ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 4)



М. Кольчак

Выставка 1910 г. в Одессе
                                                                                                            
    В 1910 г. в Одессе открылась Всероссийская художественно-промышленная вы-ставка, устроенная на территории Александровского парка (ныне парк им. Т. Г. Шевчен-ко). Идея промышленной выставки в Одессе зародилась в 1885 г. при закрытии традици-онной выставки домоустройства, организованной Одесским отделением Русского техни-ческого общества (РТО). Однако в связи с "проникшими в общество слухами о неблаго-получии во взаимных отношениях между Россией и Японией" пришлось отложить под-готовительную работу до наступления "более благоприятных обстоятельств". (1) Потребность в выставке ощущалась в Одессе уже давно. Перелом, происходивший в жизни города, превращающегося из хлебного в хлебно-промышленный, и кризис некоторых отраслей экономики говорили в пользу не-обходимости ее устройства.
    Был создан Распорядительный Комитет по подготовке выставки, в который во-шли: статистик А. С. Бориневич, инженеры-строители Л. Л. Влодек, С. А. Ландесман, архитекторы Л. М. Чернигов, Ю. М. Дмитренко, инженер-технолог Т. М. Вольфензон, агроном Стефанов, химики Е. С. Буркер, В. А. Гернеби, доктор медицины И. В. Вирский и др. известные городу люди. Президентом выставки стал В. И. Ковалевский - председа-тель Императорского Русского Технического общества.
    Первоначально город отвел Выставочному Комитету заброшенную часть Алек-сандровского парка, т.н. Карантинную площадь. Затем, когда выставка неожиданно для города стала принимать крупные размеры, ей дополнительно было отведено место на Михайловской площади. Таким образом, территория ее заняла площадь свыше 18 га.
    С целью выяснения отношения к устройству выставки в Одессе со стороны мест-ных фабрикантов и заводчиков, Комитетом выставки была "произведена среди них анке-та", давшая 72 ответа из которых 60 ответов были в пользу устройства выставки и 12 от-рицательных. Таким образом, значительная часть представителей местной промышлен-ности и торговли выразили готовность принять активное участие в выставке в качестве экспонентов.
    В отличие от последней традиционной выставки домоустройства в Одессе, вы-ставка 1910 г. была рассчитана на более широкий и всесторонний показ достижений во всех отраслях экономической жизни города и края. За истекшую четверть века после проведения последней сельскохозяйственной выставки в 1884 г. произошли изменения в положении многих отраслей сельского хозяйства в крае, возникли новые запросы тре-бующие "неотложного и самого широкого удовлетворения"
    Естественная связь двух областей народного хозяйства - промышленной и сель-скохозяйственной заставила обе местные организации (Одесское отделение Император-ского Русского Технического общества и Императорское общество Сельского хозяйства южной России) устроить выставку совместно, назначив её на период с 15 мая по 1 октяб-ря 1910 г.
    Разработанная ими "Программа выставки", включающая два раздела, подразде-ляющиеся на отделы и подотделы, позволяет получить представление о том, насколько широко были представлены все отрасли экономики юга России. Например, раздел "Фаб-рично-заводская и промышленно-художественная выставка" помимо отделов промыш-ленности (обработка металла, горный отдел, обработка дерева, химическое производст-во), включал и торговое судоходство, отдел архитектуры и строительства, бальнеологии и гигиены, воздухоплавание и автомобили, физическое развитие и спорт.
    Художественный и художественно-промышленный отдел состоял из 11 групп, среди которых выделяется живопись, скульптура, литейное и чеканное дело, художест-венные и бронзовые изделия.
    Раздел "Сельскохозяйственная выставка" кроме традиционных отраслей, таких как полеводство, садоводство и огородничество предусматривал экспонирование дости-жений, связанных с развитием новых технологий хранения зерна и продуктов сельскохо-зяйственного производства, производства сельскохозяйственных орудий и машин; отде-лы виноградарство и виноделие, шелководство и пчеловодство.
    Императорское общество сельского хозяйства в период подготовки к выставке опубликовало "Открытое письмо об условиях участия в фабрично-заводской, художест-венно-промышленной выставке 1910 г. в Одессе" с обращением к сельским хозяевам юга России принять участие в выставке. (2) В документе сообщалось о продлении срока подачи заявлений до 1 апреля 1910 г.
    С целью привлечения в страну иностранных капиталов и товаров, для участия в выставке были приглашены промышленные предприятия Европы и Америки. Известно, что в выставке приняло участие 73 иностранные фирмы, большей частью из Германии, Австрии, Франции, Англии. Таким образом, она постепенно приобретала Международ-ный характер.
    События, происходившие на выставке, освещались двумя специально созданными газетами. Право издания "Вестника выставки" - литературно-общественной и справоч-ной газеты с отделом официальных извещений Распорядительного Комитета, было пре-доставлено редактору Л. Г. Жданову. "Вестник" выходил ежедневно в количестве не ме-нее 10000 экземпляров.
    Уже в первом его номере от 25 марта 1910 г. Русское общество пароходства и тор-говли (РОПиТ) был помещен фотоснимок "Пароход РОПиТ "Император Николай II" - носитель плавучей выставки 1910 г." и объявление о том, что в его городском агентстве в Одессе по улице Дерибасовская №33 "Пассаж" можно заблаговременно получить биле-ты по всем линиям". (3) Пассажирские суда этой пароходной кампании совершали рейсы заграницу в порты Болгарии, Анатолии, Турции, Сирии и Египта; почтовые пассажирские рейсы в порты Крыма, Кавказа и Азов-ского моря. "РОПиТ организует экскурсии в Приморские порты и на выставку в Одессе". (4)
     В газете Одесский листок" от 15 мая 1910 г., выходившей под редакцией извест-ного в городе издателя В. В. Навроцкого, помещен фотоснимок придворного фотографа румынского, итальянского и английского королей, Я. Белоцерковского-Чеховского "Офицеры румынской армии в вестибюле Лондонской гостиницы", под рубрикой "К пребыванию румынской военной депутации в Одессе". (5)
     К открытию художественно-промышленной выставки "количество номеров в гос-тинице "Империал" (ул. Дерибасовская, 25) было увеличено с 54-х до 60-ти, а ресторан снова переоборудован". Свои услуги гостям города, приезжающим на выставку, предла-гала новая первоклассная гостиница "Бристоль" содержателя М. Каро. В комплекс услуг входило "электрическое освещение, ванны и души, телефон. При гостинице работает первоклассный ресторан. Номера от 1 руб. 25 коп." (6) Желающие приехать на выставку могли вос-пользоваться съёмом частной квартиры. Газетные страницы этого периода пестрят объ-явлениями о сдаче "приезжающим на выставку, не дорого, одной или двух комнат с ме-белью. Там же и стол". (7)
     Для осуществления наблюдения за порядком создана специальная охрана, которая была поручена Александро-Невской Биржевой артели из Москвы, действующей на осно-вании "Высочайше-утвержденном мнении Г. Совета и Устава Правления". За подписью Главного комиссара И. А. Зарубина в газете помещено объявление: "Посторонние лица на территорию выставки не допускаются. Гг. экспоненты, доверенные и участвующие в постройке должны при входе предъявить пропускные билеты". (8) Специальные номерные служебные билеты с фотографией и личной подписью владельца были отпечатаны в Одессе, в типографии "Энергия".
     В фондах Одесского историко-краеведческого музея хранятся Служебные билеты Ржепишевского Михаила Ивановича и Ржепишевской Марии Антоновны, с фоновой пе-чатью Одесского Императорского Русского Технического общества (ОИРТО) "Выставка в Одессе 1910-1911 гг." и перечнем правил пользования им. (9) Билет предъявлялся по первому требованию агентов охраны и контроля. Лицо, не предъявившее билета "по востребованию" обязано было приобрести входной платный билет. Входной билет на территорию выставки тоже выписывался персонально, с указанием "Без права передачи другому лицу". (10) Служебные и входные билеты заверялись печатью Распорядительного Комитета выставки и подписью Главного комиссара И.Зарубина.
     Торжественное открытие фабрично-заводской, сельскохозяйственной и художест-венной выставки состоялось в воскресенье 25 мая 1910 г. Сенсацией сезона стало 3 июля. С раннего утра на Выставку началось невиданное паломничество. Но павильоны были пусты. Народ хлынул к Главной аллее, откуда должен был взлететь на своём аэроплане знаменитый лётчик Сергей Уточкин. Он сделал несколько кругов над парком, пересёк залив и приземлился на противоположном берегу в с. Дофиновка. В этот день билет на Выставку стоил 1 руб. 10 коп. (11)
     Коллекция произведений печатной графики по данной теме в собрании музейных фондов самая многочисленная. Прежде всего, следует назвать цветные литографии, вы-пущенные издательством "Мах Herzog" в г. Теплиц (Германия) с изображением панора-мы выставки 1910 г. в Одессе. Эти прекрасно сохранившиеся работы запечатлели общий вид Выставочного комплекса со стороны одного из её главных входов.
     Выставка занимала правую ближайшую к морю половину парка, где была сосре-доточена значительная часть Михайловской площади. Обе половины выставки, разъеди-ненные частью парка между обсерваторией и Лидерсовским бульваром, были соединены специально выстроенным мостом, который был перекинут через всю эту часть парка. Там же были построены две движущиеся плоскости, которые давали возможность посе-тителям свободно осмотреть всю территорию выставки.
     Выставка имела 4 главных входа: напротив памятника Александру II, у входа в главный ресторан и 2 входа с Михайловской площади. Главный вход (в районе нынеш-него главного входа на стадион ЧМП), выполненный по проекту архитектора А. Н. Кле-пенина был одним из интереснейших сооружений выставки. Он изображал триумфаль-ную арку с примыкавшей к ней башней, напоминающей маяк и увенчанной шлемом рус-ского витязя. Арка с обеих сторон была украшена живописью в псевдорусском стиле. (12) Впечатляла открывавшаяся из под арки панорама - широкие прямые аллеи, окаймленные рядами щедро украшенных павильо-нов. По левую сторону от главного входа по дороге к Ланжерону было расположено 2-х этажное Центральное здание выставки - Главный павильон. Перед этим зданием был по-строен роскошный светящийся фонтан. У главного входа, ведущего на бульвар, выстрое-но тонкое ажурной работы здание Главного ресторана. (13)
     Число выставочных зданий, павильонов и киосков превышало сотню, и, чтобы оз-накомиться со всеми экспонатами, необходимо было потратить несколько дней.
     Участники выставки привлекали к себе посетителей оригинальностью выставоч-ных сооружений и в этом им сумели помочь одесские архитекторы и инженеры, создав павильоны самых разнообразных архитектурных форм и стилей. Строительное товари-щество по сооружению выставочных зданий "В. О. Кругляков, архитектор С. В. Шесто-пал и К", предлагало "составление смет, чертежей и планов". (14) Эта же компания занималась возведением построек.
     Многие сооружения отражали специализацию фирм. Например, павильон Одес-ской мукомольной фабрики был выполнен в виде мельницы с настоящими мельничными крыльями (арх. Ю. М. Дмитренко). Были павильоны в виде бутылки, сапога, почтового штемпеля. Киоск кавказской фирмы Сараджаева "Кавказский натуральный коньяк" вы-полнен в виде громадной скалы, с которой низвергался водопад. (15) Интерьер этого павильона напоминал пеще-ру, и, по отзывам прессы "вызывал полную иллюзию". Из Москвы был привезён па-вильон в стиле рококо для парфюмерной фабрики Ралле, а из Ченстохова (Польша) дос-тавлено здание, в котором разместилась электростанция, снабжающая выставку электро-энергией.
     Выставка привлекла к себе внимание многих печатных издательств. "Всемирный почтовый Союз России" выпустил ряд видовых открыток, среди которых изображение киоска паровой мельницы Эммануила Ванштейна в Одессе. (16) Несколько открыток издательства ак-ционерного общества Гранберг в Стокгольме дают изображение Главного входа, ресто-рана, сельскохозяйственного отдела и павильона художников, сооруженного по проекту академика архитектуры А. В. Щусева. (17)
     В 1950-х гг. музейную коллекцию пополнили две открытки известного варшавско-го издательства "Граф. Зав. Б. Вержбицкий и К". Хорошим качеством изображения от-личаются "почтовые карточки" с видами Башни-Бельведера и Международного спра-вочного бюро, павильона РОПиТ, павильона профессионального образования, здания фирмы "Мет и Шандон", Царского павильона.
     Одесское книжное издательство Новак и Побуда" отпечатало серию открыток с рекламой художественной мастерской Я.Шульца в Одессе под названием: "15 мая - 1 октября 1910 г. Выставка в Одессе" с изображением эмблемы выставки. (18) Изображение эмблемы выставки: кузнеца и молотобойца, бьющих по наковальне и композиции: женщина, держащая в руках зубча-тое колесо (шестерёнку), нашло отражение также в почтовых марках, выпущенных этим же издательством. Все восемь марок одинакового достоинства и без отметок о гашении. Отличаются друг от друга разным оттенком цвета или фона и размещением рисунка в живописном поле. (19)
     Особым вниманием у посетителей выставки пользовались отделы художественно-го павильона: живопись (выставка картин), скульптура, художественно-промышленная рисовальная школа.
     Одесское товарищество южнорусских художников было известно далеко за преде-лами Украины. Многие местные художники были удостоены высоких званий. Почетное звание Академика имели: А. А. Попов, Н. Д. Кузнецов (1900); К. К. Костанди (1907), Г. А. Ладыжский (1910), Б. В. Эдуардс (1915) и др. На выставке было представлено 63 кар-тины одесских художников. Свои произведения продемонстрировали художники Н. Д. Кузнецов ("Прачки" и портрет артистки императорских театров М. Н. Кузнецовой); Б. Эгиз, Е. Буковецкий, Н. Бодаревский ("Молодой мечтатель" и "Вдали от родины"); П. Нилус ("Розовое облако" и "В старые годы"). Известный художник К. К. Костанди пока-зал свои работы: "Гуси", "Синяя туча", "Сирень". В музейной коллекции изобразитель-ного искусства хранится эскиз к последней картине, выполненной художником в 1900-1902 гг., переданный его родственниками в 1962 г. (20) К сожалению это единственная работа в му-зейных фондах, отражающая участие одесских художников в Выставке 1910 г. По уста-новленным Выставочным Комитетом правилам, экспонаты, в том числе работы худож-ников, желающие могли приобрести в последний день работы выставки.
     На выставке были представлены Одесские Торговые Дома: "Бакош и Шардт" (по-суда, ремесленные инструменты, железо); Братьев Анатра, Дубинина, С. Б. Фальц Фейн; Магазин часов и фабрика бриллиантовых, золотых, серебряных и мельхиоровых вещей Торгового Дома "Д. Елик и Сыновья " (витрина на выставке в Главном здании); Фабрика папирос, бумаги и гильз И. Л. Конельского; Металлообрабатывающие предприятия К. Фалька и "Беллино-Фендрих".
     Среди предприятий, сыгравших важную роль в развитии региона, был представлен крупнейший завод по производству земледельческих машин И. Гена. В фондах музея уже много лет хранится два уникальных макета, изготовленных мастером модельного цеха этого завода В. И. Подлубным. Это модель однолемешного русского культурного плуга и модель дренажного плуга. Подобные сельскохозяйственные орудия выпускались Одесским заводом И. И. Гена в начале ХХ ст. Известно, что первая модель, переданная в 1963 г. А. Э. Тылко, жителем Одессы, была изготовлена для художественно-промышленной выставки. (21) "Значитель-ное усовершенствование этого сельскохозяйственного орудия давало возможность ис-пользовать его для вспашки различных почв на небольших и средних участках, а также для разрыхления земли между деревьями и виноградными кустами". (22)
     Согласно "Положения о фабрично-заводской, промышленно-художественной и сельскохозяйственной выставке" в Одессе, при Выставке был учрежден "Главный экс-пертный Совет" и экспертные комиссии для оценки "сравнительных достоинств выстав-ляемых экспонатов". (23) Экспертные ко-миссии состояли из членов Императорского Технического общества и Императорского общества Сельского Хозяйства южной России и "посторонних этим обществам специа-листов, известных своею опытностью и трудами в соответствующей отрасли промыш-ленности", избранных Распорядительным Комитетом выставки. Каждая экспертная ко-миссия работала независимо от другой, оценивая достоинства экспонатов по десяти-балльной системе, предоставляя свои заключения в Главный Совет. Окончательный спи-сок предложенных экспертным Советом наград представлялся на утверждение Мини-стерства торговли и промышленности. Награды от Комитета выставки "выдаваемы быть не могут".
     Изображения правительственных наград допускалось на вывесках, изделиях, то-варных знаках и документах после официального объявления их Главным экспертным Советом. Лучшие экспонаты на основании правил, утверждённых Министерством тор-говли и промышленности, отмечались похвальными наградами в виде дипломов на золо-тые, серебряные и бронзовые медали большие и малые, похвальными отзывами и денеж-ными премиями.
     В фондах музея хранится Свидетельство № 1542, выданное Кохан Наталии Фоми-ничне в том, что она успешно прошла курс кройки и шитья "Школы кройки и шитья пла-тья и корсетов Александры Алексеевны Тостогановой", удостоенной золотой медалью и похвального отзыва на Одесской выставке 1910 г. Документ с отметкой о наградах выдан спустя три года после окончания работы Выставки, 21 февраля 1914 г. (24)
    В память художественно-промышленной выставки выпускали жетоны. В 1950-е гг. музейное собрание пополнили два таких жетона. Один из них, прямоугольной формы с изображением эмблемы выставки: кузнеца и молотобойца, бьющих по наковальне, вы-полнен из серебра. На его лицевой стороне надпись: "Май-октябрь. Художественно-промышленная выставка. Одесса 1910 г." На обратной стороне гравированный вензель: "АТ" и пробирные клейма: "84" и "UY". Передан в фонды музея жителем ст. Затишье Одесской железной дороги, Гладун М. М.
    Второй жетон, овальной формы, из белого металлического сплава, был приобретён у Бабаджан С. А., в 1957 г. На лицевой стороне, под изображением фигуры сидящей жен-щины, правой рукой опирающейся на шестерни, надпись: "В память об Одесской вы-ставке 1910 г." (25)
     Спустя почти сто лет после окончания работы Одесской выставки трудно объек-тивно оценить её экономические результаты. Смогли ли её организаторы выполнить по-ставленную правительством задачу обеспечения стремительных темпов развития города, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов в экономику юга России, возвра-щения утраченных в конце ХIХ в. рынков сбыта шерсти и зерна?
     На этот счет существуют разные, иногда диаметрально противоположные мнения. Например, такое: "Несмотря на то, что Одессу представляли 450 предприятий, промыш-ленность города не была показана всесторонне, т.к. многие капиталисты проигнорирова-ли её из-за боязни расходов и промышленной конкуренции". (26) Известно, что владельцы некоторых фирм, пользуясь случаем, выставляли свои предприятия на продажу. В газете "Одесский лис-ток" от 15 мая 1910 г. помещено объявление о продаже "первоклассного дамско-шляпного дела и фирмы с годовым доходом 3600 руб.". На Одесской выставке это пред-приятие имело собственную рекламу.
     Несомненно, то, что Выставке Одесса обязана появлением первого электрического трамвая, поскольку старая конка не справлялась с потоком людей, стремившихся в парк. А сроки её проведения были продлены еще на год, в связи с тем, что она пользовалась успехом у одесситов и гостей города. "Была на выставке, довольно интересно…", отме-чает жительница Одессы в открытом письме с изображением Главных ворот выставочно-го комплекса, отправленном в 1911 г. из Одессы в Ялту. (27)


(1) 1.Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ). - Инв. № Пи-10100.
(2) ОИКМ. - Инв. № Пи-1818.
(3) ОИКМ. - Инв. № Пи-56.
(4) ОИКМ. - Инв. № Пи-1824.
(5) ОИКМ. - Инв. № Пи-54.
(6) О. Губарь. 101 вопрос об Одессе // Тиква. - 2006. - 27 декабря.
(7) ОИКМ. - Инв. № Пи-10100.
(8) ОИКМ. - Инв. № Пи-1824.
(9) 9.ОИКМ. - Инв. № Д-14312, Д-14300
(10) ОИКМ. - Инв. № Пи-12082.
(11) В. Славутинский. В парке над морем// Известия. - 1979. - 18 ноября.
(12) ОИКМ. - Инв. № Г-958, Г-1666, Г-2777, Г-4130.
(13) ОИКМ. - Инв. № Г-1669, Г-1671.
(14) ОИКМ. - Инв. № Пи-1824.
(15) ОИКМ. - Инв. № Г-564.
(16) ОИКМ. - Инв. № Г-4686.
(17) ОИКМ. - Инв. № Г-1886.
(18) ОИКМ. - Инв. № Г-560, Г-563.
(19) ОИКМ. - Инв. № Г-1028. Г-1029/1-3, Г-3961-3964.
(20) ОИКМ. - Инв. № И-281.
(21) ОИКМ. - Инв. № Б-789, Б-1259.
(22) Немцы Причерноморья: Каталог. - Одесса, 2003. - С.18.
(23) ОИКМ. - Инв. № Пи-12083.
(24) ОИКМ. - Инв. № Д-16388.
(25) ОИКМ. - Инв. № М-133, 139.
(26) В.Славутский. В парке над морем… - Указ. соч.
(27) ОИКМ. - Инв. № Г-958.


Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения Нажмите на картинку для увеличения изображения