобразительных искусств", "Институт изобразительных искусств", "Одесский политехникум изобразительных искусств", "Одесский художественный институт". (2)
     Истоки этого вуза уходят корнями в 1865 г., когда было основано Одесское общество изящных искусств (1865-1918). Его задачи сводились к "насаждению и развитию художественного вкуса во всех слоях общества, поощрению всех отраслей художественной деятельности и распространению как чисто художественного, так и художественно-промышленного образования". (3)
     При Обществе существовала Школа рисования и черчения для детей 9-14 лет (с 1865 г.), именно воскресный класс этой школы и посещал А. Ждаха, будучи четырнадцатилетним юношей. В 1886 г. Одесское общество изящных искусств организовало общеобразовательное училище, которое после объединения с Рисовальной школой (1900), было преобразовано в Художественное училище - с живописным, скульптурным и архитектурным отделениями.
     Можно допустить, что взгляды на искусство в целом и творческие приоритеты А. Ждахи во многом определились еще во время его занятий, пусть и с перерывами (1869, 1881), в Одесской рисовальной школе.
     Одесский художественный институт в середине 1920-х - начале 1930-х гг. славился не только своей историей, но и уникальным преподавательским составом. Готовили будущих художников, скульпторов и архитекторов 43 преподавателя, многие из которых получили свои дипломы в университетах Москвы, Берлина, Одессы, Академиях художеств Петербурга, Кракова и Парижа. (4)
     Основой учебного процесса служили 14 творческих мастерских института, деятельность которых была тесно связана с производством. Например, театральная мастерская готовила театральных художников-постановщиков и декораторов. Руководил мастерской профессор Владимир Николаевич Мюллер (1887-1978) - известный художник театра, кино, педагог, воспитавший целую плеяду сценографов. (5) В 1915 г. Мюллер окончил Училище технического рисования (училище Штиглица, Петроград). Работу в театре начал в 1918 р. в Одессе. В 1921-1924 гг. был главным художником театра "Массодрам" в Одессе. Переехав в Москву (в 1934 г.), оформлял спектакли во МХАТе 2-м и других театрах. Автор книг и статей по вопросам сценического оформления спектакля. С 1939 г. преподавал в ГИТИСе.
     С 17 марта по 9 апреля 2006 г. в Москве, на Крымском валу, 10, в Центральном доме художника, состоялась выставка "Памятники русского театрального авангарда. 1910-1930" из фондов Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, Музея Государственного Академического Большого театра России, Государственного музея В. В. Маяковского, а из частных собраний. (6) Среди 120 оригинальных произведений (эскизы декораций и костюмов, макеты и реконструкции) сорока семи художников, были и работы конструктивистского направления в театре, апологетом которого наряду с Г. Якуловым ("Прекрасная Елена", 1924), братьями Стенбергами, А. Родченко ("Мы", 1919-1921), И. Нивинским ("Принцесса Турандот", 1922), К. Вяловым ("Стенька Разин", 1924), был и В. Мюллер.
     Многие из студентов Одесского института стремились попасть в мастерскую Теофила Фраермана, выпускника Парижской Академии, - считалось, что у него можно было получить хорошую академическую подготовку. Он "требовал от рисунка четкой формы и культивировал насыщенный объемный рисунок с выразительной контрастной светотенью". (7) В воспоминаниях учеников Т. Фраерман предстает человеком живого ума, элегантной внешности: "Насвистывая, он входил в класс с тросточкой и весело, будто между прочим вел разговор о живописи". Бывшему его ученику, художнику Валентину Полякову, запомнился сказанный преподавателем скороговоркой каламбур: "Не всегда хороший художник делает хорошие вещи и не всегда плохой художник делает плохие вещи, но никогда плохой художник не станет хорошим и никогда хороший не будет плохим". (8)
     Многие талантливые художники, которые в 1920-е гг. учились в Одесском художественном институте, считали, что своему успеху обязаны "школе Фраермана", в мастерской которого, кроме всего прочего, они могли познакомиться и с произведениями "старых мастеров". (9)
     Наряду с мастерской декоративного искусства Т. Б. Фраермана, которая готовила художников для издательств, текстильной промышленности, в вузе существовала и специализированная полиграфическая мастерская, которой руководил В. Х. Заузе - выпускник Московского Строгановского училища (1879). (10)
    Заузе по праву считается одним из выдающихся советских графиков, мастером офорта. В Одессе он был единственным из художников старшего поколения, работавшим в этой своеобразной и утонченной технике. Руководил творческой мастерской офорта на протяжении 1920-1931 гг.
     В институте были две мастерские станковой живописи - одну из них возглавлял Даниил Карпович Крайнев (1872-1949). (11) В свое время (1883-1890) он учился в Одесской рисовальной школе, а затем в Петербургской Академии художеств (1890-1894). Как пенсионер Академии, в 1898 г. был отправлен за границу. В 1900 г. принимал участие в научной экспедиции под руководством академика Н. Кондакова. С 1901 г. Крайнев жил и работал в Одессе, преподавал в Одесском художественном училище. В 1920-1930-е гг. активно участвовал в художественных выставках, занимался преподавательской деятельностью. Автор статей по проблемам исторической живописи.
     Другую мастерскую станковой живописи возглавлял Павел Гаврилович Волокидин (1877-1936) - живописец, мастер психологического портрета. (12) Как и Д. Крайнев, он учился в Одесской рисовальной школе (1898-1905) у К. Костанди и Г. Ладыженского, в Петербургской Академии художеств (1905-1906) у В. Савицкого, Я. Ционглинского. С 1907 г. жил и работал в Одессе. Член Товарищества южнорусских художников с 1907 г., один из основателей Общества им. К. Костанди. Профессор Одесского художественного института (1922-1934). Его по праву считали одним из лучших представителей южнорусской школы живописи.
    Описание институтской мастерской П. Волокидина мы находим в мемуарах художника книги и шрифта Вадима Владимировича Лазурского (1909-1993), который учился в Одесском институте изобразительных искусств (1925-1930): "Зимой в мастерской было довольно холодно. Чтобы натурщики не мерзли, возле барабана ставилась железная печка "румынка". Работали студенты разных курсов в общей мастерской: старшие писали всю фигуру, начинающие - только голову. Натура чаще всего была обнаженной. Помню, какое потрясение я испытал, переступив порог мастерской и впервые в жизни увидев стоящую на возвышении совершенно нагую девушку. Кровь бросилась мне в голову, и я готов был провалиться сквозь землю от жгучего чувства стыда. К моему счастью, все были так поглощены работой, что никто не обратил на меня ни малейшего внимания. Староста указал мне свободное место, и я, с пылающими ушами, занялся приготовлением палитры и красок. Очень скоро я привык, как все, видеть в обнаженной натуре только "модель", которую надо было "скомпоновать" и "построить" на холсте, найти сочетание живописных "пятен" фигуры и фона и "связать" их между собой, "не разбить" форму, детализируя ее в цвете, и, главное, "не засушить", до конца сохранив цельность и свежесть первоначального восприятия". (13)
    В мемуарах В. Лазурского описаны внешность и манера поведения профессора П. Г. Волокидина: "Павел Гаврилович входил в мастерскую в своем черном, слегка приталенном тулупе со смушковым воротником, в высокой смушковой шапке и в черных валенках с калошами. В руках была толстая палка, на которую он опирался при ходьбе. У него была неторопливая, как будто даже важная поступь. Облик крестьянина. Но когда он снимал тулуп и шапку и оставался в серой толстовке с мягким черным бантом вместо галстука (как любили носить в то время художники), перед вами был интеллигент со спокойным и благожелательным взглядом очень умных, светлых глаз. Волосы он стриг под машинку и носил небольшие, всегда аккуратно подстриженные усы. Когда Павел Гаврилович хотел особенно похвалить кого-нибудь из художников и не находил слов для выражения своего чувства, он говорил обыкновенно просто: "Эт-то живопись!!!" И мы понимали, что это настоящая живопись, то есть такая живопись, какой она должна была бы всегда быть (и какой она так редко бывает)". (14)
     В. Лазурский в своих воспоминаниях неоднократно подчеркивал, насколько широк был кругозор и разнообразны вкусы П. Г. Волокидина. Это не могло не привлечь к нему студентов, учившихся в бурную эпоху становления нового искусства. Им был необходим наставник, который умел дать оценку современным художественным явлениям и тенденциям. "Он (Волокидин - В. С.) понимал наши увлечения футуризмом Маяковского, конструктивизмом в театре и всеми прочими "измами" 20-х годов. Вероятно, именно благодаря этой своей терпимости он умел исподволь направить нас на путь реалистического искусства, привить любовь не только ко всему лучшему в современном искусстве, но и к живописи старых мастеров". (15)
     Учебный день в институте изобразительных искусств был насыщен до предела. Каждое утро с 10 до 2-х часов студенты занимались живописью, с 4 до 6 - рисунком. Перед живописью и после рисунка преподаватели читали лекции по истории искусства, эстетике, цветоведению, технологии красок, пластической анатомии и перспективе. Был и курс политграмоты и политэкономии. Большинство курсов вели университетские профессора, многие среди них - большие специалисты и ученые с именем. (16)
     Историю искусств студентам читал Борис Васильевич Варнеке (1874-1944) филолог-классик, историк театра, личность поистине легендарная. (17)
     Не менее значимой была для студентов личность профессора М. И. Мандеса. По воспоминаниям, он был философ с внешностью веласкесовского Эзопа и читал им самим специально составленный для ИЗО небольшой, но необычайно содержательный курс теории искусства. "Он диктовал нам конспект своих лекций, а мы записывали. Когда курс был закончен, один из студентов полиграфической мастерской, набрал и отпечатал сто пятьдесят экземпляров этого конспекта в институтской типографии. Кроме теории искусства, Мандес прочел нам еще факультативно цикл лекции на тему "Города Италии". (18) Рассказы М. Мандеса об Италии, по которой он путешествовал в юности, по воспоминаниям бывших выпускников вуза, оставили неизгладимое впечатление.
     Музейную реставрацию и стилизацию преподавал выпускник Краковской Академии изящных искусств Михаил Иванович Жук (1883-1964) - график, живописец, поэт. (19) Его творческое наследие разнопланово: образцы станковой живописи и керамики, книжная графика, графические портреты украинских литераторов и деятелей искусства (М. Коцюбинского, Г. Нарбута, В. Василько и др.), рассказы, стихотворения, сказки, критические статьи.
     В институте были и три архитектурные мастерские, которыми руководили М. Ф. Покорный, М. В. Замечек и О. Д. Зейлингер. В. Лазурский считал, что благодаря архитектору Михаилу Францевичу Покорному, он получил основательные знания по курсу перспективы, позволившие ему впоследствии успешно работать в архитектурно-проектной мастерской и строить сложные перспективы интерьеров и выставочных павильонов. (20)
     В "Поименном списке преподавателей" Одесского художественного училища за 1925/1926 гг. указан Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946). (21) Он известен главным образом как иллюстратор и оформитель книг, в частности, как автор классических иллюстраций к произведениям Л. Н. Толстого, а также как художник-монументалист, один из создателей советской монументальной живописи. Кроме того, Лансере был рисовальщиком и акварелистом, художником театра и мастером станковой картины разных жанров - от исторического до портретного. Он обращался к прикладному искусству, выступал как теоретик, долгие годы занимался преподавательской деятельностью.
     С 1922 до 1934 гг. Лансере преподавал в Тбилисской Академии художеств. Художник полюбил Грузию, особенно Тбилиси - его узкие улочки старых кварталов, шумные новостройки окраин, жителей этого красивейшего города. "Я понимаю теперь Лансере, который живет здесь, - писал навестивший его художник И. И. Нивинский, - отсюда трудно уехать".
    За этот период им было выполнено сотни археологических, этнографических, бытовых зарисовок, пейзажей. Какая же связь с Одессой?
     На протяжении 1920-х гг. Е. Лансере создавал эскизы декораций для одесских театров, в частности, декорации к опере Сен-Санса "Самсон и Далила" для государственного оперного театра (1925). Как член Товарищества южнорусских художников (с 1913 г.), он принимал участие в выставках Товарищества, а также на IV выставке Общества им. К. Костанди (1928). (22)
     В "золотом фонде" преподавателей вуза почетное место принадлежит Николаю Емельяновичу Макаренко (1877-1938) - художнику, искусствоведу, музейщику, реставратору и археологу. (23) "В 1919 г. я выехал из Санкт-Петербурга в командировку на Украину, - писал он в одном из писем. - Тут меня захватило движение - украинизация. Вы, знаете, я сам украинец. Казалось тогда, что я действительно могу быть полезным Родине". (24) В Киеве Макаренко стал преподавать в Украинской государственной академии искусств, ректором которой был тогда Георгий Нарбут. Курс по истории украинского искусства, по воспоминаниям студентов, он читал на украинском языке. Одновременно работал в Украинском научном обществе, созданном по инициативе Михаила Грушевского, вместе с Борисом Рерихом занимался реконструкцией Михайловского собора, Софии Киевской, Андреевской церкви. Инициировал создание фотоархива архитектурных памятников Киева.
     В 1919 г. Николая Макаренко стал первым директором Музея искусств АН Украины, созданного на базе коллекции семьи Ханенко. Но его бескомпромиссный характер и огромная эрудиция раздражали чиновников от науки и культуры. Начались интриги, прокуратура завела на Макаренко уголовное дело, и вскоре он оказался в Лукьяновской тюрьме, откуда его не без труда вытащили друзья.
    В 1926 г. Н. Макаренко вынужден был уволиться из Музея искусств, где он работал уже не директором, а рядовым сотрудником археологического отдела. Именно тогда он получил приглашение возглавить кафедру в Одесском политехникуме изобразительных искусств, но не смог выехать из Киева, так как все еще находился под следствием: "С одной стороны - не дают физической возможности жить, а с другой - "необходимый человек", которого терять не желают", - жаловался ученый.
    Изучая духовную культуру Украины, Макаренко настоятельно призывал к охране культурных памятников. Он был единственным из членов специальной комиссии, кто не поставил свою подпись под решением о сносе Михайловского златоверхового собора в Киеве, что стало главным основанием для репрессий против него. Он был арестован за "контрреволюционную деятельность" и в 1938 г. расстрелян. (25)
     Николай Макаренко и Евгений Лансаре не преподавали в Одесском художественном институте, но стремились попасть в этот вуз. Это лишний раз подчеркивает тот высокий научный и профессиональный статус, который имел институт в двадцатые годы.
     А. Ждаха стал читать свой курс в этом вузе в 1924 г. и в том же году стал членом Общества им. К. К. Костанди. (26) Вступлению в Общество способствовала, по всей вероятности, его преподавательская деятельность в институте и творческое окружение (П. Волокидин, М. Покорный, Д. Крайнев, П. Митковицер и др.).
     Подробная история художественной жизни Одессы в 1920-е гг. и ее такого значительного высшего учебного заведения, еще ждет своих исследователей, однако неопровержимым фактом является то, что с деятельностью его преподавателей и воспитанников разных поколений - связано много славных страниц в истории украинского искусства.


(1) Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. - Ф. 166. - Оп. 6. - Д. 9506. - Л. 6,7.
(2) В. Солодова. Обучение архитектурной специальности в 1920- е годы в Одессе // Проблемы теории истории архитектуры Украины. - Вып. 3. - Одесса, 2002. - С. 85.
(3) Государственный архив Одесской области (далее - ГАОО). - Ф. 367. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 13.
(4) ГАОО. - Ф. р.-499. - Оп.1. - Д.1509. - Л. 11.
(5) Там же. - Л.6.
(6) http: // www. museum. ru / № 25519.
(7) І. Голяєва. "Греківка" - крізь роки. Академізм і монументалізм. - Одеські вісті. - 2004. - 2 жовтня.
(8) В. Поляков. Одесская школа живописи // http: // www. bonsite. ru/ polykov/ pv_frame. htm.
(9) І. Голяєва. "Гречківка"… Указ. соч.
(10) ГАОО. - Ф. р.-499. - Оп.1. - Д.1509. - Л. 6.
(11) Там же.
(12) Там же.
(13) В. Лазурский. Путь к книге. Воспоминания художника. - М., 1985. - С. 22-23.
(14) Там же.
(15) Там же. - С. 25.
(16) Там же.
(17) ГАОО. - Ф. р.-499. - Оп.1. - Д.1509. - Л. 6.
(18) В. Лазурский. Путь… Указ. соч. - С. 27.
(19) ГАОО. - Ф. р.-499. - Оп.1. - Д.1509. - Л. 6.
(20) В. Лазурский. Путь… Указ. соч. - С. 27.
(21) ГАОО. - Ф. р.-499. - Оп.1. - Д.1509. - Л. 6.
(22) http: // www.centre. smr. ru/ win/artists/ lansere/ biogr_lansere.htm.
(23) ГАОО. - Ф. р.-499. - Оп.1. - Д.1509. - Л. 6.
(24) http:// xpress. sumy.ua/ artikle/ culture/ 499.; Звагельський В. Б. Невтомний у праці (М. О. Макаренко) // Репресоване краєзнавство (20-30-і роки). - К., 1991. - С. 161-167.
(25) Там же.
(26) Общество имени К. К. Костанди (1922-1930) было основано учениками и друзьями художника (И. И. Бродским, П. Г. Волокидиным, М. Б. Грековым, А. А. Шовкуненко и др.), после его смерти для объединения художников традиционалистской и умеренно-модернистской ориентации.