Интернет реклама УБС
        


Пятая симфония Бетховена





Пятую симфонию Людвига ван Бетховена, написанную в 1808 году, смело можно назвать одним из известнейших и популярных классических мировых шедевров. Эта симфония абсолютно отличается от своих симфоний-предшественниц Моцарта и Гайдна. В симфонии четыре части, которые объединены одной темой, звучащей во вступлении. Её также называют «темой судьбы». Несмотря на то, что эта симфония не имеет программы, по характеру музыки можно понять, что она о борьбе человека с судьбой, с какими-либо лишениями и потерями.

Первая часть в указанном композитором темпе «быстро и с огнём» написана в сонатном allegro, главная партия – это, собственно, начало развития темы «судьбы». Её отличают предельная четкость ритма и стремление вперёд, по характеру она очень напряжена и неспокойна. Внезапно мелодия обрывается на доминанте. Толчок движению даёт вновь появившаяся тема судьбы, развитие достигает fortissimo и снова обрывается на неустойчивом аккорде. Звучит побочная партия, начинающаяся с громкого призыва со стороны духовых, но с ним контрастирует нежная и мягкая мелодия скрипок. Заключительная партия, завершающая экспозицию, звучит у всего оркестра и носит ещё более решительный, стремительный характер.

В основе разработки также лежит развитие основной темы. Этот эпизод носит более напряженный характер, что передают резкие контрасты и увеличение силы звука. Настойчивая мелодия судьбы завершает разработку.

Главная партия, звучащая в репризе, обрывается также, как и в экспозиции. Однако с ней контрастирует жалобная и нежная мелодия, которую исполняет гобой. Побочная партия, сменяющая главную партию, звучит в тональности С-dur. Таким образом, возможно, Бетховен хотел передать надежду человека на улучшение обстоятельств и победу всех проблем.

Ещё более безжалостный мотив судьбы звучит в коде, завершающей первую часть, и звучит гораздо более робкий и жалкий ответ. Так, композитор подчёркивает, что судьба берёт над человеком верх.

Вторая часть в форме двойных вариаций, медленном темпе и тональности As-dur, в ней не слышится такой активной и безжалостной борьбы, здесь проходит небольшая передышка от неё. Немного слышится тема судьбы, но достаточно глухо и не так грозно.

В первой теме слышится будто бы человеческая речь, повествование. Характер у неё серьезен и чрезвычайно глубок. Вторая тема, контрастирующая с первой, звучащая в тональности С-dur, походит на марш, однако её размер – три четверти. Однако эти две темы объединяются мелодией и ритмом. Далее следует шесть вариаций на первую тему, а затем и на вторую. Фактура изложения изменятся, а оркестровая окраска нет. В конце концов контраст сглаживается и выливается в одну единую мелодию.

В симфонии Бетховен впервые использовал скерцо в качестве третьей части. Здесь вновь слышится тема судьбы, которая грозно и властно отвечает робкому и жалкому «вопросу», к которому подводят струнно-смычковые инструменты. Однако средняя часть отличается – она написана в тональности C-dur и имеет веселый характер, но, вступают новые группы инструментов, приходя в репризе вновь к теме судьбы, которая в дальнейшем звучит уже не так настойчиво и сурово, как в первой части. В третьей части прослеживается непрекращающийся переход от pianissimo к fortissimo. Третья и четвертая части, идущие без перерыва, связываются темой в тональности C-dur, в которой симфония и заканчивается. Финал носит победоносный и торжественный характер, что характеризуется как победа человека над судьбой. Здесь слышится праздничная тема, напоминающая Гимн Свободе. Четвертая часть, а вместе с ней и симфония заканчивается торжественной грандиозной кодой.







Интернет реклама УБС