ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 9)



М. Рыбальченко, В. Прокофьев

6-й Керченский Краснознамённый дивизион морских охотников
                                                                                                            
    
    Тема вклада моряков Черноморского военно-морского флота в героическую оборону Одессы, Севастополя, Новороссийска, Северного Кавказа авторам данной публикации близка не только благодаря изучению исторических фактов, но и в силу глубоких личных впечатлений из рассказов людей старшего поколения.
    Отмечая 69-летие героической обороны Одессы и осмысливая вклад нашего города в историю Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., осознаем, что моряки Черноморского флота сыграли решающую роль в оборонительных сражениях 1941 г., сдерживая натиск вражеских войск как на море, так и на суше. Но до сих пор не все подвиги моряков на Чёрном море освещены должным образом. Например, боевой путь 6-го Краснознамённого Керченского дивизиона морских охотников Черноморского флота. В его составе служил дед Габров одного из авторов статьи. Судьба этого человека неразрывно связана с боевыми действиями этого дивизиона, его славными традициями и подвигами.
    Андрей Иванович Габров родился 20 декабря 1916 г. в с. Строгановка Приазовского района Запорожской области в семье крестьян. В 1938 г. призван в ряды военно-морских сил на Тихоокеанский флот. Принимал участие в боевых действиях на оз. Хасан (1938), служил старшим матросом (рулевым) на эскадренном тральщике Тихоокеанского флота.
    В 1941 г. переведен на Черноморский флот, занял должность рулевого на канонерской лодке "Буг". С августа 1942 г. в должности старшего рулевого служил на сторожевых катерах 6-го Керченского дивизиона. Принимал участие в обороне и освобождении Одессы, Севастополя, Керчи, Кавказа, в освобождении Болгарии и Румынии.
    После войны до 1976 г. Андрей Иванович плавал боцманом танкерного флота Черноморского морского пароходства. Награждён орденом Отечественной войны II степени, Украинским орденом "За мужність", медалями "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа", Ушакова, "За Победу над Германией", "Ветеран труда", "За трудовое отличие", "300 лет Российскому Флоту", Жукова, многочисленными памятными медалями и знаками.
    Андрей Иванович Габров вспоминал, что экипажи "морских охотников" не раз убеждались в отличных мореходных и боевых качествах своих кораблей. Это подтверждает и практика их применения в годы войны.
    Охотники за подводными лодками - это боевые корабли, предназначавшиеся для поиска и уничтожения подводных лодок противника, охраны транспортных судов и кораблей, несения разведывательной и дозорной службы. В ходе Великой Отечественной войны они широко использовались при высадке десантов, траления и постановки мин. Из всех морских театров боевых действий в Великую Отечественную войну, наверное, наиболее кровопролитным был черноморский. С первых часов войны здесь велись ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Героическая оборона Одессы, Севастополя, Кавказа, десантные операции в Феодосию, Керчь, Судак, Мысхако (Малая земля), Новороссийск, Таманский полуостров и другие - таковы славные вехи боевого пути малых охотников. На Черноморском флоте звания Гвардейского был удостоен малый охотник № 065, орденом Красного Знамени награждены 1-й, 4-й Новороссийский, 5-й и 6-й Керченские дивизионы морских охотников. На черноморских охотниках воевали десять Героев Советского Союза. (1)
    Разработка проекта малого охотника типа МО была начата в 1933 г. по заданию Главного штаба военно-морского флота и Главного управления пограничных войск НКВД СССР. По выданному заданию катер предназначался в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника. Группа конструкторов под руководством Л. Л. Ермаша спроектировала первый вариант катера, названного МО-2. Строительство тридцати шести катеров этого проекта завершилось в 1936 г. В этом же году появился более совершенный катер типа МО-4; в отличие от МО-2 у него не было среза палубы в корме, а борт был на 100 мм ниже. Только в составе Черноморского флота к началу войны насчитывалось 42 "морских охотника". (2)
    Впервые эти деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - обусловили их более широкое применение. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми "морскими охотниками".
    Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии способствовало повышению живучести новых катеров, и это не раз спасало их экипажи от верной гибели. (3)
    В предвоенные годы поступление малых охотников от судостроительной промышленности в систему Морпогранохраны по количеству единиц преобладало по сравнению с их числом, направляемым военно-морскому флоту. На Черном море, например, государственную границу охраняли четыре отряда пограничных судов, в составе которых было 46 малых охотников. Черноморский же флот имел всего 28 таких кораблей. С 22 июня 1941 г. сторожевые катера всех черноморских отрядов пограничных судов (ЧОПС) вошли в оперативное подчинение командованию действующего флота. Так, на базе малых охотников 2-го ЧОПС, находившихся в Балаклаве, был создан 2-й дивизион сторожевых катеров (ДСКА) охраны водного района (ОВР) Главной базы Черноморского флота - Севастополя. Пограничные катера, имевшие номера, начинавшиеся с аббревиатуры ПК, получили новое наименование - СКА. Перед окончанием войны эту аббревиатуру сменили на МО. (4)
    В годы войны на Чёрном море действовали шесть подводных лодок противника. Отсутствие на малых охотниках пироакустической аппаратуры чрезвычайно затрудняло борьбу с ними. Механический шумопеленгатор "Посейдон", бывший на вооружении катеров, представлял собой переносный примитивный прибор, состоящий из длинной трубы, оканчивающейся рогами с двумя резиновыми грушами. От них внутри трубы к противоположному ее концу отводились трубки к медицинскому стетоскопу. Акустика в штате не было, и его обязанности выполнял радист. "Посейдоном" можно было пользоваться только в дрейфе при неработающих механизмах и в штилевую погоду. С его помощью обнаруживалось лишь направление шума.
    В марте 1942 г. на флоте появились стационарные гидроакустические приборы типа "Тамир-1", определявшие пеленг и расстояние до источника звука. Но их было мало, к тому же направленные на охотники гидроакустики еще не имели достаточного опыта в обнаружении подводных лодок. Поэтому тактика борьбы с ними заключалась в основном в сковывающем бомбометании, не позволявшем противнику занять необходимое положение для торпедной атаки.
    Тем не менее, наши потери от подводных лодок на Черном море были невелики и составили около 1,5% от общих потерь боевых кораблей и около 2,5% транспортов и вспомогательных судов. Заметного влияния на перевозки морем подводные лодки противника не оказали. Этому способствовала хорошая организация конвойной службы. (5)
    Малым охотникам нередко приходилось в одиночку конвоировать суда, хотя в условиях непрерывной угрозы со стороны авиации, подводных лодок и торпедных катеров противника выполнение такой задачи, было, казалось, под силу лишь значительной группе кораблей сопровождения. Но порой иного выхода не было. Герой Советского Союза вице-адмирал Г. Н. Холостяков вспоминал: "Малые охотники были нужны, как воздух!".
    Старые черноморские капитаны транспортов, повидавшие многое в своей жизни, высоко оценивали боевые качества катеров-охотников и не боялись выходить в море под их охраной. Небольшие, но грозные для врага морские охотники - "мошки" - стали залогом надежности. (6)
    В ходе войны в составе ВМФ СССР сражалось около 250 морских охотников. Основной тип этих кораблей - охотник "МО-4": водоизмещение - 56 т, максимальная скорость - 27 узлов. Вооружение: два 45-мм универсальных орудия, два крупнокалиберных пулемёта ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших или 20 малых глубинных бомб, 4 мины типа "Р-1" образца 1928 г. или 2 мины образца 1926 г. Экипаж- 21 человек рядового состава, и 2 офицера. Длина корпуса - 25,6 м; ширина - 4,1 м, осадка - 1,8 м.
    Охотники были оснащены тремя двигателями ГАМ-ЗУ, каждый мощностью 1200 л.с. Запас топлива - 6000 кг, что позволяло обеспечить 900 миль плавания без заправки топливом. Для поиска подводных лодок МО имели шумопеленгаторные станции, а позднее - гидролокационные станции "Тамир".
    За активное участие в сражениях Великой Отечественной войны одна бригада и четыре дивизиона охотников награждены орденами и удостоены почётных наименований; одному из этих дивизионов присвоено гвардейское звание; два дивизиона удостоены почётных наименований, два дивизиона награждены орденом Красного Знамени. (7)
    Одним из отличившихся в боях Великой Отечественной войны был 6-й Керченский дивизион морских охотников Черноморского военно-морского флота.
    Морские охотники (в тот период их ещё называли "сторожевые катера" - СКА) до Великой Отечественной войны предназначались для несения пограничной дозорной службы, поиска и уничтожения подводных лодок глубинными бомбами. С начала войны охотники были переданы военно-морским базам и, имея хорошо подготовленный кадровый личный состав, активно участвовали в боевых действиях.
    Из двенадцати охотников, вошедших в августе 1942 г. в состав 6-го дивизиона, семь активно сражались на Чёрном море с начала Великой Отечественной войны, принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийской десантной операции, в боях на Азовском море.
    Приказом Военного Совета Черноморского Флота №00154 от 8 марта 1942 г. в состав Керченской военно-морской базы было включено звено морских охотников в составе:
    - СКА № 016 командир - лейтенант Решетняк
    - СКА № 026 командир - лейтенант Н.Анищенко
    - СКА № 036 командир - лейтенант Скворцов
    Командир звена - мл. лейтенант Лысенко, политрук звена - Кобяков.
    Затем, на базе этого звена, которому придали новые морские охотники и катера типа "КМ"- в августе 1942 г. (приказ Военного совета Черноморского флота № 0721 от 19 августа 1942 г.) был сформирован 6-й дивизион сторожевых кораблей ОВРа (обороны водного района) Керченской военно-морской базы в составе шести охотников типа "МО" и пяти катеров "КМ". Командиром дивизиона был назначен капитан-лейтенант Г. Гнатенко, военкомом дивизиона - старший политрук Г. Седух. База - станица Тамань. Командиром ОВРа Керченской базы был капитан 2-го ранга Б. Пермский, военкомом - полковой комиссар В. Ефимов.
    Дивизион сразу же включился в боевые действия по обеспечению отхода наших войск с Керченского и Таманского полуострова, обеспечивал эвакуацию людей, техники и оружия в Новороссийск и Геленджик. Так, СКА № 049 в августе 1942 г. (командир - ст. лейтенант Покарин Юрий Львович, помощник командира - лейтенант Ильин Фёдор Никифорович) дважды под прикрытием дымовой завесы обеспечивал проводку караванов судов, шхун и сейнеров из Азовского в Чёрное море. СКА № 079 (командир - ст. лейтенант Старченко Фёдор Ильич, пом. Командира - ст. лейтенант Калагуров Юрий Николаевич) в августе 1942 г. эвакуировал 60 советских работников г. Ейска и прошёл с боем через Керченский пролив и Чёрное море. В сентябре 1942 г. катера дивизиона активно участвовали в эвакуации Керченской военно-морской базы, действуя под непрерывными бомбёжками и обстрелом авиации противника. СКА № 026 (командир лейтенант Киндиков) при переброске личного состава через пролив сбил вражеский самолёт и, несмотря на многочисленные пробоины в корпусе и потери личного состава (трое из экипажа убиты и пятеро ранены), успешно выполнил задачу по перевозке. На СКА № 056 5 и 6 сентября 1942 г. находился командный пункт командира Керченской военно-морской базы контр-адмирала П. Травинина, откуда осуществлялось руководство эвакуацией базы в Геленджике. Эвакуация была закончена в 6 часов утра 6 сентября 1942 г. Всего было эвакуировано 3100 человек.
    В октябре 1942 г. Приказом Военного совета Черноморского флота № 0574 6-й дивизион СКА пополнился охотниками Азовской военной флотилии и вошёл в состав охраны водного района Главной базы Черноморского флота в г. Поти. Этим приказом был определён состав дивизиона:
    Управление дивизиона:
    1. Командир дивизиона - капитан-лейтенант Гнатенко Григорий Иванович
    2. Зам. ком. дивизиона по полит. Части - капитан-лейтенант Седух Григорий Маркович
    3. Секретарь партбюро - ст. лейтенант Новиков Алексей Никифорович
    4. Штурман дивизиона - лейтенант Лялин Евгений Дорофеевич
    5. Артиллерист и минёр дивизиона - ст. лейтенант Ананин Николай Дмитриевич
    6. Гидроакустик и связист дивизиона - лейтенант Максютенко Пётр Константинович
    7. Механик дивизиона - инженер капитан-лейтенант Кравченко Анатолий Маркович
    8. Военный фельдшер дивизиона - старшина Любич Фёдор Григорьевич
    9. Химист дивизиона - ст. ІІ статьи Ходюк Георгий Фёдорович
    10. Писарь дивизиона - ст. ІІ статьи Горбунов Николай.
    Управление 1-го звена СКА:
     Командир звена - капитан-лейтенант Кеба Алексей Иванович
     Зам. командира звена по полит. Части - лейтенант Уваров Иван Дмитриевич
    Механик звена - ст. техник-лейтенант Шабайкин Дмитрий Михайлович
    Состав сторожевых катеров звена: 016, 026, 036.
    Управление 2-го звена СКА:
    Командир звена - ст. лейтенант Аскеров Насреддин Абузер-оглы
    Зам. полит звена - ст. лейтенант Сидоров Иван Васильевич
    Механик звена - ст. техник-лейтенант Каржавин Иван Федотович
    Состав сторожевых катеров звена: 046, 056, 066.
    Управление 3-го звена катеров типа "КМ":
     Командир звена - ст. лейтенант Мурыгин Михаил Семёнович
     Зам. полит звена - мл. лейтенант Игнатенко Николай Иванович
     Механик звена - ст. техник- лейтенант Назаров Александр Ильич
     Состав катеров "КМ" в звене: 076, 096, 0116.
    Управление 4-го звена СКА:
     Командир звена - ст. лейтенант Верба Пётр Васильевич
     Зам. полит звена - ст. лейтенант Кулида Трофим Елисеевич
     Механик звена - техник- лейтенант Леуский Павел Васильевич
     Состав сторожевых катеров звена: 019, 029, 039.
    Управление 5-го звена СКА:
     Командир звена - лейтенант Лысенко Виктор Иванович
     Зам. полит звена - лейтенант Соколов Михаил Иванович
     Механик звена - техник- лейтенант Хвалимов Виктор Сергеевич
     Состав сторожевых катеров звена: 049, 069, 079.
     В начале 1943 г. охотники дивизиона участвовали в операциях по переброске войск на Таманский полуостров для захвата плацдармов у Южной Озерейки (основной десант) и демонстративной высадки - у посёлков Станичка и Мысхако. Операция проводилась с целью освобождения Новороссийска и Таманского полуострова и длилась с 26 января по 7 февраля 1943 г.
     Операция не привела к общему успеху, но позволила захватить плацдарм у Станички-Мысхако, который затем получил название "Малая Земля".
     Охотники дивизиона активно участвовали в высадке на Малую Землю частей 83-й и 255-й бригад морской пехоты и их снабжении техникой и боеприпасами в течение января-сентября 1943 г.
     4 февраля СКА № 046 совместно с двумя БТЩ (базовыми тральщиками) высаживал десант у рыбозавода в Цемесской бухте. При высадке катер подвергся непрерывному миномётно-автоматному обстрелу, из-под которого охотник увёл умелым маневрированием командир СКА ст. лейтенант А. Кеба. Отвагу и героизм проявили в этой операции командиры отделений Гринёв, И. Зинченко, Зайка, боцман Н. Запорожченко, краснофлотцы Физулин, Фомичёв, Морозов, В. Головченко, В. Головин, А. Охрименко.
     Катер сделал четыре подхода с десантниками к берегу. При последнем подходе снял с мели и отбуксировал в безопасное место СКА № 047.
     На следующий день производили высадку десантников у Мысхако совместно со СКА № 047 с каравана кораблей, в который входили два БТЩ, тральщик "Земляк" и мотоботы. Высадка продолжалась и в последующие три ночи. За это время охотники высадили 3050 десантников, перевезли 5 тонн грузов и вывезли с Малой Земли несколько десятков раненых.
     В марте 1943 г. активно действовал у Малой Земли СКА № 069 (командир - ст. лейтенант Бакалов Пётр Алексеевич).
     7 марта охотник сопровождал на Мысхако три шхуны с войсками и продуктами. Погода- шторм 5 баллов. На волне переломилась и затонула шхуна "Лосось". Команда охотника спасла все 80 человек со шхуны и высадила десант.
     11 марта СКА № 069 сопровождал на Мысхако тральщик "Червоный казак" с десантом и продовольствием. Для отражения атак подводных лодок и уничтожения мин охотник шел впереди и периодически сбрасывал глубинные бомбы. Тральщик успешно выгрузил войска и продукты. На обратном пути СКА № 069 подорвался на мине, в результате чего оторвало корму и переборку машинного отсека. Командир - ст. лейтенант П. Бакалов и боцман Ландина взрывом были выброшены за борт, без вести пропал минёр ст. краснофлотец В. Чиванов.
     СКА № 088 подобрал выброшенных за борт, помог откачать воду и отбуксировал СКА № 069 в Геленджик, а затем в п. Очамчиры на ремонт.
     Высадку войск и техники осуществлял также СКА № 049 (командир - ст. лейтенант Ю. Покарин), в экипаже которого активно действовали комендоры М.Политов, Алтухов, рулевой-сигнальщик Е. Духов, старшина
    II -й ст. Виражевич.
     В декабре 1942 - марте 1943 гг. активно участвовал в конвойных операциях на переходах Поти-Туапсе и Туапсе-Геленджик СКА № 029, который за этот период выполнил 49 переходов (4800 миль) и отконвоировал 32 транспорта.
     В сентябре 1943 г. дивизион тщательно готовился к участию в операции на Таманском полуострове (Новороссийско-Таманская операция 9-16 сентября 1943 г.).
     Накануне десанта, командование дивизиона обратилось с "Обращением к личному составу СКА № 026 и 036, идущих на выполнение десантной операции в районе Новороссийска". В нём, в частности, говорилось:
     "Товарищи краснофлотцы и командиры!
     Родина поручила нам почётную и ответственную задачу: отстоять нашу любимую Родину, истребить немецких оккупантов!
     Изверги - немцы и их холуи - румыны на своей собственной жалкой шкуре убедились в крепости и сокрушимости ударов моряков-катерников…
     В защите красавицы-Одессы и героя-Севастополя катерники покрыли себя неувядаемой славой!
     "Животом" своим катера прочистили фарватеры от магнитных и акустических мин, вели дерзкие операции по тылам врага, конвоировали транспорты с войсками и грузами.
     Как можно забыть славную операцию по взятию Феодосии и Керчи! Ведь первые люди, вступившие с оружием в руках на сушу этих портов, были высажены с катеров!
     Катерники завоевали себе неувядаемую славу.
     Они сражались с врагом так, как сражались славные защитники Сталинграда!
     Советский народ любит и уважает нас. Сотни наших лучших товарищей награждены правительством орденами и медалями Советского Союза. Сегодня Родина нас посылает ещё нанести сокрушительный удар по врагу.
     Так поклянёмся же перед нашей Родиной, перед партией, правительством и товарищами, что мы приказ выполним с честью! Что мы будем бить врага по-Черноморски, по-Севастопольски!
     Так, как били его краснофлотец-орденоносец Салов, Герой Советского Союза краснофлотец Иван Голубец, орденоносец старшина II ст. Яков Кобец и сотни других. Не опозорим своей чести катерников! Не пожалеем крови, а если потребуется и жизни, но врага разобьём!
     Среди нас нет паникёров и трусов!
     У нас есть моряки-герои, покрывшие себя бессмертной славой!" (8)
     План операции предусматривал прорыв кораблей непосредственно в порт Новороссийска и высадку десанта на широком фронте при поддержке артиллерии и авиации. Для десантирования было выделено около 120 малых кораблей различных типов, которые были разделены на четыре отряда.
     Руководил высадкой командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г. Н. Холостяков.
     Поздно вечером 9 сентября 1943 г. в Геленджике была закончена посадка десанта на корабли и они вышли в море.
    Противник встретил наши охотники сильным артиллерийским и миномётным огнём, однако высадка десанта проходила по намеченному плану. Первыми высаживались пехотинцы 255-й бригады морской пехоты и 83-го отдельного батальона морской пехоты.
    10 сентября 1943 г. катера дивизиона в числе первых ворвались в порт Новороссийск. В ходе высадки на флагманском катере СКА-036 тяжело ранило командира - ст. лейтенанта Ф. Усатенко. Командование принял на себя командир дивизиона капитан-лейтенант Г. Гнатенко. Под ураганным огнём противника был высажен десант на причалы порта и далее катера вышли из-под обстрела.
    На другой день дивизионом проводилась высадка второго эшелона десантных войск. В последующие дни осуществлялись операции по обеспечению десанта боевой техникой, боеприпасами и эвакуации раненых. 16 сентября 1943 г. к 10 часам утра город и порт Новороссийск были полностью очищены от врага.
    В ходе Новороссийской десантной операции мужество и героизм проявили воины дивизиона:
    СКА № 049 (командир - ст. лейтенант Ю. Л. Пакарин) - высадил десант на Широкий мол, после чего проходы были сделаны нашими торпедными катерами. Умело и мужественно действовали боцман П. Новожилов, рулевой-сигнальщик Е. Духов, комендоры В. Самоделов и А. Колесин.
    СКА № 036 (командир ст. лейтенант К.А.Анищенко) - принял участие в высадке десанта в порт. Высокую выучку и мужество проявили: рулевой В. Назаров, комендоры Н. Симонов, Ф. Степанов, П. Сазанов и другие. (9)
    Активное участие 6-й дивизион морских охотников принимал в Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября - 11 декабря 1943 г.).
    Этот десант проводился войсками Северо-Кавказского фронта (командующий - генерал-полковник И. Е. Петров), Черноморским флотом (вице-адмирал А. А. Владимирский) и Азовской военной флотилией (контр-адмирал С. Г. Горшков) с целью освобождения Керченского полуострова.
     Планом операции предусматривалась одновременная высадка Азовской военной флотилией трёх дивизий 56-й армии в районе северо-восточнее Керчи (основное направление) и Черноморским флотом - одной дивизии 18-й армии в районе Эльтигена (вспомогательное направление). Высадкой десанта здесь руководил командир Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г. Холостяков.
     6-й дивизион сторожевых кораблей участвовал в высадке войск в районе Эльтигена, имея вместе с приданными мотоботами 40 единиц катеров и других плавсредств. Передовой отряд десанта в составе 39-го полка 318-й дивизии и 386-го отдельного батальона морской пехоты грузился на корабли дивизиона и приданные мотоботы на причалах Тамани и Кротово в ночь на 1 ноября. К рассвету ветер усилился и разыгрался шторм силой до 7 баллов.
     Руководил десантированием командир 6-го дивизиона морских охотников капитан 3-го ранга Г. И. Гнатенко.
     Высадка десанта была внезапной и стремительной. Вражеская противодесантная оборона обнаружила наши корабли лишь на подходе к самому берегу и поэтому могла использовать огневые средства лишь в дотах у самой воды. Эти огневые средства противника были подавлены пушечно-пулемётным огнём катеров-охотников и поэтому во время высадки наши потери были сравнительно не велики.
     Первыми вступили на берег батальон лейтенанта Жукова из 318-й дивизии и рота морских пехотинцев во главе с замполитом 386-го батальона капитаном Рыбаковым. За ними высадились остальные силы 39-го полка и 386-го батальона морской пехоты. Враг оказывал ожесточённое сопротивление, но десант смог закрепиться на берегу. В прибрежной полосе Эльтигена около 10 катеров и мотоботов подорвались на минах, выставленных неприятелем.
     В связи с усилением шторма, дальнейшая высадка десанта проводилась неравномерно. Кроме того, противник атаковал наши корабли своими сторожевыми и торпедными катерами. Несмотря на это, 2 и 3-го ноября катерами дивизиона и приданными ему плавсредствами на Эльтиген был высажен основной состав 318-й дивизии (вместе с морской пехотой - около 6,5 тысяч человек).
     Керченско-Эльтигенская десантная операция была одной из крупнейших в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и обеспечила захват плацдарма, который в дальнейшем был использован при освобождении Крыма. За успешное проведение Керченско-Эльтигенской десантной операции 6-й дивизион морских охотников был награждён орденом "Красного Знамени", и ему было присвоено почётное наименование "Керченский".
     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. командиру дивизиона капитану 3 ранга Г. И. Гнатенко было присвоено звание Героя Советского Союза. Большая группа офицеров, старшин и матросов дивизиона была награждена орденами и медалями. (10)
     Ясско-Кишинёвская стратегическая наступательная операция (20-29 августа 1944 г.) проводилась войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов во взаимодействии с Черноморским Флотом и Дунайской военной флотилией.
     Целью операции был разгром группы немецких армий "Южная Украина", завершение освобождения Молдавской ССР, вывод из войны Румынии и освобождение Болгарии.
     Летом 1944 г. 6-й дивизион прибыл в Одессу и вошёл в состав охраны водного района (ОВРа) Одесской военно-морской базы (командир ОВРа - капитан 2-го ранга Ширанков, начальник штаба - капитан 3-го ранга П. Овчаров). Охотники дивизиона обеспечивали взаимодействие с войсками 3-го Украинского фронта по освобождению портов и военно-морских баз Румынии и Болгарии.
     27 августа 1944 г. охотники высадили батальон морской пехоты под командованием Героя Советского Союза майора Ф. Котанова в румынском порту Сулина. Порт был занят, и катера перебросили десантников в главную военно-морскую базу Румынии - в порт Констанца. Он был взят 29 августа 1944 г.
     В дальнейшем катера дивизиона перебрасывали войска в порты Болгарии - Варну и Бургас, которые были освобождены 9 сентября 1944 г.
     В последующие месяцы войны охотники дивизиона осуществляли конвоирование судов и кораблей на переходах из портов Болгарии и Румынии в Одессу и другие порты Чёрного моря, несли дозорную службу у Тендровской косы, сопровождали транспорты через минные поля в северо-западной части Чёрного моря. (11)
     Катера, входившие в состав 6-го дивизиона, начали свой боевой путь с первых дней Великой Отечественной войны, задолго до образования дивизиона и внесли достойный вклад в разгром немецко-фашистских войск.
     За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, награждены орденом Красного Знамени - 23 человека, двумя орденами Красного Знамени - 4 человека: командир 6-го ДСК (дивизиона сторожевых катеров) капитан 3-го ранга Гнатенко, зам. командира 6-го ДСК капитан-лейтенант Седух, командир 2-го звена СКА старший лейтенант Аскеров, командир 3-го звена СКА старший лейтенант Усатенко, орденом Отечественной войны I-й степени - 7, орденом Отечественной войны II-й степени - 22, орденом Красной Звезды - 26, медалью "За отвагу" - 52, медалью "За боевые заслуги" - 11. В боях с немецко-фашистскими захватчиками пали смертью храбрых 22 командира и краснофлотца.
     Гнатенко Григорию Ивановичу - командиру дивизиона, капитану I-го ранга, 22.01.1944 г. присвоено звание Героя Советского Союза. (12)
     Григорий Иванович Гнатенко родился 23 января 1914 г. в г. Хельсинки (Финляндия) в семье моряка. По национальности - украинец. В 1932 г. был призван на военно-морской флот, а затем направлен на учёбу в высшее военно-морское училище им. Фрунзе (г. Ленинград). Училище окончил в 1937 г. и направлен на Чёрное море, в 26-й Одесский морской пограничный отряд НКВД, где занимал должности от командира боевой части отряда катеров до начальника штаба дивизиона сторожевых кораблей. В момент начала Великой Отечественной войны он был начальником штаба 2-го дивизиона сторожевых кораблей первого Черноморского отряда пограничных судов НКВД. С началом войны дивизион вошёл в состав Одесской военно-морской базы и нёс дозорную службу в гирле Дуная.
     В августе 1941 г. командовал группой катеров, охранявших корабли Дунайской военной флотилии. В сентябре 1941 г. катера под командованием Г. И. Гнатенко обеспечивали высадку Григорьевского десанта под Одессой с кораблей на берег. Участвовал в 73-х дневной обороне Одессы: несение дозора, конвоирование судов. 30 октября 1941 г., в боях при обороне Тендровской косы, находился на СКА № 120. При налёте авиации на сторожевом корабле было много раненых, был ранен и Г. Гнатенко. Но он лично стал на руль и руководил боем, в котором был сбит один бомбардировщик.
     После излечения был назначен командиром 5-го дивизиона катерных тральщиков (КТЩ) Керченской военно-морской базы. Дивизион осуществлял задачи по доставке подкреплений в Керчь, постановке минных заграждений в Керченском проливе.
     В мае 1942 г. Г. Гнатенко во время налёта вражеской авиации на КТЩ во время траления - был снова ранен. В августе 1942 г. назначен командиром 6-го дивизиона сторожевых кораблей Керченской военно-морской базы. Под командованием Г. Гнатенко 6-й дивизион СКА участвовал во всех крупных десантных операциях Черноморского флота 1942-1944 гг., проявив высокое мастерство и массовый героизм.
     За активное участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции дивизион был удостоен ордена Красного Знамени и наименования "Керченский", а указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. ему присвоили звание Героя Советского Союза.
     Григорий Иванович закончил службу в Военно-Морском Флоте в звании капитана І-го ранга, а затем много лет работал в Ильичёвском морском порту. Скончался Григорий Иванович Гнатенко 2 февраля 1986 г. в г. Ильичёвске (Одесская область) и похоронен с воинскими почестями на городском кладбище.
     По ходатайству Совета ветеранов военных моряков Одесского гарнизона, Постановлением Совета Министров СССР от 14 июля 1987 г. имя "Григорий Гнатенко" присвоено сторожевому кораблю ІІ-го ранга (бортовой № 135) Севастопольской Краснознамённой бригады пограничных кораблей. (13)
     Далее хочется остановиться на боевом пути некоторых сторожевых катеров 6-го Керченского дивизиона.
     Так, рождение СКА № 046 совпало с последними месяцами перед началом Великой Отечественной войны. В первых числах июня 1941 г. он появился в Одесском порту под заводским номером 179. Командиром катера был назначен лейтенант Власов. В ночь на 22 июня 1941 г. охотник стоял под номером 013, заканчивал монтажные работы (не хватало только пулемётов) и готовился отходить в Новороссийскую военно-морскую базу. К концу первого дня войны катер полностью приготовился к бою. На третий день войны он получил первое боевое задание - сопровождать теплоход "Грузия" до маяка Тендра.
     28 июня СКА № 013 в конвое, состоявшем из двух БТЩ и ещё восьми СКА, сопровождал караван из восьми судов до Севастополя, куда прибыли без потерь 30 июня 1941 г. 3-го июля катер прибыл в распоряжение Новороссийской военно-морской базы и выполнял различные боевые задания командования: ходил в дозор, обеспечивал постановку мин с эсминцем "Фрунзе", конвоировал суда. В начале августа 1941 г. охотник был прикомандирован к Главной военно-морской базе и вошёл в состав 1-го дивизиона сторожевых катеров. Совершал регулярные походы по сопровождению судов в Одессу, а после эвакуации войск из Одессы сопровождал суда в районах Севастополя, Феодосии, Новороссийска. 10 декабря 1941 г. был прикомандирован в Новороссийск, в дальнейшем занимался постановкой мин, конвоированием судов через Керчь-Еникальский пролив с Азовского в Чёрное море. Выполнение боевых задач постоянно сопровождалось борьбой с налётами вражеской авиации.
     Командир катера лейтенант Власов за отвагу и мужество, проявленные при высадке десанта награждён орденом Красного Знамени и назначен командиром звена морских охотников. Его боевой помощник, старший лейтенант Неверов награждён орденом Красной Звезды и назначен командиром СКА № 013 (046). Катером 046 затем командовали ст. лейтенант Кеба, затем Амеличкин, который прибыл 18 февраля 1943 г. С новым командиром экипаж нёс дозор по охране выгружаемых судов на Мысхако от торпедных катеров противника.
     За время пребывания под Новороссийском СКА № 046 высадил 3050 десантников с вооружением, спас катер № 047, забрал до 25 раненых из района высадки десанта и перебросил до 5 тонн груза (кроме боезапаса). Выработав полностью моторесурсы, охотник в конце 1943 г. пошёл в базу для очередного докования и смены моторов.
     За два года войны личный состав совершил много боевых дел: подвиги при взятии Феодосии, эвакуация защитников Севастополя, охрана коммуникаций Севастополь-Одесса.
     Среди личного состава награждены орденами и медалями: лейтенант Власов, старший лейтенант Неверов, старший техник- лейтенант Коржавин, старшина 1-й ст. Запорожченко, старшины Коваль, Гринёв, Зинченко, краснофлотцы Головин, Охременко. Моряки катера сквозь жестокие битвы Великой Отечественной войны с честью пронесли Военно-Морской Флаг. (14)
     СКА № 029 (заводской номер 58), построен в 1938 г. в Ленинграде на судоверфи НКВД, был на Чёрном море под номером 269, на Азовском- № 128 и вновь на Чёрном море- № 029. Командир - ст. лейтенант Тарасов.
     Попав на Чёрное море, катер вошёл в состав 1-го морского дивизиона судов 26-го Одесского морского погранотряда НКВД с задачей охраны госграницы в районе Цареград- Санжейка-Тендра. Базировался на порт Аккерман, а пограничную службу нёс у гирла Дуная и на Чёрном море у берегов Бессарабии. Начало Великой Отечественной войны экипаж встретил в дозоре у с. Санжейка.
     8 августа 1941 г. охотник получил задание - идти на поиск самолёта МБР-2, совершившего вынужденную посадку. Командовал катером лейтенант В. Щербинин. В результате 28-часового похода в штормовую погоду экипаж самолёта был спасён, а самолёт расстрелян и потоплен.
     Позже СКА № 029 перешёл в распоряжение вице-адмирала Левченко и действовал на переходах Одесса-Николаев-Очаков. При обороне Николаева экипаж уничтожил вражеский танк, несколько мотоциклов и немало пехоты врага.
     При переходе на боевое задание к румынским берегам сигнальщик краснофлотец Ананьев первым обнаружил группу вражеских самолётов и передал данные в штаб ПВО Одессы. Командир катера В. Щербинин, умело маневрируя, распределил между командирами цели. В результате огня катерников пять фашистских бомбардировщиков вынуждены были сбросить бомбы не прицельно и удалиться. Охотник нёс наблюдение за воздушными подходами к Одессе в течение полутора месяцев. 21 июля 1941 г., встретившись с огнём катера, немецкие самолёты сбросили 16 авиабомб и стали уходить. Но меткими выстрелами из пушек Симонова, Гребенчикова, Гордеева, из пулемётов - Кузьмина и Степаненко был сбит один из "Ю-87". За 5-6 минут боя было выпущено 230 снарядов!
     С рассветом 16 октября 1941 г. наши войска оставили Одессу. Но СКА № 029 ещё оставался, он получил задание осмотреть причалы и плавсредства. Командир обнаружил водолазный бот и эпроновский катер "К- 11". Он решил потопить бот и увести катер. В это время налетело 5 самолётов фашистов, но они вынуждены были удалиться, сбросив бомбовый груз в море.
     В октябре 1941 г. по приказу Военного Совета Черноморского флота катер передан Азовской флотилии. Здесь было три охотника - 019, 029, 039. До Великой Отечественной войны все они были на Дунае в морпогранохране. Они охраняли границу, защищали Одессу, Севастополь, теперь воевали на Азовском море.
     25 декабря 1941 г. экипаж охотника принял участие в высадке десанта в Керченской операции в районе мыса Зюк. Атаки вражеской авиации с воздуха были почти непрерывными. Налетало по 10-12 стервятников. Личный состав, борясь со стихией, вёл жестокую неравную схватку с воздушным врагом и под шквальным миномётным, пулемётным и автоматным огнём с берега, высаживал десантников. Только с наступлением темноты, когда все десантники с транспортов были высажены на берег, катер возвратился на базу Темрюк. За время боя, при стрельбе по вражеской авиации и огневым точкам на берегу был израсходован почти весь боезапас.
     В последующие дни 27, 28 и 29 1941 г. декабря днём и ночью СКА № 029 обеспечивал переход транспортов с боезапасом и войсками. Он отбивал налёты вражеской авиации, высаживал десантников - так же, как и в первый день операции.
     В июне 1942 г., после ремонта, катер конвоировал транспорты из Туапсе в Новороссийск и обеспечивал в Новороссийском порту вход и выход подводных лодок, транспортов и боевых кораблей. 17 июня 1942 г. принял на борт продовольствие для защитников Севастополя и ушёл в осаждённый город. Охотник нёс дозорную службу у мыса Фиолент, проводя корабли через фарватер.
     26 июня 1942 г. противник занял Северную сторону и стал освещать прожекторами вход и выход кораблей в Стрелецкую бухту. Из бухты должны были выходить подводные лодки и тральщики. Катер получает задание отвлечь луч прожектора на себя и дать возможность пройти кораблям. Задача была выполнена успешно.
     В ночь на 1 июля 1942 г. командир катера лейтенант А. Яковлев получил задание подготовить охотник к походу в Севастополь. Во время перехода "Юнкерсы" многократно сбрасывали бомбы. В тяжёлой схватке с самолётами врага погибло шесть человек, четверо были тяжело ранены. Катер сел на мель. Истекая кровью, командир А. Яковлев снял его с мели, и охотник направился к 35-й батарее, чтобы принять на борт 90 защитников Севастополя. Из числа принятых на борт были сформированы орудийные расчёты.
     На обратном пути СКА №029 снова был атакован вражескими самолётами, во время второго захода самолётов противника были убиты командир катера А.Яковлев, лейтенант Кравченко, главстаршина Тютюник. Катер вели старшина I статьи Нестеренко, мотористы Кривошеев и Середняков. Только они не были ранены. Раненый комендор Ф. Степанов стоял у руля. Охотник направился в Новороссийск.
     После ремонта в январе 1943 г. СКА № 029 вновь вступил в строй, и в составе 6-го дивизиона сторожевых катеров продолжал громить врага. Основной задачей в период зимней навигации 1943 г. был конвой транспортов и военных кораблей на коммуникациях Туапсе-Геленджик, а также Поти-Туапсе.
     Транспорты, конвоируемые катером, доставляли боезапас, вооружение, снабжение и личный состав для частей, сражающихся на фронте северо-восточнее Туапсе и в районе Новороссийска. 17 декабря 1942 г. "морской охотник" отразил атаку четырёх торпедных катеров противника.
     За период с декабря 1942 г. по март 1943 г. СКА № 029 совершил 49 боевых выходов на сопровождение транспортов. За период зимней навигации катер привёл в порты назначения 32 транспорта. Личный состав находился в море в суровых условиях зимы 60 суток и прошёл 4800 миль. (15)
     СКА № 039 был спущен на воду в Одессе под первоначальным номером 274. Катер прибыл из Ленинграда по железной дороге, где строился на судоверфи НКВД № 5. Начал боевую службу в апреле 1939 г. в составе 1-го Черноморского отряда погрансудов НКВД. Командиром был капитан 3-го ранга Кузнецов. Вскоре его сменил ст. лейтенант Г. Гнатенко. Только в 1939г. при охране морских рубежей катером было задержано 22 человека, из которых многие оказались крупными шпионами и диверсантами: их разоблачение привело к ликвидации больших диверсионных групп внутри страны.
     Начальник погранвойск НКВД высоко оценил боевую деятельность личного состава катера, наградив бойцов премиями, а старшего лейтенанта Гнатенко - грамотой и денежной премией в день двадцатилетия погранвойск НКВД СССР.
     Когда 28 июня 1940 г. Бессарабия стала советской и границы СССР несколько передвинулись на юг и запад, СКА № 274 вышел на охрану новой государственной границы на р. Дунай, войдя в состав 2-го дивизиона погранкатеров 1-го Черноморского отряда с базированием в порту Аккерман.
     С первых дней войны "морской охотник" охранял подходы к Одессе. Встречая на дальних подступах фашистских стервятников, отконвоировал 49 транспортов, уничтожал вражеские огневые точки и поддерживал сухопутные части с моря, мастерски прикрывал дымовой завесой входящие и выходящие из порта под непрерывным орудийным обстрелом боевые корабли и транспорты.
     Одной из славных героических страниц истории боевой деятельности СКА № 039 является его участие в обороне Севастополя. В конце июня 1942 г. враг ценой величайших потерь в людях и технике подошёл к воротам Черноморской твердыни.
     СКА № 039, выполнявший в это время боевое задание в Азовском море, получил приказ выйти в Чёрное море и участвовать в эвакуации защитников Севастополя. Группа катеров во главе со старшим лейтенантом В. Щербининым и командиром СКА № 039 старшим лейтенантом Вербой вели корабли в Чёрное море. 2 июня 1942 г. вошли в главную базу. Фашисты всеми силами пытались сорвать эвакуацию. Охотник взял на борт 128 севастопольцев (многих из них - раненых), и, ведя непрерывное отражение налётов авиации противника, доставил в Новороссийск.
     5 июля СКА № 039 вновь вышел в Севастополь в составе группы В. Щербинина. За день было отбито более 40 атак самолётов противника. С берега катера обстреливали вражеские миномёты. На охотнике были выведены из строя все три двигателя. Комендоры наносили удары по врагу. Погиб ст. лейтенант В. Щербинин. Через 20 часов СКА № 039- единственный из катеров этой группы - привёз из Севастополя 14 его защитников. Поставленная командованием задача была с честью выполнена личным составом. (16)
     СКА № 049 строился на Московском судостроительном заводе № 1306. Полностью всё оборудование установить не успели и по водной системе катер переправили в Астрахань, где доукомплектовали, и 25 декабря 1941 г. привели в Баку. 8 мая 1942 г. катер был полностью готов и вступил в строй боевых кораблей Каспийской военно-морской флотилии. А 11 мая 1942 г. по железной дороге его перебросили на Чёрное море в порт Поти под № 0165 (командир - лейтенант Мягков, помощник командира - мл. лейтенант Лакисов), порт приписки - Туапсе. Он вошёл в состав 5-го дивизиона сторожевых кораблей Черноморского Флота.
     C 1 июня 1942 г. - охотник в составе отряда сторожевых катеров Азовской военно-морской флотилии с базированием на станицу Приморско-Ахтарскую.
     28 июня 1942 г. было получено задание провести разведку в районе Арабатской стрелки. Катер, не выходя из зоны огня, два часа непрерывно вёл бой и выявил всю оборону противника, доставив ценные сведения командованию.
     Для активных минных постановок у берегов, занятых противником, наиболее подходящими оказались именно сторожевые катера. С 15 по 28 июня 1942 . СКА № 049 поставил 5 минных банок (минная банка - элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно. Определяется координатами (точкой) постановки. Типичны 2-х, 3-х и 4-минные банки. Банки большего размера применяются редко. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Сочетание минных банок, минных линий, минных полос и отдельных мин создает минное поле в районе при входе в порты Таганрог и Мариуполь. Отразил налёты двенадцати бомбардировщиков и четырёх истребителей. В этих боях погиб помощник командира Лакисов, ранен командир катера лейтенант Мягков. 5 августа из Анапы в Темрюк без потерь провёл караван кораблей в Чёрное море. После отражения налётов авиации противника СКА № 049 с половиной команды продолжал свой путь и без повреждений доставил караван в порт назначения.
     Из Приморско-Ахтарской катер уходил последним. Командование поставило задачу: минировать фарватер, подорвать всё на пристани и на рейде, разведывательную и подрывную группы взять на борт. Это произошло 11 августа 1942 г., после потерь команда не была доукомплектована. Тяжёлые мины грузили все оставшиеся 14 человек. А через 4 часа шесть 850-килограммовых магнитно-акустических английских мин лежали на борту.
     Так, на протяжении месяца, из ночи в ночь, под прикрытием дымовой завесы, часто в сильный шторм, под вражеским авиационным обстрелом, охотник с опасным грузом отправлялся на минирование Крымского побережья. В одном из таких боёв моряками был сбит "Ю-88". (17)
     В 1938 г. в Ленинграде на судостроительной верфи № 5 НКВД был спущен на воду охотник № 55. Его погрузили на железнодорожную платформу и отправили в Одессу. Катер был приписан к 3-му Черноморскому отряду погрансудов НКВД и получил номер 283. Командиром был назначен старший лейтенант Корнев. При несении охраны морских границ охотник задержал 2 корабля противника.
     С мая 1939 г. катером командовал ст. лейтенант Бакланов Пётр Алексеевич.
     С началом войны 3-й Черноморский отряд погрансудов НКВД был реорганизован в 8-й дивизион сторожевых катеров. Катер получил номер 038 (впоследствии № 069) и стал нести боевой дозор. Он сопровождал транспорты в другие порты Чёрного моря в районе Батуми-Сухуми, где встреч с врагом не было. Экипаж рвался в бой.
     8 мая 1942 г. СКА № 069 сопровождал танкер "Москва" на переходе из Севастополя в Батуми. Налетели вражеские самолёты. Катер открыл интенсивный орудийный и пулемётный огонь. Это заставило фашистов отвернуть и сбросить бомбы мимо цели. 120 бомб и 20 торпед, направленных на танкер "Москва" не дошло до "адресата". Корабль был приведен в Батуми без единой царапины. 1 июня 1942 г. СКА № 069 отправился в Азовское море, а 15 июня ночью с запасом мин на борту направился к порту Таганрог.
     С 3 июля 1942 г. охотник принимает активное участие в эвакуации защитников Севастополя. На одном из переходов группа наших катеров подверглась 4-х часовому налёту авиации противника. Все попытки стервятников уничтожить наши корабли не увенчались успехом. Вплоть до февраля 1943 г. СКА № 069 сопровождал транспорты. Около 140 транспортов сопроводил катер, не потеряв ни одного из них. А встречи с врагом были жестокие. Но боевое мастерство советских моряков всякий раз давало катеру возможность одолеть фашистов.
     11 марта 1943 г. вечером СКА № 069 повёл тральщик "Червоный казак" к Мысхако. Тральщик подошёл к берегу и приступил к разгрузке войск и продуктов. Катер заступил в дозор. Внезапно с оглушительным треском катер бросило в сторону, все попадали с ног, потух свет. Наступила тишина, в отсеки хлынула вода. Под катером взорвалась магнитно-акустическая мина. При этом оторвало корму по перегородку. Проверили людей, не хватало трёх человек, в том числе командира. Двое были ранены. Командир Бакалов и боцман Ландин были за бортом. Нужно было немедленно спасать командира, но не было шлюпки, а катер постепенно погружался в воду. К счастью, на помощь пришёл СКА № 088. Он подобрал командира, который был тяжело контужен. Спокойно, быстро и чётко, весь личный состав боролся за жизнь своего катера.
     В результате напряжённых усилий, катерники добились прекращения дальнейшего поступления воды в отсеки. Главстаршина Чумачек, старшины 2-й статьи Дрямин, Умнов и Колесник работали в абсолютной темноте, по пояс в ледяной воде, но ввели в строй один вспомогательный агрегат. Вода постепенно убывала из отсеков. Катер был отбуксирован в Геленджик.
     В период героической обороны Одессы перед Черноморским флотом встала задача преградить путь подхода с моря противнику, а у берегов, где наиболее возможна высадка десанта - поставить мины. Задачи по постановке минных заграждений решали крейсер "Коминтерн", канонерские лодки "Красная Грузия" и "Красный Аджаристан" в охранении катеров. Большую угрозу для крейсера, нагруженного минами, представляла авиация противника, торпедоносцы, подводные лодки и торпедные катера.
     26 июня 1941 г. СКА № 069 вышел на обеспечение минных постановок. Мины ставились днём и ночью в сложных метеорологических условиях. Противник подвергал наши минные заградители непрерывным атакам с воздуха. От личного состава катерников требовалось обеспечить безопасность наших боевых кораблей. За 10 дней минных постановок было успешно отбито 37 воздушных атак, в которых участвовало более ста самолётов противника. Четырнадцать "Ю-88" сбросили более 50 бомб, не причинив советским кораблям никакого вреда. 28 июня 1941 г. катер выполнял задачу по боевому тралению. Только за несколько дней было вытравлено 12 мин.
     8 августа 1941 г. СКА № 069 получил боевое задание - сопровождать док из Одессы в Николаев, нагруженный 35 паровозами. Катерники отразили многократные атаки Ю-87, Ю-88, Хе-111. 11 августа 1941 г. рано утром отшвартовался у грузовой пристани Николаевского порта. Задание было выполнено - док доставлен к месту назначения в целости и сохранности. За трёхсуточный переход было отбито 47 воздушных атак, в которых участвовало около 200 самолётов, при этом было сбито 2 бомбардировщика Ю-88 и ещё один сбит групповым огнём.
     13 августа, рано утром, катер мчался из Одессы в Херсон для спасения людей с горящего транспорта "Полина Осипенко". Выйдя на рейд, катерники увидели стоящий сухогруз, объятый дымом и пламенем. Фугасная бомба попала прямо в мостик корабля, вызвав пожар. У борта сухогруза плавало около 20 человек. Пламя перебросилось с мостика на корму, а затем и на нос. По палубе бегали люди, а часть, не способная двигаться, лежали, сгорая живьём. Часть катерников, спасая людей, сами получили значительные ожоги. Было спасено 81 человек раненых. (18)
     В суровые дни войны в Ленинграде, на судостроительной верфи НКВД № 5, шла наряжённая работа. Усилиями рабочих коллектива судостроительного завода значительно раньше срока была построена и отправлена в Одессу на прохождение испытаний группа катеров. Среди прибывших СКА был и катер № 181.
     26 июля 1941 г. Военно-Морской Флаг был поднят на гафеле и корабль вступил в строй в составе звена морских охотников, которым командовал младший лейтенант В.Лысенко. В командование кораблём вступил мичман Черников. Катеру присвоили № 14, а затем - № 079. В августе 1941 г. корабль был придан 3-му Черноморскому отряду погрансудов. В первое плавание он вышел из Одессы в Батуми.
     20 декабря 1941 г. катер СКА № 079 в конвое шёл с транспортом "Абхазия" в Севастополь. Поход оказался суровым, он явился истинным экзаменом качеств личного состава. Море штормило. Штормом начало выбрасывать большие глубинные бомбы из гнёзд. Старшины 2-й статьи Лысенко и Г.Андреев бросились крепить бомбы. Обдаваемые с ног до головы ледяной водой, получая ушибы, установили бомбы на место и закрепили их. Катер был спасён.
     Одним из ярких примеров самоотверженной работы личного состава СКА № 079 является встреча в море транспортов, идущих с юга в Севастополь. Был шторм до 7 баллов. По 5-6 часов стояли у пушек и пулемётов старшины Г. Андреев, Джеватошвили, Завалин, Лоскутов и другие. Благодаря хорошо поставленному наблюдению транспорты были обнаружены и доставлены в Севастополь. Пять раз катер ходил в дозор. Десятки раз проверял фарватеры и всегда личный состав выполнял с честью все задачи.
     Настоящей школой проверки военной зрелости была Евпаторийская операция 5-8 января 1942 г., в результате чего был снят с мели тральщик БТЩ-15.
     При подходе "охотника" к берегу, противник открыл ураганный огонь из пулемётов, автоматов, миномётов, орудий. Команда катера отчаянно отстреливалась. Сняв с мели тральщик, стал отходить, но был атакован девятью пикирующими бомбардировщиками. Ведя огонь и успешно маневрируя, СКА № 079 ушёл из-под бомбёжки. У него осталась только кормовая пушка, остальное оружие было выведено из строя. С 23 декабря 1941 г. по 15 февраля 1942 г. корабль нёс вахту по обороне Севастополя. За это время было встречено десятки транспортов, сброшено 130 глубинных бомб и подорвано три мины противника. Совместно с другими катерами и береговыми батареями катер отразил десятки налётов фашистской авиации. Летом 1942 г. СКА № 079 превратился в минный заградитель Азовской военной флотилии. Принимал активное участие в эвакуации защитников Севастополя.
     После похода в Севастополь катер № 079, по приказу командования, с боем прорвался через Керчь-Еникальский пролив в Азовское море, где стал выполнять ряд сложных задач по разведке, конвою и охране. Не раз "охотник" давал ценные сведения командованию по передвижению и скоплению вражеских судов и пехоты противника. Личный состав работал по 20 часов в сутки, преимущественно ночью.
     16 августа катер пришёл в Поти на ремонт, где и вошёл в состав 6-го ДСКа Главной Военно-Морской базы под номером 079. СКА № 079 затонул 3 ноября 1943 г. от огня береговой артиллерии противника в районе Керчи. (19)
     Всего за годы Великой Отечественной войны, которая на Черном море закончилась осенью 1944 г., после капитуляции Румынии и Болгарии, флот провел четыре оперативных, двадцать тактических и один диверсионный морской десант. В каждом из них самое активное участие принимали малые охотники.
     Беззаветной стойкостью и мужеством, высокой боевой активностью и воинским мастерством отличалась боевая деятельность моряков с "малых охотников". Писатель Л. А. Соболев, отдавший деньги за присужденную ему Сталинскую премию на постройку малого охотника "Морская душа", писал: "Корабль... Как передать это понятие, которое для моряка заключает в себе целый мир?... Корабль - это арена боевых подвигов моряка, его крепость и зашита, его оружие в атаке, его сила и его честь. Она вынесена наверх, на гафель и развевается над миром в гордом великолепии Военно-морского флага... Корабль для моряка - это его Родина!". (20) Таким кораблем для многих моряков был малый охотник.


(1) Краткий очерк истории боёв и деятельности 6-го Краснознамённого Керченского дивизиона морских охотников Черноморского флота в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Одесса, 1989. - С. 2-3.
(2) http://flot.sevastopol.info/ship/mo/mo4.htm
(3) http://www.navylib.su/ships/mo-iv/04.htm
(4) Краткий очерк истории боёв… - С. 5-6.
(5) http://flot.sevastopol.info/ship/mo/mo4.htm
(6) Там же
(7) http://www.navylib.su/ships/mo-iv/04.htm
(8) Краткий очерк истории боёв… - С. 8.
(9) Боевой путь советского Военно-Морского Флота. - М., 1967. - С. 27-31.
(10) Мартынов В., Спахов С. Пролив в огне. - К., 1984. - С. 52-60.
(11) Азаров И. И. Непобеждённые. - М., 1973. - С. 112-123.
(12) Великая Отечественная война. Энциклопедия. - М., 1985. - С. 367-368.
(13) Краткий очерк истории боёв… - С. 18-19.
(14) Альбом истории 6-го ДСК Черноморского флота, составленный старшиной 1-й статьи Пичигиным П. А. и Вагненко А. - С. 16-27 // Личный архив.
(15) Там же. - С. 30-42.
(16) Там же. - С. 44-56.
(17) Там же. - С. 58-63.
(18) Там же. - С. 64-71.
(19) Там же. - С. 72-79.
(20) http://www.navylib.su/ships/mo-iv/04.htm





Нажмите на картинку для увеличения изображения
А. И. Габров. 1942 г.

Нажмите на картинку для увеличения изображения
Г. И. Гнатенко. 1944 г.

Нажмите на картинку для увеличения изображения
Морской охотник. 1942 г.

Нажмите на картинку для увеличения изображения
Катер МО отправляется в поход. 1942 г.