ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 1)



А. Малых

Размышления о музейной экспозиции

    Возможно, покажется странным, но я начинаю эту статью с лирического вступления. Отлично понимаю, что она будет опубликована в научно-информационном сборнике Одесского историко-краеведческого музея, который в недалеком будущем будет отмечать полувековой юбилей своего основания. Статья родилась в моем воображении в начале сентября 2004 года, когда еще "гремели фанфары" торжества, посвященного 210-летия основания Одессы. В узком кругу своих коллег, отложив в сторону каталог Цезаря Гинанда, в котором на 18 страницах убористого текста предлагались на выбор различные сорта вин, мы выбрали другой, популярный у нашего народа и широко известный во всем мире, пищевой продукт, продолжая обсуждать феномен Одессы.
    История Одессы не только уникальна, но и в высшей степени интересна. Навряд ли в европейской, а, может быть, и мировой истории найдется аналогия этому городу, который буквально спустя несколько десятилетий после своего основания становится крупным экономическим, общественно-политическим и культурным центром огромного российского государства. Помимо объективных факторов, способствовавших его бурному экономическому развитию, важную роль сыграло и то, что у истоков становления и процветания этого "девятого чуда света" стояли блестяще образованные люди, которые помимо коммерции понимали еще значимость образования и культуры. Достаточно сказать, что спустя 15 лет после возникновения города, в Одессе открыт театр, как "объект, который по важности своей не уступает таможне и карантину"! Вскоре открывается и Ришельевский лицей (1817), второй в России после знаменитого Царскосельского лицея (1811). Поэтому нет ничего удивительного в том, что на месте некогда жалкого поселка на окраине империи в течение всего лишь 100 лет (младенческий возраст) вырос город - красавец с полумиллионным многонациональным населением, где каждый обретал свободу жизни, созидания и творчества.
    Уже само имя "Одесса" продолжает и поныне вызывать множество ассоциаций, создающих живой, неповторимый образ города-порта, города порто-франко, города-космополита, "Южной Пальмиры", "маленького Парижа".
     "Я вам не скажу за всю Одессу", но с этим городом, "который я вижу во сне" и его историей, у каждого из нас связана большая или меньшая часть жизни. Именно она и подарила нам возможность принять участие в разработке и создании новой экспозиции, посвященной истории Одессы и края досоветского периода, которую в повседневном общении между собой мы называем "Старая Одесса". А фабула довольно проста.
    В 1983 году музей был закрыт на ремонт. Существовавшая экспозиция "Старой Одессы" располагалась в 4 залах на 1 этаже особняка дворцового типа, построенного в 1876 году по проекту известного одесского архитектора Ф. Гонсиоровского. Ее экспозиционная площадь составляла всего 160 м? и насчитывала 484 экспоната. Созданная почти 30 лет тому назад, под идеологическим прессом показа приоритетных направлений, она явно устарела и нуждалась не только в переосмысливании исторических фактов, событий, но и в существенных изменениях, дополнениях целого ряда материалов, тем и даже разделов. Уже само требование процентного соотношения - 30-40% материалов должны были отражать историю досоветского периода, 60-70% представлять в экспозиции советский период, носило однобокий характер. Это приводило к унификации музеев, их искусственному приведению к общему знаменателю. По сути, обесценивалась специфика музейной коллекции, а с ней уничтожалась его индивидуальность. И это в историко-краеведческом музее, который является своеобразным и неповторимым историко-культурным заповедником. Именно в нем, где слиты воедино природные и человеческие начала, где каждый из нас совершает личное путешествие, как во времени, так и в пространстве, оставались скрытыми целые пласты истории. В ней начисто отсутствовали те, кто стоял у истоков развития и процветания Одессы. Поэтому с самого начала, видя в посетителе своего собеседника и партнера, нам предстояло устранить на наш взгляд слабые места предшествующей экспозиции, в частности, ее вялый, рваный и нередко слишком фрагментарный показ экономического развития, общественно-политических движений, духовной жизни города. Одним словом предстояло воспроизвести то, что долгое время было травой забвения.
    Любой замысел начинается с идеи и решается он, безусловно, временем, научным подходом к предмету изучения, концепцией, а также определенными способами архитектурно-художественного и технического выражения. История Одессы, если говорить о научном подходе к ней, не только чрезвычайно сложна, но и многопланова. Памятуя о том, что "каждый историк обещает написать правду, но ни один не передает ее без искажений", мы были далеки от процесса идеализации и миротворчества, от той хронической болезни, которой долгое время страдало наше общество, называя белое черным и наоборот. Обмениваясь мнениями, какой быть новой экспозиции, мы еще раз убедились в том, что авторский музей уязвим, так как он субъективен.
    Только истинно научный подход построения музейной экспозиции спасет ее от этой ошибки. Только он в широком смысле слова предполагает не идеализацию, а систематизацию и препарирование информации и не важно какой - позитивной или негативной. С одной стороны - у нас было благодатное время для свободы творчества: отсутствовали "табу" всех инстанций, когда "качели конъюнктуры, некогда бросавшие не только музеи из стороны в сторону", были отброшены. Когда лавина ранее неизвестных материалов, к которым наконец-то теперь мы получили доступ, помогала переосмысливанию и нередко, что особенно важно, переоценке фактов, какими они были в действительности. Когда приходилось сталкиваться с тем, что даже на индивидуальном уровне были возможны совсем диаметрально противоположные восприятия разных событий, личностей и жизненных ситуаций.
    С другой стороны - отсутствие столь мощной поддержки со стороны государства, как это было ранее и связанные с этим материально-технические трудности, в период "смутного" времени перестроечного периода, а также и собственные ошибки, не позволили в полном соответствии использовать архитектурно-художественные приемы и технические средства (как шум прибоя, гудки пароходов, многоголосье, многоязычие и мн. др.), что передавало бы атмосферу плавильного котла, которым и было по своей сути становление Одессы. Это, несомненно, улучшило бы качество самой экспозиции. А ведь состояние музеев, как некогда было сказано с высокой трибуны Всемирной организации ЮНЕСКО, является барометром благополучия не только города, но и свидетельством мощи государства в целом.
    Поэтому для нас главная задача состояла в том, чтобы совместными усилиями музейных работников, реставраторов, художников, архитекторов и строителей возродить не только историческую достоверность архитектурного, ансамбля, но и воссоздать музейными предметами такую историко-бытовую обстановку, в которой посетитель, размышляя о прошлом и настоящем, станет сам активным сотрудником исторических событий.
    В начале 1994 года закончена реставрация здания, в результате которой интерьеры залов были приведены в первоначальный вид. Само функциональное предназначение особняка не предполагало в нем появление музея и нам приходилось приноравливаться в выборе залов для создания в них с учетом тем логичной, стройной и масштабной экспозиции по истории "Старой Одессы". Основной метод новой экспозиции - тематический, а ее характерной особенностью стал персонифицированный показ истории, когда на всех этапах исторического развития прослеживается проблема взаимоотношений личности и общества. Выбранный тематический принцип, во-первых, позволил наиболее выразительно раскрыть многоликий образ города; во-вторых, открывает возможность ритмического чередования экспрессивных и камерных тем, что улучшит общее восприятие; в-третьих, этот подход будет удобен в дальнейшем при проведении тематических экскурсий.
    Значительно расширился показ экономического развития, общественно-политической и культурной жизни, которые теперь предстали перед посетителями во всем многообразии их проявлений и в тоже время, как явление целое и органическое. В канву новой экспозиции были введены целый ряд новых тем и экспонатов, выявленные в результате собирательской и исследовательской работы, и которые не видели несколько поколений одесситов.
    Символично, что ныне действующая экспозиция была торжественно открыта 2 сентября 1994 года в день 200-летия основания Одессы. Ее хронологические рамки довольно обширны: ХІУ - начало ХХ веков. Теперь уже в 8 залах второго этажа, на экспозиционной площади более 2,5 тыс. м?, представлены около 3 тысяч экспонатов: фотографии, рукописи, документы, рисунки, гравюры, литографии, карты, планы, чертежи, печатные издания, оружие, предметы этнографии, нумизматики, живописи, абсолютное большинство которых - 86,4% не только оригинальные, но и уникальные.
    Новая экспозиция воссоздает на наш взгляд многоликий и живой образ старой Одессы. Она убедительно прослеживает историю города и края, как сплав различных национальных культур и вероисповеданий, многочисленных биографий личностей, великих и неизвестных, давно ушедших из жизни людей, но истинных творцов богатейшего наследия.
    Таким образом, представлена не просто музейная коллекция, а рассказ, рассказ о людях, времени, эпохе.


Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения
Вестибюль музея Монтаж новой
экспозиции
Монтаж фрагмента
памятника Екатерины II