ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 7)



В. Михальченко

Покровская церковь - историческая ценность
                                                                                                            
    Глядя сегодня на Свято-Покровский храм в с. Петровке, отметивший на днях свое 124-летие, можно с удовлетворением сказать, что его историческая судьба сложилась намного счастливей и удачней, по сравнению с замком Курисов в том же селе. В то время как уже второе десятилетие, пострадавший от пожара замок, страдает как от сезонных погодных условий, так и от людской черствости и бездушности, двери Свято- Покровской церкви всегда открыты для верующих.
    К сожалению, и нынешнее состояние Покровской церкви не внушает оптимизма. Появившаяся несколько лет назад трещина в куполе и северной стене храма, грозит разрушить и этот великолепный исторический памятник, являющийся монументальным свидетелем рачительного хозяйствования владельцев Курисово-Покровского имения - дворянской семьи Курис.
    Закладной камень в основание Свято-Покровского храма был положен в начале 1820-х гг. первым владельцем имения генералом Иваном Онуфриевичем Курисом. А 1 октября 1824 г. (по старому стилю) церковь освятили в память чудесного явления Божьей Матери, произошедшего в 910 г. в Константинополе, когда Царица Небесная защитила своим светоносным покрывалом жителей осажденного города. Примечательно, что первый день октября был судьбоносным в жизни Ивана Куриса. Именно в этот день, в 1787 г., состоялось сражение русской армии под предводительством Александра Васильевича Суворова на Кинбурской косе близ Очакова. Как раз в тот день и состоялось личное знакомство молодого капитана Куриса с будущим российским генералиссимусом, которое переросло в крепкую совместную дружбу. С тех пор воинская карьера Ивана Онуфриевича пошла кверху, а за подвиги свои ему были дарованы земли в Балайском урочище, где впоследствии жили пять поколений дворянского рода Курисов.
    Согласно историческому исследованию, проведенному в свое время архиепископом Херсонским и Таврическим Гавриилом (Розановым), доподлинно известно, что уже первыми поселенцами села, т.е. в 1888 г., был открыт молитвенный дом. Тот же автор в своей работе "Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической" отмечает, что в 1793 г. церковь была "каменная. Сооружена помещиком действительным статским советником Курисом, вместо существующего тут молитвенного дома". Эта временная церковь просуществовала до открытия в 1824 г. нового просторного Покровского храма. К сожалению, имя архитектора доныне не известно. Предположительно, что строителями церкви были местные умельцы.
    Свято-Покровский храм всегда был однопрестольный, по штату в нем долгое время служили один священник и два псаломщика. Однако, с 19 марта 1879 г. место второго псаломщика было закрыто, и с тех пор священнику помогал лишь один псаломщик. Одним из первых священников Покровской церкви был Суравский Лаврентий Иванович (1781-?), происходивший из дворян. В сан священника он был рукоположен 20 февраля 1814 г. и назначен в с. Курисово-Покровское. После него при храме служили священники: Тимофей Петрович Гловацкий (1809-?), Иоанн Дмитриевич Цивчинский (1806-?). По состоянию на 1882 г. в селе насчитывалось 1246 человек, исповедующих православие и регулярно посещающих Свято-Покровскую церковь. С 1850 по 1887 гг. настоятелем храма был священник Иван Стефанович Тинтулов, а с 18 декабря 1893 г. сюда назначили из с. Златоустова Поля священника Александра Поликарповича Лебедева. Ему суждено было произносить вместе с жителями села молебственные слова о здравии царствующего дом Романовых, а затем услышать от тех же крестьян-активистов, уже большевиков, богохульства и ругательства в адрес церкви.
    В 1930-х гг. отца Александра Лебедева не стало, память о нем стерлась, и лишь два года назад с помощью местных жителей удалось отыскать на местном кладбище его запущенную могилу. В 1890-х гг. при храме служил диаконом Михаил Павлович Синицкий, в семье которого, здесь же в селе, родился сын Владимир, ставший впоследствии известным южно-русским художником. Начиная с Ивана Онуфриевича, - дети его, внуки и правнуки непременно избирались старостами Покровской церкви и во все времена почитали за честь нести труды по улучшению храма. Из года в год на церковные нужды вносились значительные средства и пожертвования. Особенным величием отличались пожертвования от внука храмоздателя Курисо-Покровскоой церкви Ивана Ираклиевича Куриса и его супруги Любови Ивановны, урожденной Гижицкой. Воспитанные на высоких дворянско-православных традициях, они усердно опекали как сам храм, так и церковно-приходскую школу при нем. Стоит сказать несколько слов об этом наиболее именитом владельце Курисово-Покровского имения - Иване Ираклиевиче Курисе. Ученик Одесского Ришельевского лицея в самой ранней молодости вошел в круг культурной элиты Одессы. Со многими представителями аристократического мира его связывали тесные дружеские отношения. Как крупного коллекционера, владельца литературных подлинников, принадлежащих перу Пушкина, Гоголя и других писателей и поэтов, его знали во всей России, он вел обширную переписку со многими коллегами со всего мира. Стены его Курисово-Покровского имения украшали картины художников с мировыми именами; десятки тысяч книжных томов, многие из них в шикарных кожаных обложках с тисненными экслибрисами, покоились на полках его домашней библиотеки.
    В общественной жизни Одессы и Херсонской губернии Иван Ираклиевич занимал видное положение. Его неоднократно избирали предводителем дворянства Одесского уезда, а затем всей Херсонской губернии, председателем Общества сельского хозяйства Юга России, почетным членом различных благотворительных обществ, у истоков создания которых он стоял.
    В 1894-1896 гг. Иван Ираклиевич вместе с Любовью Ивановной пожертвовали немалые средства на приобретение новых колоколов, изготовление и позолоту креста, заказали все новые иконы для иконостаса, а в 1900 г. Любовь Ивановна Курис уплатила 2575 руб. за новый иконостас.
    Увлеченная идеей распространения народного просвещения, Любовь Ивановна еще 1886 г. озаботилась созданием в Курисово-Покровском нового помещения для народного училища. Долгие годы она была попечительницей как местной, так и Александровской (в соседнем селе) церковно-приходских школ, где уроки Закона Божьего вел местный священник. За счет помещицы ученики и ученицы этих школ во время занятий получали горячую пищу.
    Обширная церковная ограда Покровского храма стала также местом упокоения многих членов семьи Курисов. Со стороны северных церковных ворот Ираклием Ивановичем Курисом был построен высокий склеп над могилой своего отца Ивана Онуфриевича, умершего в 1836 г. В дальнейшем, в нем были захоронены и другие члены семьи, а за алтарем храма находились могилы дворян Гижицких, родителей Любови Ивановны Курис. Все эти мемориальные захоронения, к сожалению не сохранились. В 1930-х гг. "высокосознательная" молодежь, возглавляемая приезжими комиссарами, разорили семейную усыпальницу Курисов, а останки предков некогда славного рода Курисов были вывезены за пределы села.
    Незавидная судьба могла бы ожидать семью Курисов после большевистского революционного переворота 1917 г., но им посчастливилось покинуть Одессу в последний день эвакуации. Нелегко сложилась заграничная жизнь потомков дворянского рода Курисов. После нескольких лет мытарства по зарубежью, часть из них нашли пристанище в Париже. Мне посчастливилось общаться и по телефону, и через Интернет с правнуком Ивана Ираклиевича Куриса - Александром Александровичем. Запомнились его слова, взволновано высказанные им в одном из наших разговоров: "Все мои дети и внуки, несмотря на то, что рождены в многонациональных браках, крещены в православную веру".
    Интересно сложилась судьба и другого внука Ивана Ираклиевича - Николая Ивановича Куриса. Волей случая, его отец полковник лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка, Иван Иванович Курис оказался в Ирландии. Невероятно, но и там, в далекой Ирландии, сложилась небольшая община эмигрантов из России. Николай Иванович Курис был женат на дочери военного губернатора Варшавы генерала Бибикова, но после того, как умерла его супруга, он принял священнический сан, основал русскую церковь в Дублине и возглавил церковную общину в Ирландии.
    Что касается Свято-Покровского храма в с. Петровке, то в советский период он был приспособлен под склад, и лишь в начале 1990-х гг. началось новое возрождение церкви. За последние годы был сделан внутренний ремонт, изготовлен новый иконостас, выстроена отдельно стоящая колокольня. Однако настоятель храма отец Николай по-прежнему озабочен поиском средств для кардинальной реконструкции церкви, дабы успеть спасти ее от возможного разрушения, вызванного все увеличивающейся трещиной в храмовом здании.