ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 8)



А. Музычко

Владимир и Наталья Лазурские в культурной жизни Одессы первой половины ХХ в.
                                                                                                            
    В конце ХІХ - начале ХХ вв. Одесса достигла уровня одного из крупнейших центров развития искусства. В культурной жизни города принимали участие представители всех групп интеллигенции. Одним из ярких представителей украинского искусства был Амвросий Ждаха. Он действовал в окружении коллег, что не может не учитывать современный исследователь в интересах создания как можно более полной биографии этого выдающегося художника. В этой статье впервые в историографии исследована роль в культурно-художественной жизни Одессы профессора Новороссийского университета (НУ), Одесских Высших женских курсов (ОВЖК) и Одесского института народного образования Владимира Федоровича Лазурского и его супруги Натальи Михайловны Лазурской (Богомолец-Лазурской). Биография В. Лазурского исследована лишь в общих чертах, (1) а биография Н. Лазурской так и не выведена из тени ее мужа. В этой статье впервые в научный оборот вводятся воспоминания В. Лазурского. За возможность использования этого ценного мемуарного источника автор выражает искреннюю благодарность внуку В. Лазурского Александру Вадимовичу Лазурскому (Москва).
    В. Лазурский родился 8 июля 1869 г. в городе Переяславе Полтавской губернии (теперь город Переяслав-Хмельницкий Киевской области) в семье протоиерея Федора Давыдовича Лазурского. Старший брат Владимира Александр со временем стал выдающимся психологом, в частности, исследователем психологии творчества. В. Лазурский вспоминал, что в 1860-х гг. отец увлекался украинской поэзией. (2) Врачом семьи был бывший врач Т. Шевченко А. Козачковский. Находясь в гостях у родственников в деревне под Гадячем В. Лазурский вместе с другими детьми пел украинские песни. Позднее он приобрел сборник украинских песен, изданный Е. Фесенко в Одессе в 1908 г., и выяснил, что он знал 35 из 101 опубликованных в сборнике произведений. Эта любовь к поэзии и музыке окрепла во время обучения В. Лазурского в 1888-1892 гг. на историко-филологическом факультете Московского университета. Он вспоминал, что учился довольно равномерно, но мечтал о карьере литератора. Наибольшую роль в становлении личности В. Лазурского сыграл известный литературовед Н. Стороженко. Во время обучения в "аспирантуре" у Н. Стороженко В. Лазурский исследовал историю английской журналистики XVIII в. и преподавал в нескольких московских гимназиях. Он принимал участие в заседаниях литературного кружка рядя молодых и талантливых поэтов. Среди его московских знакомых был В. Брюсов. Несколько позднее состоялось его знакомство с И. Буниным и К. Чуковским. Главным эпизодом в московском периоде жизни В. Лазурского была работа домашним учителем в семье Л. Толстого в Ясной Поляне. В последние годы ХІХ в. из под пера В. Лазурского вышло много литературоведческих статей, рецензий и обзоров.
    В 1901 г. В. Лазурский начал свою карьеру преподавателя высшей школы на должности приват-доцента кафедры западноевропейской литературы историко-филологического факультета НУ. До 1920 г. он читал в НУ курсы из истории средневековой литературы, литературы ренессанса и неоклассицизма, литературы XVIII в., английской литературы XVII-XVIII вв., о Шекспире, Шиллере, Байроне и их времени. С открытием ОВЖК В. Лазурский занял одно из ведущих мест среди преподавателей этого учебного заведения, где он длительное время был секретарем профессорского Совета. В 1908 г. он женился на студентке историко-филологического факультета ОВЖК Н. Богомолец, двоюродной сестре знаменитого украинского академика А. Богомольца.
    Наталья Михайловна родилась 9 ноября 1880 г. в селе Лихачевка (отсюда ее сценический псевдоним - "Лихачевская") Козелецкого уезда Черниговской губернии в семье дворянина Михаила Михайловича Богомольца и Юлии Исаевны. (3) В 1890-х гг. семья жила в Кишиневе, где М. Богомолец работал на должности управляющего акцизными сборами в Бессарабской губернии. В 1894-1898 гг. Наталья училась в кишиневской гимназии. Воспоминания и письма Н. Лазурской ярко свидетельствуют о том, что быт ее семьи в конце ХІХ ст. был проникнут любовью к украинской культуре и особенно театру. (4) Она упоминала, что жила театром из пятилетнего возраста. (5) Очень близким другом семьи Богомольцев была их землячка Мария Заньковецкая. Еще в 1890-е гг. Наталья стала любимой подругой М. Заньковецкой, состояла в переписке (показательно, что в архиве М. Заньковецкой, который находится в киевском музее театрального, музыкального и киноискусства, есть более 200 писем Н. Лазурской к М. Заньковецкой). В 1894 г. она впервые увидела великую актрису на сцене и была поражена ее игрой. Частым гостем в семье был Марко Кропивницкий, который благосклонно отнесся к увлеченной украинским театром и мечтой об актерской карьере Наталье. (6) Она также общалась с М. Садовским, О. Сусловым, П. Карпенко и П. Саксаганским. Именно М. Заньковецкая подтолкнула В. Лазурского к женитьбе на ее подопечной. До самой смерти Владимира Федоровича семья Лазурских жила в Одессе по адресу: улица Ольгиевская 17, кв. 25.
    Н. Лазурская несколько раз играла в составе украинской труппы под псевдонимом "Лихачевская" вместе с М. Заньковецкой (роль Дарины у "Ой не ходи Грицю, та й на вечорниці", Маруси - в "Лимерівні", Катерины - в "Не так сталося, як гадалося"). (7) С любительницей репетировала лично М. Заньковецкая. На столбцах одесских газет и на страницах "Известий Одесского библиографического общества при НУ" в 1910-х гг. появился ряд статей Лазурских о М. Заньковецкой и украинском театре в целом. (8) Особенно много на эту тему (приблизительно 30 статей) опубликовала Н. Лазурская в "Одесском листке", в частности, под псевдонимом "Невидимка". Она не только воспевала талант украинских актеров, но и упрекала украинцев за инертность в отстаивании интересов родной культуры. (9) В НУ В. Лазурский входил в состав комиссия по присуждению премий И. Вучины при историко-филологическом факультете НУ, которая в 1916 г. разрешила допускать к конкурсу пьесы на украинском языке. (10) В. и Н. Лазурские были членами Одесской украинской "Просвіти", членом которой был и А. Ждаха. Н. Лазурская, в частности, декламировала украинские поэзии.
    Либеральные взгляды В. Лазурского усложнили его карьеру в право-консервативном по составу профессоров НУ. Несмотря на то, что в 1909 г. он защитил в Московском университете магистерскую диссертацию, до 1917 г. он оставался лишь приват-доцентом.
    В своих мемуарах В. Лазурский писал, что отдушину от университетских дрязг он нашел в "Обществе южнорусских художников". (11) Напомним, что одним из членов этого общества был А. Ждаха. В круг одесских художников преподавателя НУ ввел поэт и писатель Александр Митрофанович Федоров. Он попросил В. Лазурского прочитать для его знакомых отрывки из своих мемуаров о Л. Толстом. В квартире А. Федорова В. Лазурский познакомился с художником Петром Нилусом, который пригласил его домой к своему другу Евгению Осиповичу Буковецькому, где жил и сам П. Нилус.
    Мемуары В. Лазурского содержат яркое описание быта одесских художников в начале ХХ в. (12) Художники собирались по воскресеньям в большой квартире Е. Буковецкого в 5 часов. За столом сидели 9 персон: хозяин, П. Нилус, В. Лазурский и другие постоянные и переменные гости. Собравшиеся музицировали, рассматривали картины, журналы, играли в карты. В 11-12 часов вечера они уходили, но на Дерибасовской останавливались выпить пива. Художники также собирались в ресторане на Ланжероновской, где каждый платил сам за себя. Говорили исключительно об искусстве и следили за тем, чтобы разговор велся на общую для всех тему. В противном случае раздавались крики с требованиями "сменить пластинку". По наблюдениям В. Лазурского, большинство четвергистов обращались друг к другу на ты, их связывала настоящая дружба. Иногда собрания были очень интересными и живыми, а иногда они напоминали вялую провинциальную жизнь. "Но попадая в среду художников, я чувствовал себя в атмосфере талантливости, беспечного незлобия и детской жажды удовольствия", - резюмировал профессор.
    Во время четвергов он познакомился с известным художником Т. Дворниковым. В. Лазурский вспоминал, что товарищи очень любили Тита Яковича Дворникова и называли его черноземной силой. Он был даровитым и удивительно скромным художником. В. Лазурский свидетельствовал о его неутомимой энергии, обоянии личности. В воспоминаниях он также передал свои впечатления о трех других художниках: П. Нилусе, Е. Буковецком и К. Костанди. В. Лазурскому очень импонировал П. Нилус, но он подметил, что "сытая обеспеченная жизнь несомненно действовала усыпляюще на талант Нилуса. Он поздно вставал, разбрасывался и опускался. Я очень любил его в минуты покаяния и самобичевания, но у него не было силы воли выбиться из засасывающего довольства". О теплых отношениях между профессором и П. Нилусом свидетельствуют письма П. Нилуса к В. Лазурскому, которые хранятся ныне в личном архивном фонде последнего в одном из киевских архивов. (13)
    У Е. Буковецкого, по мнению В. Лазурского, рассудочность, спокойствие преобладали над талантливостью. "Он много читал, хорошо играл на рояле. Несмотря на непрерывную работу он мало продвигался вперед, все те же рыжеватые тона, резкие формы, рассудочная суховатость", - вспоминал профессор. (14) В частности, Е. Буковецкий нарисовал 2 портрета В. Лазурского, 2 - его жены и 1 - тещи. Мемуарист оставил проникновенный образ наиболее талантливого из одесских художников Кириака Костанди. По воспоминаниям В. Лазурского, пожилой К. Костанди редко заглядывал на четверги, но всякое его присутствие окружалось любовью и уважением. Он был одинаково удивителен и своим талантом, и своей скромностью. В частности, В. Лазурскому врезался в память эпизод, когда после тяжелой и опасной болезни своей жены он зашел вместе с художником Эгизом на дачу к К. Костанди у Большефонтанского монастыря. Он увидел художника, который с любовью держал ветку в руках, окруженный детьми. Такой же лаской и любовью веяло от него и его картин.
    Либерализация общественной жизни во время Февральской революции 1917 г. принесла В. Лазурскому долгожданные положительные изменения. Он получил звание экстраординарного профессора (в октябре 1918 г. его избрали ординарным профессором, несмотря на то, что он так и не успел защитить докторскую диссертацию) и даже избрали проректором НУ.
    В период революции 1917-1918 гг. Лазурские уделяли большое внимание деятельности на театральном и искусствоведческом поприще. Наиболее заметным поступком Лазурских было учреждение в Одессе 30 ноября 1917 г. "Украинского художественного общества им. М. Заньковецкой", почетным членом которого стала сама М. Заньковецкая. В Одесском окружном суде общество было зарегистрировано лишь 20 марта 1918 г. как организация, которая стремилась развивать и популяризировать украинское искусство во всех его видах. По уставу общество могло делиться на литературную, драматическую, музыкальную и живописную секции. Главной формой работы общества в затруднительных материальных условиях была организация публичных собраний. До конца апреля 1918 г. общество организовало два вечера: в честь юбилея М. Заньковецкой в помещении одесской городской художественной школы и годовщины Т. Шевченко - в консерватории, а также приняло участие в общеукраинском празднике одесской украинской общины в честь Т. Шевченко. (15) Своего собственного помещения общество не имело. На одном из последующих собраний В. Лазурский рассказал об истории украинского театра. (16) В мае 1918 г. общество организовало "Вечер поэзии О. Олеся". (17) Н. Лазурская упоминала, что по инициативе одного из членов общества О. М. Ганцовой украинские народные спектакли происходили в селе Сычавка в 30 верстах от Одессы. Одесское общество присылало в село драматургические произведения. (18) В деятельности общества принимали участие украинские артисты Вачинский и П. Васильковский.
    Весной 1918 г. Лазурские высказали идею об учреждении "Украинской театральной студии" - второго подобного учреждения в Украине после Музыкально-драматического института М.В. Лысенко в Киеве. (19) В одной из украинских одесских газет Н. Лазурская опубликовала большую статью, в которой сообщала, что "мы, украинцы, считаем своей обязанностью воплотить мечту М. Заньковецкой". (20) Во время визита в Одессу М. Антоновича, члена Киевского театрального совета, супруги заручились его обещанием получить субсидию от государства. (21) Она рассматривала студию как один из главных ячеек для дальнейшего развития украинской культуры в Одессе, обитель истинного искусства. Одесская "Украинская театральная студия" в составе драматического и оперного отделов была названа в честь М. Кропивницкого. Ее директором был избран В. Лазурский. Н. Лазурская поступила в число студенток студии (получила диплом о театральном образовании в 1921 г.). Параллельно В. Лазурский читал лекции в Народном университете(22) и возглавил в 1919 г. студенческий литературный кружок при НУ. (23) В сентябре 1918 г. Н. Лазурская устроилась на должность преподавателя украинского языка в Одесском женском институте императора Николая І. В заявлении она отмечала, что как бывшая слушательница курсов украиноведения и уроженка Черниговской губернии, она владеет украинским языком и общей филологической подготовкой. (24)
    На должности директора студии В. Лазурский пробыл 8 месяцев. По воспоминаниям одного из его студентов В. Мошинского, профессор поставил студию на высокий уровень университетского факультета театрального искусства с двухлетним курсом обучения. Лекции происходили регулярно каждый день, кроме воскресенья, с четырех часов вечера до 22, а иногда и до полуночи. Кроме выполнения административных обязанностей, В. Лазурский преподавал для студентов драматического отдела украинскую литературу. Выбравши за основу учебник С. Ефремова, он преподавал значительно шире и поэтому интереснее. В. Мошинский вспоминал, что наибольшее внимание профессор уделял украинской литературе нового времени начиная с И. Котляревского. Вслед за М. Грушевским и С. Ефремовым, В. Лазурский подчеркивал вклад писателей и поэтов в развитие украинского национального сознания. Особое внимание он уделял деятельности Б. Гринченко. (25) В письме к М. Заньковецкой профессор упоминал, что его жену полностью поглотила деятельность студии и делал вывод, что "опыт с театральной студией для украинцев, который продолжался в Одессе около года, показал, что это дело может пойти, если его хорошо обставить". (26)
    Неизвестная из других источников история студии в 1919-1920 гг. проясняется благодаря воспоминаниям В. Лазурского. (27) Мемуарист свидетельствовал, что после очередного появления в Одессе большевиков летом 1919 г. при содействии главы народного образования Одессы А. Миколюка студию опять открыли в гимназии Л. Ковальчука. В. Лазурского пригласили заведущим административной частью и преподавателем истории театра, а артиста Г. Горского - театральным руководителем. На 1 курс приняли до 120 лиц, большей частью малообразованных выходцев из рабочей среды. Однако им охотно помогали более просвещенные женщины. Преподавателями работали, в частности, Л. Ковальчук (декламация), К. Бачинский (история украинской литературы), Р. Волков (история украинского театра), М. Слабченко (искусство актера). Студия действовала почти беспрерывно и при добровольцах. Летом 1920 г. ректором студии стал М. Слабченко (известные до этого документы фиксировали его директорство лишь с февраля 1921 г.). В. Лазурский отмечал, что студия была преобразована в театральный институт им. М. Кропивницкого. Свежий воздух в институт внесли приглашенные в качестве преподавателей из молодого украинского театра Городинская и Васильева. С успехом прошли спектакли украинского, русского и западноевропейского репертуара, в частности, "Іван Гус", "Панна Мара" и "Молода кров" (В. Винниченко), "Вишневый сад" (А. Чехов). С весны 1921 г. В. Лазурский излагал историю шекспировского театра. Среди актеров В. Лазурский назвал М. Богданова, Н. Бублай, Г. Боровик, М. Жаданивского, Н. Иващенко, Н. Лазурскую, Н. Лисицкую, В. Тищенко, П. Шамрай. Воспоминания мужа лаконично дополнила Н. Лазурская: "в студии и театре было вложено много любви и истинного чувства к искусству". (28) Таким образом, среди многих начинаний одесских украинских деятелей 1917-1920 гг., "Украинская театральная студия" оказалась наиболее живучей, создавши базу для основания Украинского государственного театра имени Т. Шевченко и Одесской государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой.
    В газете "Молодая Украйна" Н. Лазурская приветствовала успехи украинского театра, отдавая при этом надлежащее и российским коллегам. (29) В газете "Одесская мысль" она высказала мысль, что главной причиной успеха украинского театра является его народность, которая компенсирует такие недостатки как невысокая интеллигентность большинства актеров и слабый репертуар. По ее мнению, "искусство, которое не оторвано от своего народа, будет развиваться и совершенствоваться, подобно тому, как дерево с сильными здоровыми корнями, которое утвердилось на благодатной ему почве, естественно дает роскошное цветение и чудесные плоды". Несмотря на недостаток декораций и общий материальный упадок театра, автор надеялся на то, что когда-то появится возможность "поднять на соответствующую высоту наш родной украинский театр". (30)
    Установление большевизма не могло вызвать удовлетворения у принципиально настроенного против марксизма и вообще социализма В. Лазурского. В письмах 1920-х гг. он жаловался на недостаток культурной связи с Западом, ограничение свободы мысли: "большевики сами узнают горечь злобной критики, которая запрещает любые возражения". В 1923 г. он писал, что "социально-экономический метод невыносим для меня своей узостью. Я предвещаю, что марксизм, с беспощадной жестокостью и фанатичной узостью вбиваемый теперь в Высшей школе, в ближайшие годы вызовет энергичную реакцию". (31)
    Вопреки этому пессимистическому настроению, в 1920-х гг. В. Лазурский сделал многое для развития культуры в Одессе. В Одесском институте народного образования В. Лазурский читал на украинском языке курсы из истории всемирной литературы и истории украинской культуры, энциклопедию немецкой филологии, в одесской государственной консерватории - историю искусств и общую эстетику, в институте изобразительного искусства - историю всемирной литературы. Он сообщал М. Заньковецкой, что на драматическом отделении консерватории он читает историю украинского театра и особенно горячо говорит о значении М. Кропивницкого, М. Заньковецкой и Тобилевичей. (32)
    В письме 1923 г. к своему московскому другу он писал: "я сам нахожу успокоение только в мызыкальных концертах и обществе художников". (33) В. Лазурский был секретарем художественного общества им. К. Костанди, одним из членов которого был А. Ждаха. В связи с юбилеем преподавательской и научной деятельности В. Лазурского члены общества в 1926 г. называли его "родным в нашей семье художников". (34) Н. Лазурская сообщала М. Заньковецкой, что в октябре 1926 г. в частном доме художники чествовали "Володю, которого они очень любят". (35)
    В 1926 г. В. Лазурский замечал, что делается летописцем художественной жизни в Одессе. (36) Профессор вспоминал свои слова, когда-то сказанные им Н. Кондакову, что его тянет перейти на историю искусств. (37) Он написал 5 печатных листов "Истории украинского театра". Очерк состоял из 4 глав: 1) древнейший период - Киевский духовный театр; 2) от Котляревского до Кропивницкого; 3) эпоха Кропивницкого, Старицкого и Карпенко-Карого; 4) новейшие течения в украинской литературе. Однако, в печать историю украинского театра не приняли, как и монографию о К. Костанди, "Общую эстетику", переводы с английского языка на украинский ряда английских писателей, статью "Шекспир и Толстой" и мемуары. Как и прежде, рядом с мужем находилась Н. Лазурская, которая работала в театре и преподавала украинский язык. Н. Лазурская в начале 1920-х гг. опубликовала в газете "Силуэты" небольшие воспоминания о М. Заньковецкой. (38)
    В 1923 г. В. Лазурский вошел в число членов этнографо-диалектической секции Одесской комиссии краеведения при ВУАН. Он собирал материалы для биографии М. Кропивницкого, возглавлял подкомиссию по составлению словаря деятелей украинского слова на Одесщине. В 1925-1927 гг. В. Лазурский был главой Украинского библиографического общества, прочитал ряд докладов большей частью украиноведческого содержания. На одном из заседаний В. и Н. Лазурские, их сын Вадим и другие прочитали вслух одну из пьес И. Франко.
    Наиболее заметный вклад в популяризацию литературы профессор внес как организатор кружка художественного чтения в Одесском доме ученых. Возможно, первый подобный опыт состоялся приблизительно в 1919-1922 гг. в университетском литературном кружке "Зеленая лампа", о котором упомянул Лев Славин в своем очерке о Ю. Олеше как о предшественнике знаменитого "Коллектива поэтов" (Э. Багрицкий, Ю. Олеша, И. Ильф и др.). По воспоминаниям Л. Славина, "кружок был основан как учреждение вполне академическое. В самом названии его есть оттенок классицизма", но "очень скоро старый шекспировед стал похож на возницу, у которого понесли кони". (39)
    Члены кружка в основном сосредоточились на чтении классиков русской и западноевропейской литературы. Однако, украинской литературе и театру Лазурские также уделяли большое внимание. В частности, в 1923-1924 гг. они организовали вечера украинского искусства, на которых декламировали стихи П. Тычины, О. Олеся и Т. Шевченко, освещали специфику украинской музыки. В Одесском доме ученых В. и Н. Лазурские организовывали Шевченковские праздники, во время которых выступали с докладами. (40) В газетных статьях В. Лазурский стремился направить развитие украинской культуры на путь наследования лучших образцов мировой культуры, модернизации, постоянного самосовершенствования. (41) В 1921 г. он призвал: "на помощь украинской сцене, кто чем может! Пусть украинцы помнят, что на их глазах вызревает дело нашей национальной культуры. Трудовой народ не должен отвернуться". (42) В опубликованных в 1920-х гг. работах он сделал значительный вклад в изучение взаимовлияния украинской, российской и западноевропейской литератур и культур в целом. (43)
    В 1920-1930 гг. духовным ориентиром для супругов оставалась М. Заньковецкая. В декабре 1922 г. В. Лазурский признавался ей в письме: "Вы для меня олицетворение самого лучшего, что может в искусстве достич наш украинский народ. И потому, вместе с Вами скорбя, что жизнь наша проходит и творческие силы наши падают, мы видим кругом, что идет новая жизнь, и в ней живет лучшее, что мы могли дать. В новой украинской жизни Вы будете жить бесконечно. Для таких людей как Вы, нет старости, нет смерти". (44) В 1928 г. он писал актрисе: "из людей искусства лично мне известных, двух я ставлю выше всех: Толстого и Вас. Толстой и его семья относились ко мне хорошо, но иногда у меня щемит малодушно сердце от мысли, что те, которые разбирают его переписку найдут где-нибудь пренебрежительное упоминание обо мне. В вашей дружбе я уверен. Вы делали людей счастливыми своим искусством, и своею любовью. Это никогда не забывается". (45)
    Еще большим пиететом и эмоциями проникнуты письма Н. Лазурской к актрисе. Она обращалась к своей старшей подруге как к "моей великой и несравненной подруге и учительнице, которой я обязана лучшими минутами и даже часами своей жизни". (46) В письмах к М. Заньковецкой в 1920-1930-х рр. Н. Лазурская охотно делилась своими переживаниями и творческими планами. В начале 1920-х гг. она писала, что после закрытия украинского театра была вынуждена играть в русском Сибирякова: "как-то грустно и больно, что при всем моем страстном желании отдаться родной сцене пришлось идти "в чужие люди". (47) Чуть позднее она писала, "что тоска по хорошему чистому искусству, моя ненасытная тоска, за которую ты же когда-то меня любила и которая сознаюсь, может умереть только вместе со мной". (48) Через некоторое время она писала: "ничто не смогло убить моего стремления к театру - вот уж в крови у меня этот театральный микроб и оглядываясь назад я думаю с грустью о том, что лучшая половина моей жизни пропала для сцены, что много молодых сил осталось во мне не использованными и теперь уж их не вернешь". (49) Из писем Н. Лазурской можно узнать и о ее эстетических взглядах. Так, в 1930 г. она писала, что не является поклонницей Л. Курбаса, - "слишком кинематографично и поверхностно - я от драматического искусства требую большей глубины и отдельных талантливых артистов, чего у него как раз мало". (50)
    В 1930-х гг. супруги были вычеркнуты из педагогической среды. Однако, Лазурские находили возможность для творческой самореализации. В 1935 г. в одном из писем В. Лазурский упоминал, что "несмотря на то, что старое общество Костанди закрыто, старые члены собираютя". (51) Хоть и в меньшем объеме, действовал кружок художественного чтения. В. Лазурский упоминал, что "в нашем доме всегда толчется молодежь, связанная с коллективом художественного чтения". (52) В 1933 г. Н. Лазурская писала, что все же зарабатывает своим любимым делом - искусством, "много у нас теперь работы - каждый день, без выходных дней выступаем и это счастье, а то бы нечем было вовсе жить, хотя и теперь трудновато, но все же живем". (53)
    Накануне войны В. Лазурский вернулся к преподаванию языков и даже получил докторскую степень без защиты диссертации. В 1942-1944 гг. он работал профессором всемирной литературы и деканом философско-литературного факультета Одесского университета (в университете также работал на должности доцента агрономического факультета его сын Александр). Благодаря усилиям В. Лазурского в состав университета был включен Историко-археологический музей, возрождено Одесское общество истории и древностей, спасено много книг. В 1944 г. В. Лазурского арестовали, но вскоре дело было закрыто. До самой смерти 1 мая 1947 г. он и в дальнейшем преподавал в Одесском государственном университете им. И. Мечникова. После смерти мужа Н. Лазурская переехала к сыну в Киев, но каждый год посещала Одессу. Она подготовила к печати свои воспоминания о М. Заньковецкой(54), консультировала С. Дурылина, автора монографии о М. Заньковецкой, написала воспоминания о С. Дурылине и М. Кропивницком, хлопотала о реставрации надгробия на могиле М. Ермоловой, принимала участие в жюри киевского городского смотра народной самодеятельности, после чего, по ее словам, "была в восторге от таланта нашего народа". В ожидании отзывов на свои воспоминания, она умерла в 1958 г. в Киеве.
    Таким образом, в своей деятельности профессор В. Лазурский вышел значительно дальше за рамки педагогики и удела кабинетного ученого. Он показывал пример разносторонней личности, ученого с широкими взглядами, нонконформиста по отношению к господствующим идеологиям и властям. Он стремился сочетать глубокое изучение различных культур и языков, со служением своей родной украинской культуре. Наталья Лазурская в своей деятельности отразила процесс эмансипации женщин, их стремление играть как можно более заметную роль в культурной жизни. Безусловно, в Одессе она была одной из наиболее активных и заметных женщин, которой удалось выйти из тени мужа и обрести собственную репутацию и круг связей. Более того, она сыграла большую роль в творческом и мировоззренческом росте В. Лазурского. Большой вклад в развитие культуры Лазурские внесли как родители Вадима Лазурского - одного из известнейших советских художников-графиков, становление личности которого состоялось в Одессе в 1920-е гг. По степени прочности духовного и творческого союза можно провести параллель между Лазурскими и Ираклием и Любовь Курисами. Лазурские должны занять свое достойное место в исторической памяти одесситов в ряду подобных духовно-творческих союзов на благо культурного развития Одессы.


(1) Смирнов В. Арест профессора Владимира Лазурского // Смирнов В. Реквием ХХ века. - Ч. І. - Одесса, 2001. - С. 189-198; Зленко Г. Д. Очарування та розчарування В. Лазурського // Зленко Г. Д. Лицарі досвітніх вогнів. 33 портрети діячів одеської "Просвіти" 1905-1909 років. - Одеса, 2005. - С. 231-237; Кодак Т. В. Лазурський В. Ф. // Професори Одеського (Новоросійського) університету. Біографічний словник. - Одеса, 2005. - Т. 3. - С. 183-188; Музичко О. Одеська інтелігенція на зламі епох: професори Іван Линниченко та Володимир Лазурський в історії Одеси // Південний Захід. Одесика. Історико-краєзнавчий науковий альманах. - 2009. - Вип. 7. - С. 55-85.
(2) Лазурский В. История моей жизни. - Одесса, 1936. - Л. 235.
(3) Державний музей театрального, музичного та кіномистецтва України (далі - ДМТМК України). - Ф. Н. Лазурської. - № 2912.
(4) Лазурська Н. З моїх зустрічей // Спогади про Марка Кропивницького. - К., 1990. - С. 133-136.
(5) Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 2980. - Оп. 1. - Д. 621. - Л. 1.
(6) Лазурська Н. З моїх зустрічей // Спогади про Марка Кропивницького. - К., 1990. - С. 133-136.
(7) Лазурська Н. Творець народного театру // Вінок спогадів про М.К. Заньковецьку. - К., 1950. - С. 162-173.
(8) Лазурский В. Школа М. К. Заньковецкой // Одесский листок. - 1916. - 5 сентября; Лазурская Н. К юбилею М. Заньковецкой // Южная мысль. - 1912. - 2 февраля.
(9) Лазурская Н. "Синяя птица" // Одесский листок. - 1916. - 28 октября.
(10) Новые правила премии Вучины // Одесский листок. - 1916. - 3 сентября.
(11) Лазурский В. История… Указ. соч. - Л. 198-201.
(12) Там же. - Л. 201.
(13) Відділ рукописних фондів Інституту української літератури ім. Т. Шевченка. - Ф. 183. - Оп. 1. - Спр. 304-311.
(14) Лазурский В. История.. Указ соч. - Л. 200.
(15) Васильківський П. Українська театральна школа в Одесі // Вільне життя. - 1918. - 24 квітня; Шевченкове свято // Вільне життя. - 1918. - 27 квітня.
(16) Державний архів Одеської області (далі - ДАОО). - Ф. 153. - Оп. 1. - Спр. 7. - Арк. 32.
(17) Вільне життя. - 1918. - 11 травня.
(18) Лазурская Н. Народный театр // Одесская мысль. - 1918. - 21 июля.
(19) ДМТМК України. - Ф. М. Заньковецької. - № 6928.
(20) Лазурская Н. Украинская театральная школа в Одессе // Молодая Украйна. - 1918. - 5 июня.
(21) ДМТМК України. - Ф. М. Заньковецької. - № 6932.
(22) Одесский листок. - 1918. - 22 ноября.
(23) ДАОО. - Ф. 1359. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 87-89.
(24) Інститут рукопису Національної бібліотеки України ім. В. Вернадського. - Ф. 264. - Оп. 1. - Д. 98. - Л. 18-19; 23.
(25) Мошинський В. Український державний театр ім. Т. Шевченка в Одесі й театральна студія ім. М. Кропивницького // Визвольний шлях. - 1966. - Кн. 11. - С. 1252-1254.
(26) ДМТМК України. - Ф. М. Заньковецької. - № 6919.
(27) Там же. - Ф. Н. Лазурської. - № 1020.
(28) Там же. - № 2713.
(29) Н. Л. Украинский Народный сад // Молодая Украйна. - 1918. - 4 июня; Н. Б-цъ Гастроли В. А. Полевицкой // Молодая Украйна. - 1918. - 12 июня; Н. Б-цъ Театр // Молодая Украйна. - 1918. - 13 июня.
(30) Лазурская Н.Народный театр // Одесская мысль. - 1918. - 21 июля.
(31) Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 444. - Оп. 1. - Д. 258. - Л. 10.
(32) ДМТМК України. - № 6944.
(33) Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 444. - Оп. 1. - Д. 258 - Л. 10; Ф. 1166. - Оп. 1. - Д. 58. - Л. 1.
(34) Відділ рукописних фондів інституту української літератури ім. Т. Шевченка. - Ф. 183. - Оп. 1. - Спр. 518. - Арк. 32.
(35) ДМТМК України. - Ф. М. Заньковецької. - № 6950.
(36) Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 444. - Оп. 1. - Д. 258. - Л. 12.
(37) Там же. - Ф. 1166. - Оп. 1. - Д.58. - Л.1.
(38) Лазурская Н. Заметы памяти // Силуэты. - 1922. - № 1. - С. 6-7.
(39) Славин Л. Мой Олеша // http:// fictionbook. ru /author / slavin_lev_isaevich/rasskaziy_moyi_olesha /read_online.html?page=1
(40) Шевченківське свято // Известия Одесского окружкома КПбУ. - 1925. - 15 марта; Собрание памяти Т. Г. Шевченко // Вечерние известия. - 1928. - 15 марта; Шевченковский вечер // Вечерние известия. - 1929. - 14 марта.
(41) Лазурский В. Будущность украинского театра // Станок. - 1921. - 30 декабря; Лазурский В. Украинский театр-студия // Театральный бюллетень. - 1922. - 12 января.
(42) Лазурский В. Будущность украинского театра // Станок. - 1921. - 30 декабря
(43) Лазурский В. Украинский элемент в творчестве В. Короленко // Ученые записки высшей школы Одессы. - 1922. - Т. 2. - С. 55-66; Лазурський В. Шекспир чи Рутланд? // Записки Одеського наукового при УАН Товариства. - 1928. - В. 1. - С. 9-16; Лазурский В. Шевченко и Толстой // Там само. - 1928. - В. 2. - С. 12-16; Лазурський В. В. Шекспір українською мовою // Там само. - 1929. - В. 3. - С. 22-39.
(44) ДМТМК України. - Ф. М. Заньковецької. - № 6934.
(45) Там же. - № 6902.
(46) Там же. - № 65958.
(47) Там же. - № 6410.
(48) Там же. - № 6957.
(49) Там же. - .№ 6913.
(50) Там же. - № 6892.
(51) Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 1166. - Оп. 1. - Д. 58. - Л. 17-18.
(52) Там же. - Ф. 1166. - Л. 51.
(53) ДМТМК України. - Ф. М. Заньковецької. - № 6873.
(54) Богомолець-Лазурська Н. Життя М. Заньковецької. - К., 1961.


Нажмите на картинку для увеличения изображения
Наталья Богомолец-Лазурская с детьми Александром и Вадимом. 1910-е гг. Фотография из фондов Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.

Нажмите на картинку для увеличения изображения
Профессор Новороссийского университета и Одесского института народного образования Владимир Федорович Лазурский. Начало ХХ в. Фотография из фондов Государственного музея театрального, музыкального и киноискусства Украины.