ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



О. Котова

Произведения художников-нонконформистов в музейных собраниях Одессы
                                                                                                            
    В современной отечественной культурологии и искусствоведении исто-рия собрания произведений одесских художников-нонконформистов, находя-щиеся в постоянной экспозиции Одесского художественного музея (ОХМ) и Одесского литературного музея (ОЛМ), а также в их фондах (в том числе бывшая коллекция В. Асриева в ОЛМ) является вопросом малоизученным и актуальным. На протяжении последнего времени наблюдается возрастающий интерес к явлению нонконформизма, что подтверждает открытие музеев нон-конформистской культуры, возрастание виртуальной, визуальной, вербальной информации, однако, такой феномен, как художественный нонконформизм Одессы по сей день еще не был предметом специального научного исследова-ния. Одесса, как центр культурного региона, многонациональный город, нахо-дясь на перекрестке Востока и Запада, Севера и Юга, аккумулировала и родила довольно специфическое явление, называемое "одесской школой живописи", особенности которой (жизнелюбивое мироощущение, тонкость цветовых от-ношений и "светоносность", целостность формы, преимущество логики пла-стики над сюжетностью) зримы и в авангарде начала века наряду с "Салонами Издебского" и "Независимыми", и в "южно-русской" школе живописи, и в творчестве художников-нонконформистов 1960-1980-х гг. Творчество, теория и история одесских художников-нонконформистов, будучи одним из наиболее ярких "белых пятен" в истории отечественной культуры, есть программными для в своего времени. Суть отношений к Искусству в его абсолютном бытии и значении, которое определило альтернативное сознание в годы "оттепели", выход в сугубо творческие задачи от официальных соцреалистических (миме-тичных и законопослушных), подготовка фундамента для развития следующе-го поколения художников обусловило актуальность "разведки".
    Нонконформистское искусство, которое существовало в культурном пространстве Украины в 1960-1980 гг. (основные центры - Киев, Одесса, Львов), откликнулось на призыв времени, не смирилось с навязанной доктри-ной социалистического натурализма и старалось перекинуть мостик от тради-ций авангарда к современному мировому искусству с сохранением корней на-циональной культуры. Одесса стала одним из очагов этого явления. Художе-ственный нонконформизм Одессы имел южно-русские корни, а связан был уже с западноевропейской традицией.
    Одесское нонконформистское искусство не ставило перед собой полити-ческих задач или борьбу с официальной идеологией, шел поиск "нового" пла-стического языка, стиля и методов самовыражения. Живописность, камер-ность, профессионализм - характерные особенности одесситов. Серия квар-тирных выставок, самиздат, заборная выставка "Сычик+Хрущик" 1967 г. в Па-ле-Рояле на заборе Оперного театра (на семь лет опередившая известную "бульдозерную" выставку 1974 г.) свидетельствовали о хорошо налаженной неофициальной художественной жизни Одессы. По сравнению с другими го-родами Украины, где "андеграунды-одиночки" были более разрознены, тут сложилась группа художников, к которой в разный час цепляли ярлыки "мо-дернисты", "авангардисты", "андеграунд", "нонконформисты", которая со-ставила серьезную конкуренцию официальному Союзу художников. Основу группы составляли В. Стрельников, А. Ануфриев, Л. Ястреб, В. Маринюк, В. Басанец, В. Хрущ, С. Сычев, В. Наумец, Р. Макоев, В. Сазонов, позже О. Во-лошинов, А. Стовбур, Е. Рахманин, В. Цюпко, М. Степанов, С. Савченко и другие, которые были объединены, активны, необходимы друг другу. Дружил с ними самый "независимый" в Союзе художников Юрий Егоров. Подчинен-ность соцреализму нарушалась акциями "первого абстракциониста" Одессы Олега Соколова. Появились первые коллекционеры: скрипач В. Асриев, спорт-смен Е.Суслов, семья Глузман (сейчас наибольшая коллекция произведений "неофициального искусства" у М. Кнобеля, наиболее информативны коллек-ции Ф. Кохрихта, Е. Голубовского, С. Верника, друзей этой группы художни-ков). Общались с ними молодые тогда журналисты Е. Голубовский и Ю. Ми-хайлик, Ф. Кохрихт. Сложилась среда, прозванная "нонконформистской" (ус-ловным визуальным знаком могла бы послужить робота Людмилы Ястреб "Non").
    Цель данной статьи - представление творчества одесских художников - нонконформистов, собранное в музеях Одессы. Задачи: ознакомить с ситуаци-ей в художественной жизни Одессы 1960-1980-х гг., историей музейных соб-раний ОХМ и ОЛМ (и их фондов), выявить особенности неофициального ис-кусства южного региона в контексте художественной культуры 1960-80-х гг. Объект исследования - музейные собрания Одессы, содержащие произведения нонконформистов Одессы. Предмет исследования - творчество художников-нонконформистов Одессы 1960-1980-х гг. Исследовательские приемы: анали-тический, компаративный, исторический методы, системный подход. Хроно-логические рамки исследования - 1960-1980-е гг.
    Художественный нонконформизм Одессы, хотя и не был предметом спе-циального научного исследования, но был замечен и высоко оценен западны-ми и отечественными критиками искусства, искусствоведами, художниками, культурологами, среди которых: А. Ахмерова, В. Басанец, Т. Басанец, Е. Голу-бовский, М. Жаркова, Ф. Кохрихт, Л. Медведева, Г. Медникова, М. Мудрак, О. Савицкая, Г. Скляренко, О. Тарасенко, О.Титаренко, О.Федорук и другие, ко-торые сформулировали и охарактеризовали проблему, описали творчество главных представителей нонконформистского искусства. Но сегодня, в кон-тексте новых идей, пересматриваются подходы к явлениям искусства, а глав-ное - в условиях отсутствия оппозиции официальное-неофициальное искусст-во, есть возможность более объективно проанализировать явление нонкон-формизма с применением системного подхода в контексте культурологиче-ских идей ХХ в.
    Некоторые факты из истории. Термин "нонконформизм" хотя и появил-ся в семнадцатом столетии (лат. non + conformis - не соответствующий, не од-нообразный, не согласный), но актуальным стал в середине ХХ в., в связи с появлением нонконформистской культуры как альтернативы официальной в Советском Союзе, "шестидесятников" и андеграунда, студенческими револю-циями в США и Западной Европе. В культурологии понятия "нонконформизм" расшифровывается как: 1) инакомыслие, несогласие с упроченной идеологиче-ской или моральной доктриной государства, непринятие господствующего по-рядка, общепринятых мыслей; критическое отношение к официальной идеоло-гии и общественно-политическому порядку; 2) бунтарство, стремление, во что бы то ни стало противоречить позиции большинства и поступать противопо-ложным образом(1). Нонкон-формизм - условное название художественных течений, которые не вкладыва-лись в нормы официального советского искусства и существовали в рамках андеграунда в 1960-80-е гг. (2). "Нонконформистами были в то время, прежде всего те, кто не хотел добивать-ся меньшего или другого, чем Прекрасное и Истинное в самом величествен-ном, священном, таинственном значении, и потому отрыв от реальности и от натуры, от эмпирического мира был здесь наиболее радикальный" (А.Якимович) (3).
    Шестидесятые годы - период восстановления и пересмотра извечных ис-тин, когда на арену выходила радикальная молодежь, которая не была удовле-творена миром, которые предлагали родители. Появление контркультуры, сту-денческих бунтов, хиппи, битников, рока, джаза, новых течений в искусстве, литературе, музыке отвечало переломному моменту в истории человечества, научно-технологической революции. Совпадение по времени таких событий, как пик движения хиппи, разжигание войны во Вьетнаме, "горячее студенче-ское лето" 1968 года, фестиваль хиппи в Монтре в 1967 г., рок-фестиваль "Вудсток-69", взлет популярности ливерпульской четверки "Битлз" свиде-тельствует о проявлении контркультуры, нонконформизме в мировой культу-ре.
    Исследователи появление отечественного нонконформизма 1960-х свя-зывают с хрущевской "оттепелью" (термин И. Эренбурга), чувством, что на-стал момент, когда можно проснуться, осознанием достоинства человеческого, моментом свободы. Это годы розовых надежд, бушующих начинаний, время "открытие Европы и Америки", которое можно сравнить с открытиями новых континентов в самом искусстве. В контексте украинского андеграунда (в Кие-ве - А. Суммар, В. Ламах, Г. Гавриленко, А. Лымарев, А. Левич, И. Марчук, Ф. Гуменюк, А. Дубовик, А. Горская, в Львове - Р. Сельский, К. Звиринский со своими школами, "неформальная академия" Ф. Манайла из Ужгорода, В. Ма-каренко из Днепропетровска), новаторских идей в литературе Г. Тютюнника, поэзии - И.Драча, Б. Нечерды, Л. Костенко, кинематографии - С. Параджано-ва, К. Муратовой, формировалось и неофициальное искусство Одессы. Отече-ственным нонконформизмом 1960-1980-х было и распространение самиздата, и движения сопротивления (в Одессе: национально-культурный, правозащит-ный, религиозный, за государственную независимость, радикальное крыло движения за самостоятельную Украину и др.).
    Особенности одесского художественного нонконформизма - в его неза-ангажированности. Нонконформизм был не в политическом диссидентстве, а в художественной оппозиции, поисках профессионального языка, адекватного времени. Искусство Одессы в целом - светлое, жизнерадостное, здесь нет, в основном, литературного подхода в искусстве, драматических сюжетов. Поис-ки скорее форм и методов выражения, поэтому особое внимание композиции, цвету, пространству. Многие художники-нонконформисты начинали с реализ-ма (пластического реализма, а не натурализма), южно-русской школы, живо-пись варьировала между реализмом, условным фигуративизмом и нефигура-тивным искусством, у всех переплавилось живописное начало с поиском но-вых форм выражения. Уникальность творчества одесских художников-нонконформистов - в "формальной изысканности художественного языка, оригинальности композиции, цветовой и световой выразительности и еще в "чем-то", что есть сутью живописи в понимании художников юга. Как бы са-мо собою возникло, и культивировалась в отношении к живописи идея ее при-оритетности, как безусловное содержание и содержание жизни художника" (В.Басанец) (4). Одесский вариант шестидесятничества отличался своей общей позицией - романтической, от-страненно-медитативной, без прямой критики окружающего мира, без откры-того художественного философствование, как-то было более характерным для Киева и Львова.
    История собрания произведений нонконформистов музеями Одессы (ху-дожественного и литературного) начинается со второй половины 1980-х гг., и связана с "общеперестроечными" процессами в государстве (освобождением от идеологического прессинга). Однако, практика частного коллекционирова-ния этих художников существовала уже с 1960-х гг., главным образом, пред-ставленная в лице друзей нонконформистов: Е. Голубовского, Ф. Кохрихта, С. Верник, с 1970-х - В. Асриева, а с 1980-х - М. Кнобеля, создавших наиболее полные собраниями одесских нонконформистов. Характерно, что такое явле-ние, как нонконформистское искусство Одессы наиболее полно собрано в ка-чественном и количественном отношении в частных коллекциях, а не в музей-ных собраниях города.
    В собрание Одесского художественного музея, в его постоянную экспо-зицию, входят произведения одесских нонконформистов: В. Хруща, Л. Ястреб, В. Басанца, Е. Рахманина и художников, чье творчество балансирует между официальным и неофициальным искусством - Ю. Егорова, Н. Степанова, Л. Дульфана и других. Появление работ этих художников в постоянной экспози-ции музея было связанно не с причастностью к нонконформизму, а с высоким профессиональным уровнем самих произведений. История поступления в ОХМ работ художников-нонконформистов имело несколько источников: пу-тем закупок музеем (с республиканских и областных выставок с помощью Министерства культуры УССР (бывшего), Союза художников и из мастер-ских), а также дарами коллекционеров, родственников или самих художников. Остановимся подробнее на анализе (искусствоведческом и культурологиче-ском) основных произведений одесских художников-нонконформистов, нахо-дящихся в постоянной экспозиции Одесского художественного музея.
    "Портрет В.С.Сальниковой" был написан Валентином Хрущом (1943-2005) в 1977 г., в Одессе, по заказу коллекционера В.А. Сальникова и приобре-тен у него в 1984 г. для ОХМ. Моделью для этого произведения послужила жена коллекционера В.Сальникова. Несмотря на то, что (а может и благодаря тому, что) портретируемой оказалась одесситка, выросшая в районе Привоза и работавшая служащей в порту, художник создал необыкновенно одухотворен-ный (и обобщенный) образ женщины. Характер решения образа (распределе-ние светотени, черные контуры черт лица, синий цвет одеяния) хотя отдаленно и напоминает картину П. Пикассо "Испанская женщина из Майорка" (1905), является целиком самодостаточным произведением в световом пространстве. В портрете объединена классическая школа живописи с влиянием направле-ний модернизма (фовизма, для которого характерна экспрессивность цвета, и кубизма, в основу которого положена объемность и геометризация форм). У Хруща присутствует тончайшее ощущение цвета и света в пространстве. Творчество П. Пикассо, трансформированное Хрущом более живописно, его (В. Хруща) зацепил ранний, голубой период мастера (есть очень красивая ма-ленькая белая "ню" Хруща на синем фоне). На разных этапах творческого ста-новления любой художник чувствует влияние "великих", у каждого - они свои, у В. Хруща есть посвящения М. Караваджио, П. Сезанну, А. Матиссу, многим другим, но Хрущ - настолько индивидуальный, что любую его работу можно считать "диалогом времен". Воспитанный на южно-русской школе, Т. Фраермане и французах, абстрактном экспрессионизме и поп-арте, художник не перестает экспериментировать. И в жизни, вспоминается рассказ друзей о нем, как в гостях за общим столом Хрущ на своей тарелке выложил целую "палитру" из разных блюд, подбирая компоненты по цвету. Нерукотворность, легкость, артистичность исполнения, благородство, эстетство, нежность, мяг-кость, неожиданность - характерные особенности художника, проявленные в живописи маслом, темперой, гуашью, акварелью. Неукротимый эксперимента-тор: утонченные коллажи, пастели, деревянная резьба, поп-арт, концептуаль-ное искусство, увлеченность фотографией. Любимые мотивы - натюрморты с рыбками, портреты друзей, автопортреты, композиции с женскими оголенны-ми фигурами, абстракции и т.п.
    Людмила Ястреб (1945-1980) через женский образ определяет точки от-счета новой эстетики стилеобразующих начал на ближайшее десятилетие, как в живописи, так и в монументальном искусстве, графике для целого поколения одесских художников. Женщина представлена во всех ипостасях: Образ Бого-матери, Женщина-дарительница любви, Женщины-Мать, Женщина-Природа, Женщин-Движение. "Она утверждает триумфальный ход по жизни Женщины. Всепобеждающий. Которая побеждает и смерть" (Н. Степанов) (5). "Мини-триумф" (1976) - живопис-ное полотно Л. Ястреб, приобретено (или подарено) для ОХМ у В. Маринюка (ее мужа) в 1983 г. Разноцветные ленты-женщины присутствуют в желтых (символ царственности), красных (красота, любовь), синих (духовность) платьях основных цветов с белым (символом света, радости, праздничности). Ритмы фигур продолжают ритмы деревьев. Собирают композицию охра земли и лазурно-серое небо. Присутствует плановость и сомасштабность фигур. В произведении передано настроение, легкую радость.
    Одесская тема, урбанистический пейзаж, женщина на фоне города, экзи-стенция - темы, сопровождающие Валерия Басанца (1941) в течение многих творческих лет. "Пейзаж с оперным театром" (1964) был приобретен у автора в 1987 г. для ОХМ. В этом произведении пространство и форма условны и вместе из тем узнаваемы, с ощущением вечности, в теплом колорите, едином организме города с шапками деревьев и коробочками-домами, погруженными в "сфумато", знаменитым Театром оперы и балета в Одессе. Что-то безвоз-вратно ушло, и потому ностальгически щемит. Композиция сгармонированна в тоне и в теплом колорите, вызывающем чувство комфорта (по теории В. Ба-санца). В этом произведении скрыта кубистическая схема, тождественность с геометрическими фигурами (напомним, что в основу кубизма, который возник в Европе в 1907 г., было положено языческая, негритянская культура, опыт П. Сезанна, продолженный Ж. Браком и П. Пикассо и отказ от перспективы и ус-ловности оптического реализма).
    Одним из вкладов художников-нонконформистов было участие в оформ-лении Одесского литературного музея (по концептуальному проекту А.Гайдамаки) в 1984 г.: "Зал современной литературы" В. Цюпко, "ЮГ РОСТА" О. Стовбур, "Литература 1920-х годов" С. Савченко. В основу за-мысла легла эстетика авангарда начала века с поисками современного языка искусства, адекватного времени. В этих росписях (холодная энкаустика) реа-лизовались особенности одесского монументального искусства 1960-1980-х гг.: декоративность, чистота цвета с доминантой белого, графичность, силуэт-ность фигур, вкрапление текстов, коллажность.
    В фондах ОЛМ находится также коллекция В.Асриева. Часть коллекции демонстрировалась последний раз во время конференции "Возвращение аван-гарда", в июне 2004 г. На выставке было представлено живопись и графика одесских (в основном) художников: А. Антонюка, В. Басанца, В. Маринюка, В. Наумца, С. Сычева, В. Хруща, В. Цюпко, Л. Ястреб и других. Коллекция В. Асриева собралась благодаря постоянным квартирным выставкам на Бебеля, 19. Коллекция была передана властям города в обмен на право заключения брака с поданной Англии Томас Викторией и эмиграцию в Англию.
    Мировосприятие одесского художественного нонконформизма ближе к модернистской эстетике, чем постмодернистской, так как такие черты постмо-дернизма, как игровой подход, ирония, принцип нонселекции, эклектизм, плю-рализм, растворение между элитарным и массовым, идея смерти автора и тек-ста неактуальны в этой среде. Характерными особенностями есть элитарность, иерархия ценностей и содержаний, сосредоточение на средствах материалов, профессионализм, что позволяет говорить о модернистской эстетике в услови-ях постмодернизма.
    Творчество художников-нонконформистов (на данный момент) можно разделить на: условную фигуративность, фигуративность, что граничит с абст-ракцией и абстрактное искусство. При том, что у всех наблюдаются модерни-стские тенденции, по темпераменту и склонности может быть деление на: ми-нимализм, медитативную (созерцательную) живопись, лирическую или экс-прессионистическую абстракцию, тематические композиции, неомифологизм, фольклорные мотивы и т.п. Выявлена связь художественного нонконформизма Одессы с такими явлениями, как: икона, народное искусство, фольклор, мифо-логизм, архаика, раннее Возрождение, Барокко, присутствуют элементы мно-гих художественных направлений ХХ в. (и, в частности, модернистских), та-ких как: европейский, русский и украинский авангард 1910-1920-х гг., постим-прессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, конструктивизм, минимализм и т.п.
    Художники-нонконформисты Одессы как часть общекультурного явле-ния андеграунда, диссидентства, стали альтернативой официальному идеоло-гическому искусству соцреализма. Одесский нонконформизм не был полити-зировованный, шел поиск пластического языка и методов самовыражения. От-личительные черты, такие как камерность, интимность, доверие зрителю, "вы-работанность" картины, профессиональность, "модернистские" тенденции - на грани абстракции, условности, колористика, свет от работ, (частое использо-вание белого как света = чистота, духовность), отсутствие повествовательных сюжетов, вместо этого "мотивы", образность, пластичность, солнечность, ду-шевность, созерцательность, романтичное мировоззрение. Это было довольно большое (по количеству "нонконформистских" художников и широте художе-ственных акций) и системное явление в отличие от Киева, Львова и других го-родов Украины. "Что касается андеграунда, то можно вести речь про его оди-нокие и разрозненные факты, и лишь в Одессе он, в самом деле, заявил о себе как осознанная коммуникация" (В. Левашов) (6). Их заслуга состоит в том, что они заполнили пробел между начатым в ХХ столетии авангардом и современным мировым искусством. Ряд выставок в Европе подтвердил высокий уровень мастерства. Самосознание себя как украинских художников и пропаганда на-циональных идей, профессиональные достижения - было процессом осознани-ем себя в истории современной мировой культуры.
     Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе изучения теории и истории украинской и мировой культуры, изобразительного искусства, служить методологической базой для дальнейшей разработки проблем, связанных с неофициальным ис-кусством, осмыслением современной украинской культуры и искусства. Мате-риал рекомендован для использования, как в научной, так и в учебной дея-тельности, во время подготовки бакалаврских и магистерских работ, спецкур-сов, в творческих искусствоведческих лабораториях, в создании выставочных каталогов музейных собраний "шестидесятников", нонконформистской, не-официальной культуры 1960-1980-х гг., современного украинского искусства.


(1) Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. - Г., 2000. - 364 с.
(2) Медведєва Л. Історіографія нонконформізму в українському образотворчому мистецтві 60-х рр. ХХ ст. // Мистецтвознавчі записки: зб. наук. праць. - К., 2002. - Вип.1 (2) - 103 с.
(3) Якимович А."Искусство после катастрофы". Художественная культура советского региона (се-мантический аспект) //Советское искусствознание. - 1991. - Вип.27. - С.24.
(4) Одеська школа сьогодні. Півстоліття разом: буклет виставки. - Одеса, 2004.
(5) Там же. - С. 34.
(6) Перша колекція. Каталог виставки. - К., 2003. - 13 с.

Литература:

1. Выставка произведений русского и украинского дореволюционного и советского искусства из новых по-ступлений Одесского художественного музея (1973-1977). Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. - Одесса, 1978. - С. 3-23.
2. Выставка произведений русского и украинского дореволюционного и советского искусства из новых по-ступлений Одесского художественного музея (1983-1987). Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство: Каталог. - Одесса, 1989. - С. 3-37.
3. Кореновская Н. Пресс-релиз к выставке "Возвращение авангарда", проходившей в ОЛМ. - Одесса, 2004.
4. Мєднікова Г.С. Українська і зарубіжна культура ХХ століття: Навч. посіб. - К., 2002. - С. 115-173.
5. Мистецтво Одеси в колекції Михайла Кнобеля: Альбом. - Одеса-Київ, 2002. - С. 3-30.
6. Мистецтво України ХХ століття. - К., 1998. - С. 117-157.
7. Новые поступления Одесского художественного музея (1988-1993). Живопись, графика, скульптура, деко-ративно-прикладное искусство: Каталог. - Одесса, 1995. - С. 3-37.
8. Степанов М. Люда Ястреб та Віктор Маринюк // Образотворче мистецтво. - 1997. - №2. - С.31-34.
9. Сучасне мистецтво з України. Виставка живопису-малюнка-скульптури. Мюнхен. Лондон. Нью-Йорк. Па-риж 1979. Каталог. - Мюнхен-Париж, 1979. - С. 3-23.
10. Українське малаRTство (60-80 р.). - Soviart, Оденсе, 1992. - С. 7-21.
11. Хрущ В. Письмо А. Тюрюмину. Из архива А.М. Тюрюмина.
12. Черный квадрат над Черным морем. - Одесса, 2001. - С. 6-242.