ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 5)



Н. Гриднева

Этнографический аспект художественной экспозиции
                                                                                                            
    Одесский муниципальный музей личных коллекций создан на базе собрания А. В. Блещунова, переданного им в дар городу в 1989 г. Когда Александр Владимирович выстраивал экспозицию нового музея, он организовал её по географическому принципу. Эта особенность до сих пор остаётся одной из основных черт музея, носящего его имя, и коренным образом отличает его от многих других художественных, мемориальных и т.п. музеев, при осмотре которых зритель вынужден придерживаться традиционной хронологической последовательности. Впрочем, такой принцип экспонирования был обусловлен уже самим характером собрания А. В. Блещунова. Датировки большинства составляющих его предметов, как произведений искусства, так и бытовых вещей, укладываются в один, относительно небольшой, отрезок времени (XVIII - XX вв.). Зато достаточно хорошо выражена региональная принадлежность всех экспонатов, таким образом, естественно складывающихся в цельные этнические и полиэтнические комплексы. В итоге в музее были созданы экспозиции залов, посвященных искусству русскому, западноевропейскому и восточному (Буддийского и Мусульманского Востока). Отдельно представлены Украина и Одесса. И только один, завершающий осмотр музея, зал - "Христианство" - выпадал из этого ряда.
    Основную часть его экспонатов составляют произведения иконописи. Иконы - это наиболее распространенные и наиболее почитаемые предметы христианской религии, которые одновременно отражают духовную культуру и бытовой уклад народа. Иконы лежат в основе религиозного быта, без них нельзя совершить молитву, им поклоняются не только в храме во время торжественного богослужения, но и дома, где протекает повседневная жизнь с её насущными заботами. Попадая же в музей, иконы обретают новую ценность как памятники истории и произведения искусства.
    Развеска иконописи в зале музея личных коллекций первоначально была достаточно хаотической. В ней соседствовали классические произведения российских школ, образцы различных направлений украинского искусства, а также иконы местных липованских писем, совершенно терявшиеся в этом художественном многообразии. Такой экспозиции, хотя и отражавшей этнографическую картину нашего многонационального региона, недоставало внутренней логики и, как следствие, она была не функциональна.
    Например, при проведении экскурсии по музею в этом зале приходилось ограничиваться указанием на наиболее интересные экспонаты, дополняя его общим изложением фактов на тему истории и техники иконописи. Последовательный рассказ о сюжетах и иконографии, не говоря уже о раскрытии художественного своеобразия различных иконописных школ, с привлечением конкретных примеров, не представлялся возможным, поскольку иллюстрации к нему были расположены на разных участках экспозиции и не позволяли установить между ними какую-либо логическую связь, не нарушающую порядок осмотра.
    Кроме того, художественный уровень представленных произведений был также разнороден, и возможности наиболее удачного показа самых качественных работ не использовались в полной мере.
    Поэтому сотрудникам музея пришлось пойти на некоторое нарушение владельческой развески Блещунова, которая остаётся в основе нынешней экспозиции. Изменения в неё вносятся лишь в тех случаях, когда это диктуется соображениями сохранности экспонатов или - как в данном случае - позволяет добиться более полноценного их показа.
    При создании новой экспозиции учитывались несколько аспектов.
    В первую очередь - сюжетно-тематический. Необходимо было получить возможность проводить в зале полноценную экскурсию об иконописи. Состав музейной коллекции таков, что предоставляет для этого богатый и разнообразный материал. Требовалось только соответствующим образом организовать его экспонирование, которое соответствовало бы логике повествования экскурсовода.
    Не менее важным аспектом был эстетический. Разрозненную экспозицию нужно было превратить в единый комплекс, композиционные центры которого заняли бы наиболее интересные в художественном и иконографическом отношении образы, а второстепенные произведения, соответственно, отошли бы на второй план.
    Кроме того, предстояло вычленить местные липованские иконы, наличие которых в коллекции и придавало ей особый интерес. В итоге именно решение этой задачи и определило не только построение будущей экспозиции, но и направление дальнейшей работы над коллекцией.
    Липоване - это русские старообрядцы, в XVIII в. поселившиеся по берегам Дуная и Днестра в Одесской области, а также в соседних с ней районах Молдавии и Румынии. Хотя документально зафиксированных сведений об источнике поступления икон в собрание А. В. Блещунова почти не сохранилось, известно, что большинство липованских образов привезены именно из дунайских поселений - Вилкова и Килии.
    Когда все эти иконы были собраны вместе, они естественным образом образовали целостный комплекс, наглядно демонстрируя, что липованские письма действительно представляют собой отдельное, самобытное явление в искусстве. Особенностью липованских икон являются сияющие золотые фоны, яркие, нарядные краски, обилие орнамента, живописного и цированного (гравированного по золоту), множество пышных цветов, покрывающих и фон, и поля, и одеяния святых. На этих иконах раскрываются детально переданные интерьеры вполне реальных храмов (уже не сказочно-символических, как на древних образцах), разворачиваются живописные холмистые пейзажи, по синим водам плывут липованские рыбацкие лодочки, священные изображения наполняются конкретными бытовыми деталями. На полях обычно помещаются фигуры святых, соименных членам семьи заказчика, их небесные покровители, помогающие их молитвам достигнуть "горнего" мира.
    Сюжетный состав музейной коллекции вполне отражает круг наиболее популярных у липован образов. Центр экспозиции - как и при А. В. Блещунове - занимает икона "Покров" (1), одна из наиболее интересных в составе комплекса. Посвящённая едва ли не самому любимому старообрядцами празднику, она выделяется не только своими достаточно крупными размерами, но и очень развитой иконографией, сложной многофигурной композицией, Внимание привлекает и подробно выписанный храмовый интерьер, максимально насыщенный разнообразными деталями. Ближайшие аналоги этому памятнику находятся только в таких крупных старообрядческих центрах, как г. Ветка(2) (Гомельская обл. Белоруссии, икона хранится в Музее народного творчества) и Рогожское кладбище в Москве (Церковь Рождества под звонницей).
    Широко представлены в экспозиции и очень популярные у всех старообрядцев Богородичные образы. Среди них выделяется "Одигитрия" из Вилково(3). Резкий контраст между ярким золотом фона и темным силуэтом фигуры Богоматери, глубокие черные тени в складках одежд, монументальная композиция, крупные черты деревенского лица Марии - все это признаки, также характерные для икон местного письма.
    Ещё одна икона, связанная с Богородицей, - "Успение" (4). Здесь вокруг ложа Марии, кроме первых двенадцати апостолов, которые, по преданию, присутствовали при кончине Богоматери, стоят апостол Павел, евангелисты Марк и Лука. В задних же рядах представлены жившие намного позже изображаемого события, но особо почитаемые липованами святые Никола и Харлампий, а также Тимофей и Василий, также, возможно, покровители членов семьи. Художник поместил их непосредственно в композицию вместо того, чтобы изобразить, как обычно, на полях, которые на этой иконе оставлены непривычно пустыми, и, таким образом, сделал непосредственными участниками торжественного действия.
    Необычайная популярность иконы "Всех скорбящих радость" сказалась и на составе музейной коллекции, в экспозиции представлены два наиболее интересных произведения на этот сюжет. Композиция одного из них разделена на два яруса(5). Наверху изображён небесный мир, обитель Богоматери, ангелов и святых, а внизу - земной, юдоль скорби, обиталище многочисленных скорбящих, которым ангелы по велению владычицы небесной приносят исцеление. Этот нижний, земной мир представлен типичным липованским пейзажем с крутыми холмиками, поросшими цветами, озерцом-морем и корабликом на нём. Изображение насыщено такими бытовыми подробностями, как дощатый забор вокруг здания темницы или фигура хромого, стоящего на деревянной ноге.
    Вторая икона интересна тем, что помещена в деревянную рамочку с металлическими фигурными накладками. Рамы подобного типа, любовно украшенные пышным объёмным орнаментом с цветами, голубками, облачками и т. п. очень популярны у липован и во множестве встречаются в их церквях.
    Из не очень распространенных у липован изображений Исуса(6) Христа чаще всего встречается извод Спаса Нерукотворного. Именно он занимает одно из ключевых мест в экспозиции(7). Внизу на этой иконе изображены три круглых клейма-медальона с подписями вокруг них, излагающими историю образа - еще одна особенность, свойственная липованским художникам, стремившимся внести в живописный образ и повествовательное начало.
    Свою смысловую и композиционную нагрузку в составе экспозиции несут также образы наиболее почитаемых святых. Первое место среди них, конечно, занимает св. Никола. Один из его образов(8) представлен в любимом липованами, но достаточно редком для других регионов, иконографическом варианте "Николы Отвратного".
    Отдельно нужно упомянуть и о 4-частных иконах. Они интересны тем, что в них своеобразно запечатлелись заботы и чаяния, волновавшие их владельцев. Подбор сюжетов определялся выбором заказчика, и, зная, в каких случаях молились той или иной иконе, можно попытаться воссоздать жизненную ситуацию, для которой она заказывалась. На одной из музейных икон(9) совмещены три образа Богоматери и изображение св. Христофора. Название "Богоматерь Умягчение злых сердец" говорит само за себя, "Богоматери Феодоровской" молились об избавлении от трудных родов, а образ "Богоматери Троеручицы", особенно в сочетании с первыми двумя, обычно служил родительским благословением дочерям к свадьбе(10). Св. Христофор считался покровителем путешествующих колёсным транспортом. По-видимому, образ был заказан родителями для выходящей замуж дочери, которой предстоял долгий и опасный путь к новому дому.
    Вторая икона такого типа(11) также включает в себя "Умягчение злых сердец", но остальные образы здесь мужские - св. Николай, Харлампий и Вонифатий. Св. Николай - избавитель от потопления на воде и покровитель всех крестьянских работ, на 4-частных иконах он часто помещается также как покровитель семьи, и такой иконой тоже благословляют на свадьбу, но уже юношу(12). Очень популярный у липован св. Харлампий спасает он внезапной смерти, св. Вонифатию следовало молиться от греховных страстей пьянства и распутства. Возможно, образ призван был беречь собирающегося жениться человека не только от подстерегающих его извне опасностей, но и от искушений плоти.
    Таким образом, липованский комплекс стал основой новой экспозиции. Вторую её часть составили иконы различных российских писем. В основном, это также старообрядческие образы, традиционные по своей технике и художественной системе. Среди них самые красивые - "Новозаветная Троица", а также широко распространённый сюжет "Воскресение-Сошествие во Ад с клеймами праздников".
    Как ещё один этнографический комплекс в зале может рассматриваться коллекция ростовской финифти, которая, наряду с витринами, содержащими различные издания Библии, варианты крестов, произведения металлической пластики (образки, складни) и предметы церковной утвари, дополняет экспозицию "Христианство".
    Ещё часть икон в процессе реэкспозиции была перемещена в украинский зал, где они заняли своё законное место рядом с так называемым подольским холстом, который представляет собой один из характерных образцов народной иконописи Центральной и Восточной Украины.
    Распределение памятников по этническим комплексам естественным образом определило и структуру каталога коллекции иконописи, работа над которым началась сразу после обновления экспозиции. Содержание его составили липованский, украинский и русский разделы.
    Работа над совершенствованием экспозиции икон в музее ещё не завершена. Так, закрытая пышным резным окладом икона Ахтырской Божьей матери, которая была помещёна Блещуновым в зал "Русская старина", в будущем будет перемещена в зал "Украина" соответственно своему происхождению. А экспозицию зала "Христианство" планируется дополнить оборудованием открытого хранения, которое обеспечит доступ посетителям к музейным предметам, ныне содержащимся в фондах.
    В итоге, хотя владельческая развеска А. В. Блещунова и была частично изменена, но это лишь способствовало более последовательному воплощению в жизнь его же принципа построения экспозиции, который заключался в создании комплексов экспонатов в соответствии с их происхождением.


(1) Одесский муниципальный музей личных коллекций им. А. В. Блещунова (далее - ОММЛК). - Инв. № ЖГС-716.
(2) Нечаева Г. Г., Леонтьева С. И., Шкляров Ф. Г. Ветковский музей народного творчества. - Минск, 2001. - Илл.56
(3) ОММЛК. - Инв. № ЖГС-726.
(4) ОММЛК. - Инв. № ЖГС-380.
(5) ОММЛК. - Инв. № ЖГС-599.
(6) Старообрядческое написание имени Христа - с одной буквой "и".
(7) ОММЛК. - Инв. № ЖГС-699.
(8) ОММЛК. - Инв. № ЖГС-708.
(9) ОММЛК. - Инв. № ЖГС-600.
(10) Нечаева Г. Г. Ветковская икона. - Минск, 2002. - С. 82.
(11) ОММЛК. - Инв. № ЖГС-429.
(12) Нечаева Г. Г. Ветковская икона. - Минск, 2002. - С. 82.


Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения