ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



И. Чувилова

От "древностей" к "памятникам": Пути отечественного коллекционирования.
                                                                                                            
     Осмысление и изучение истории - именно на этом перекрестке совпали в эпоху Просвещения пути России и Европы, развития личности и европей-ской цивилизации. Здесь сошлись воедино новое понимание Времени и своего личностного Бытия внутри него, рефлексия на - теперь навсегда - утраченное, иные темпы и формы взаимодействия человеческой деятельности и природных процессов, стремление к закреплению форм духовной и материальной жизне-деятельности, сохранению памятных примет и предметов как знаков начав-шейся вновь Истории.
     Упорядочивание отношений человека с миром сопровождалось станов-лением коллекционирования как формы культурной трансформации и Музея как одной из форм закрепления Памяти: предметность исторического пути становилась важной доминантой человеческого бытия.
     "Предметность", извлекаемая из повседневности, выявляет суть проис-ходивших процессов и отражает целый комплекс культурно-исторических реалий конца XVIII - первой половины XIX ст. Одной из самых ярких и ха-рактерных примет времени становится появление комплексных коллекций т.н. "древностей" - законодателей собирательской моды эпохи. Таких коллекций в период становления нации было множество; большинство из них практически не поддается дешифровке и детальному изучению, однако, факт их существо-вания в этот период свидетельствует: интерес к коллекционированию пробу-дился не только у ученых, которые искали подтверждения своим теориям, не только у богатых представителей сословий, озабоченных формированием и за-креплением своего статуса, но у рядового гражданина, столичного и провин-циального жителя, стремившегося увидеть себя в перспективе времени, опре-делить свое место и место отечества в новом мире, закрепить в памяти и оста-вить потомку исчезающие свидетельства истории. П.П. Свиньин в краткой описи своего Русского музеума поместил эпиграф: "Любить Отечество велят: Природа, Бог, А знать его - вот честь, достоинство и долг!" Именно на этом фоне наблюдаем мы всплеск коллекционирования в провинции и столицах в первой половине XIX ст.: он был продиктован как эпохой историзма, для ко-торой характерны охранительные функции, так и эпохой романтизма, пытав-шейся закрепить ускользающие формы жизнедеятельности в материализован-ных эквивалентах.
     Что же такое "древности" для человека рубежа XVIII - XIX вв.? Архео-логия, которая находилась в стадии становления, понималась как "описание древностей", которые были еще слабо систематизированы. Поэтому под древ-ностями подразумевались как предметы археологии в современном понима-нии, так и разнообразный круг артефактов материальной культуры и предме-тов старины, имевших историческое и научное значение: предметы быта, де-коративно-прикладного искусства и археологии, минералогии, палеонтологии, нумизматики и эпиграфики, этнографии и пр. Важно отметить, что под древ-ностями подразумевалось также духовное наследие - предания, обычаи, веро-вания и "установления" древних народов, то, о чем сегодня принято говорить, как о нематериальном культурном наследии и истоки внимания к которому мы находим в начале XIX ст.
     Самые разнообразные предметы, зачастую трудно совмещаемые в рам-ках одной коллекции, были объединены единым ценностным качеством - при-надлежностью к истории страны. В 1804 г. неизвестный автор статьи в сто-личном журнале "Северный вестник" говорил о "древностях вообще, разумея под сим и остатки древнего просвещения Россиян", а это и "предания", хра-нящиеся в монастырях и памятники, которые "в недрах земли таятся..." (1) Более конкретное перечисление встречаем, например, в "Указателе предметов древности" для публичных тор-гов в уездном Аткарске (1-я четв. XIX в.): наряду с рукописями, нумизмати-кой, произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства, - воин-ские доспехи, одежда и обувь "неупотребительного в настоящее время по-кроя", "предметы первобытной древности", весы, гири, оружие и т.п. Постепенно и особенно это замет-но в провинции, "древности" становились все более связанными с бытованием предков и историей рода, приобретали мемориальную значимость, что было обусловлено становлением мнемокультуры и исторического самосознания. Коллекция древностей П.П. Свиньина (1-я четв. XIX в.) обозначалась им как "воспоминания", где "чепчик из паутины" и "колчан со стрелами" были по-мещены вместе ввиду их мемориальной значимости; коллекция древностей исследователя И.Я. Словцова в Тюмени начиналась со скелета мамонта (1870-е), определившего значимые вехи местной истории. Значительное видовое разнообразие древностей было обусловлено также синкретичностью, при ко-торой художественная, научная, мемориальная, сакральная ценность предме-тов долгое время оставалась целостной и нераздельной. Например, украшение императорских дворцов древностями, "антиками" способствовало распростра-нению моды на такие предметы, а также идей Просвещения в целом. Так, сре-ди древностей, привезенных из путешествия по Европе наследником вел. кн. Павлом Петровичем и вел. кн. Марией Федоровной для украшения нового Павловского дворца, находились античные керамика, барельефы, скульптура, собрание лав Везувия из 950 образцов (1780-е).
     Сформировалась серьезная традиция в изучении и коллекционировании древностей, которая способствовала созданию таких комплексных коллекций вплоть до нач. XX в., несмотря на то, что примерно со 2-й четв. XIX в. диффе-ренциация научного знания постепенно разводит памятники в самостоятель-ные группы: археологию, нумизматику, эпиграфику, минералогию и пр. Разви-тие этой значительной группы отражает в целом процесс превращения разно-образных артефактов в памятники (истории и культуры, искусства и науки), приобретавших конкретное ценностное значение для общества.


(1) Северный вестник. - 1804. - Т.1. - № 2. - С.204.