ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 7)



О. Каражей

Музей "Степова Україна" - детям
                                                                                                            
    За три года существования музей "Степова Україна" посетили сотни человек. Большая часть посетителей - это школьники и учащиеся высших учебных заведений. К сожалению, очень малую часть посетителей составляют воспитанники детских садов.
    Для детей 5-6 лет присуща особая впечатлительность, пытливость, эмоциональность, открытость и непосредственность. Для многих из них это первое посещение музея и от экскурсовода, способа подачи информации зависит то, с каким впечатлением уйдёт юный посетитель и захочет ли прийти вновь.
    Для детей такого возраста были разработаны специальные экскурсии, уроки-лекции, с учётом возрастных особенностей восприятия. Акценты ставятся на близких и понятных детям предметах, например, всегда заинтересовывает рассказ об истории игрушки. Но наряду с любознательностью, детям в возрасте 5 лет свойственна и быстрая утомляемость. Поэтому экскурсия проводится в форме диалога - дети отвечают на вопросы экскурсовода, с удовольствием отгадывают загадки о предметах, находящихся перед ними, вспоминают пословицы и поговорки.
    Особая форма занятий с детьми - уроки-лекции. При таком посещении проводится обзорная экскурсия только в одном зале, потом проводится лекция-беседа по тематике увиденного.
     На уроке-лекции "Бабушкин сундук" дети осматривают экспонаты, отражающие быт украинского народа, при этом звучит украинская музыка, а затем, усевшись на лавки "помогают" экскурсоводу одевать манекены в украинские национальные костюмы. Одновременно проводятся параллели с современной одеждой. Таким образом, дети знакомятся с украинским национальным костюмом, предметами быта, закрепляют увиденное.
     Урок-лекция "Хлеб - всему голова" знакомит с орудиями труда. Она построена на украинских народных сказках. По ходу лекции дети имеют возможность прикоснуться к настоящим орудиям труда, подержать в руках серп, цеп, формы для выпечки хлеба, на различных пособиях увидеть, как выглядят снопы на поле, мельницы, комбайны. Так малыши узнают основные этапы выращивания и изготовления хлеба, воспитывается уважительное отношение к хлебу, к труду.
    В работе с детьми очень помогают народные пословицы и поговорки: "Хвали не горшок, а хозяйку", "Дырявый горшок никогда не наполнишь", "Голод научит и горшки лепить", "Пустой кувшин звенит, а полный молчит" и другие.
     Наметилась тенденция перехода от эпизодических, единичных посещений музея к созданию многоступенчатой программы приобщения к музею и его культуре. Используя различные формы музейного общения с юными посетителями можно с детства прививать навыки музейного поведения, формировать творческую активность ребёнка, развивать воображение и фантазию, учить понимать язык музейной экспозиции и воспринимать музейные экспонаты как частицу истории.



Нажмите на картинку для увеличения изображения

Нажмите на картинку для увеличения изображения