ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



Ю. Письмак

Архитектурно-реставрационные проблемы возрождения дворца М.С. Воронцова в Одессе и перспективы его музеефикации
                                                                                                            
    
    В конце ХХ - начале ХХІ вв. наблюдается всплеск интереса к персоне Михаила Семеновича Воронцова (1782-1856) - выдающегося государственно-го деятеля, военачальника, покровителя искусств. Одним из значительных со-бытий для специалистов, занимающихся изучением истории рода Воронцо-вых, стал выход в свет в 1990 г. книги профессора Энтони Райнлэндера "Prince Michael Vorontsov Viceroy to the Tsar". Она была выпущена издательством McGill-Queen's University Press (Канада). Популярность этой книги в мире ещё раз даёт нам пищу для размышлений о масштабе личности Михаила Семено-вича Воронцова и о его поистине мировой славе, является убедительным сви-детельством того, что наша история представляет большой интерес для многих людей в разных странах. В 2004 г. в московском издательстве "Молодая гвар-дия" вышла книга "Воронцов" (серия Жизнь замечательных людей), автором которой является Вячеслав Афанасьевич Удовик - сопредседатель российско-го Воронцовского общества. В 2005 г. симферопольским издательством "Биз-нес-Информ" выпущена книга доктора исторических наук Оксаны Юрьевны Захаровой "Светлейший князь М.С. Воронцов". 10 ноября 2005 г. в Одессе произошло событие знаковое и долгожданное. В этот день состоялось переза-хоронение останков Михаила Семеновича и Елизаветы Ксаверьевны Воронцо-вых в нижнем храме воссозданного кафедрального Спасо-Преображенского собора. Эти значительные вехи на пути к торжеству исторической справедли-вости заставили обратить взоры просвещенной общественности (и даже вла-сти!) к тому жалкому состоянию, в котором ныне оказалась бывшая резиден-ция генерал-губернатора Новороссийского края.
    Одним из самых известных памятников старой Одессы является ан-самбль дворца графа М.С. Воронцова. О его архитектурной и исторической ценности много было сказано и написано. Велико мемориальное значение это-го ансамбля, сохраняющего память о человеке поистине европейского мас-штаба и европейской славы. Гостеприимные хозяева принимали здесь импера-тора Николая І, его супругу - императрицу Александру Федоровну и цесареви-ча Александра (будущего императора Александра II) в сентябре 1837 г. Гостем Воронцовых был и знаменитый российский живописец Карл Брюллов. Автору данной статьи удалось установить, что во время пребывания в Одессе в декаб-ре 1835 г. Брюллов написал акварельный портрет графини Е.К. Воронцовой…
    Искусствовед и реставратор из Крыма Л.Н. Тимофеев на основании сравнительных исследований высказал предположение о том, что автором первоначального проекта Воронцовского дворца в Одессе является известный английский архитектор Томас Харрисон (1744-1829), работавший в стиле "позднего классицизма", а городской архитектор Ф. Боффо, после доработки и привязки, возвёл дворец. Эту гипотезу, возможно, косвенно подтверждает сам М.С.Воронцов в своём прошении в Одесский Строительный комитет 1822 г.: "В таком случае скоро представлю на утверждение Комитета план предпола-гаемых мною строений…" Из приведенной выше цитаты можно сделать вывод о том, что ещё в 1822 г. Воронцов располагал проектом дворца. По некоторым сведениям, архитектор Томас Харрисон, хорошо знавший отца Михаила Семё-новича Воронцова - Семёна Романовича, выполнил целый ряд проектов для южных имений Воронцовых. И весьма вероятно, что один из них вполне мог быть взят за основу для дальнейшей разработки Ф. Боффо…
    Доктор Мойра Рудольф-Хэнли (Лондон, Великобритания) предполагает, что проект дворца Воронцова для Одессы работы Т. Харрисона был отвергнут Строительным комитетом и заказ на проектирование был передан Ф. Боффо. Даже если это действительно так, есть убедительные доказательства того, что при проектировании, возведении и декорировании Одесского дворца М.С.Воронцова использовались разработки британских зодчих…
    С июня 1997 г. в собрании Одесского историко-краеведческого музея хранятся избранные планшеты дипломного проекта "Дворцово-парковый ан-самбль (усадьба графа М.С. Воронцова) в Одессе. Реставрация и приспособле-ние под музейный комплекс. Архитектурно-художественное решение внут-реннего пространства (интерьеров) дворца-музея" (5 планшетов 100 х 100 см, бумага, акварель, чёрная тушь, перо, рейсфедер, 1995 г. Архитектурный фа-культет Одесской государственной академии строительства и архитектуры) Руководители: академик, д.т.н., профессор В.А. Лисенко, к. арх., доцент Н.М.Ексарева.), созданные автором этих строк. Эти планшеты были переданы в музей по инициативе его руководства после экспонирования на выставке "Воронцов и Одесса" (ОИКМ).
     При разработке этого концептуального проекта воссоздания интерье-ров Одесского дворца М.С.Воронцова особое внимание было уделено кабине-ту первого владельца. Предлагаемая новая функция использования здания в качестве дворца-музея, заставила по-иному (в сравнении с проектными разра-ботками предшественников) поставить творческую задачу. Осознавая главен-ствующую мемориальную и композиционную значимость кабинета для всего комплекса помещений второго этажа дворца, и в то же время значительность утрат и изменений (в том числе и перепланировок) этого интерьера, мы при-ступили к поискам исторических свидетельств, чертежей, иконографического материала, которые позволили бы с наибольшей достоверностью воссоздать утраченные элементы и детали внутреннего убранства. Прежде всего, были изучены и проанализированы результаты предпроектных исторических изы-сканий, выполненных в предыдущие годы специалистами киевских реставра-ционных мастерских (Госстроя Украинской ССР) и Одесского отделения ин-ститута Укрпроектреставрация, а также проектных разработок, выполненных в этих организациях для проведения ремонтных работ во дворце, при сохране-нии существовавшей функции Дворца пионеров и школьников (позднее - Дворца детей и учащейся молодежи) им. Я. Гордиенко. Другие цели и задачи потребовали от нас, опираясь на опыт предшественников, более глубокой ис-следовательской работы в архивах и фондах музеев. Изучались материалы и чертежи, хранящиеся в Одесском историко-краеведческом музее и в Государ-ственном архиве Одесской области. Для выявления менее известных одесским исследователям материалов, связанных с архитектурой одесского дворца М.С.Воронцова, были организованы научно-исследовательские экспедиции в Крым, в результате которых, благодаря неоценимой и доброжелательной по-мощи сотрудников Алупкинского государственного дворцово-паркового му-зея-заповедника, автор статьи получил возможность познакомиться с уникаль-ными материалами по данной тематике. Были обнаружены:
    1. Генеральный план центральной части города Одессы 1833 г. (ориги-нал чертежа);
    2. Графическое изображение (гризайль) интерьера кабинета графа М.С.Воронцова в Одесском дворце (первая половина ХIХ в.);
    3. Варианты поэтажных планов Одесского дворца М.С.Воронцова (арх. Ф.Боффо (?)), в том числе и утраченного Орловского корпуса;
    4. Проект витражей для Турецкой комнаты Одесского дворца, выпол-ненный британским (англоязычным) архитектором не ранее 1826 г.
    Генеральный план представляет большой интерес для воссоздания гра-достроительной ситуации в центральной части г. Одессы 1833 г. Обращает на себя внимание отсутствие знаменитой Бульварной (Потемкинской) лестницы. Детальность проработки позволяет увидеть планировку расположенного в двух уровнях (на террасах) парка Воронцовской усадьбы.
     Чертежи поэтажных планов дворца, в сочетании с описаниями совре-менников М.С.Воронцова (Н.Н. Мурзакевича, Э. Мортона, И.-И. Крашевского и др.) и исследователей более позднего времени (В.И. Селинова и др.), позво-ляют точнее следовать за архитектурной мыслью (идеей) создателей дворца. Обозначены места установки каминов, а также (на планах некоторых помеще-ний) легкими линиями нанесена расстановка мебели (в том числе и в кабинете второго этажа).
     Графическое изображение (гризайль) интерьера кабинета М.С. Ворон-цова в Одесском дворце позволяет составить достоверное представление о том, как выглядело внутреннее пространство этого помещения при первом владельце. Расстановка мебели и предметов интерьера соответствует нанесен-ной на плане второго этажа. Почти все предметы мебели и убранства узнавае-мы. Многие из них сохранились. Большой письменный стол, конная статуэтка герцога Веллингтона, стоявшая на камине, беломраморный скульптурный портрет супруги графа - Елизаветы Ксаверьевны, работы французского скульптора Дени Фуайтье. Все эти предметы ныне - в собрании Алупкинского дворца-музея. Они были перемещены туда по воле наследников - Воронцо-вых-Дашковых. Возможно, этот переезд способствовал тому, что эти художе-ственные и исторические ценности сохранились до наших дней. Портрет Е.К.Воронцовой работы известного английского художника Джорджа Хейтера (в 1832 г. написан в Лондоне), находился при Воронцовых в кабинете Одес-ского дворца и располагался над камином. Ныне он украшает коллекцию анг-лийской живописи Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, куда был передан в 1920 г. Государственным музейным фондом из собрания Воронцо-вых-Дашковых.
     К сожалению, ни нам, ни нашим предшественникам из указанных ра-нее организаций, не удалось отыскать проект паркета кабинета Одесского дворца Воронцова. Основываясь на изучении аналогов этого периода и воз-можных прототипов, нами был разработан проект наборного паркета для этого интерьера. Форма помещения продиктовала сочетание сетчатого геометриче-ского орнамента в прямоугольной части и веерного в полуциркульной. Пере-кликается с веерным рисунком плафона (со знаками зодиака) и предложенная нами "солярная" символика в круглой каменной мозаичной вставке, восходя-щей к интерьерам дворца в Павловске. Центр и углы прямоугольной части паркета, на фоне геометрического орнамента из ценных пород древесины, вы-делены инкрустацией - элементами растительного орнамента. Если быть более точными, для этого проекта были разработаны два варианта паркета. Нам было очень важно услышать благоприятный отзыв об этой работе вице-президента Украинской Академии архитектуры, доктора архитектуры, профессора В.И. Ежова.
     Опираясь на сохраняемое в Алупке графическое изображение кабинета М.С. Воронцова в Одесском дворце, были выполнены чертежи осветительных приборов для этого помещения довольно оригинальной формы. Консультация специалиста по акустике - кандидата технических наук, доцента Е.В. Витвиц-кой (ОГАСА) позволила нам убедиться в том, что эти осветительные приборы (люстры), кроме своей основной функции и функции украшения интерьера, ещё и способствовали созданию акустического комфорта. Они по форме на-поминают английские образцы подобных изделий. Была выполнена также графическая реконструкция уникального камина парадного зала первого эта-жа, декор которого сочетал в себе мозаику и глиптику. Цветы, плоды и птицы были вырезаны из разноцветных камней и в качестве элементов рельефов ук-рашали наружные поверхности камина. Воронцов приобрёл драгоценный ка-мин у великого князя Николая Павловича. Камин ранее находился в одном из помещений петербургского Михайловского замка (места убийства императора Павла I). После перепрофилирования замка в военное учебное заведение, мно-гие роскошные элементы декора были демонтированы.
     Весомым документальным подтверждением того, что в проектировании дворца М.С. Воронцова в Одессе принимали участие британские специалисты, является проект витража для Турецкой комнаты (выполненный не ранее 1826г.), который хранится в фондах Алупкинского государственного дворцо-во-паркового музея-заповедника.
     В том, что это проект витража для Турецкой комнаты Одесского двор-ца М.С. Воронцова легко убедиться, взглянув на изображение интерьера этого помещения работы художника Карло Боссоли 1841 г.. Известный польский писатель И. Крашевский, побывавший в Одессе в 1843 г., посетил и дворец М.С. Воронцова. Нужно отметить, что еще при жизни первого владельца дво-рец стал объектом показа. В описании дворца Крашевский упоминает и по-мещение с витражами: "В великолепном апартаменте графини также выходя-щем на галерею, множество китайских и японских сосудов, а также роскошная мебель с фарфоровыми медальонами и бронзовой отделкой… Два больших окна, частью в цветных стеклах, одно из них с датою 1584 …" В.И. Селинов в 1928 г. описывает эти витражи так: "Двери, вместо окон открывающиеся на балкон зимнего сада, сохранили цветные стекла, вверху переходящие в цвет-ные картины: в витраже изображена Богоматерь с младенцем на руках, под нею монограмма MW с короной; в соседнем витраже дана сложная компози-ция, - вокруг картины и внизу надпись… с датою 1584… остальные двери, вы-ходящие на балкон аналогичны указанным" (1).
     Рассматривая изображение интерьера Турецкой комнаты работы К. Боссоли, кроме витражей можно видеть и китайские и японские сосуды, и ме-бель, часть которой ныне находится в Алупкинском дворце, и произведение знаменитого английского художника Томаса Лоуренса - портрет М.С. Ворон-цова. Интересно отметить, что в подробном описании Турецкой комнаты, ав-тором которого является врач Эдуард Мортон (по приглашению графа М.С. Воронцова совершивший переезд из Англии в Петербург в конце 1827 г., а от-туда в начале 1828 г. - в Одессу), нет ни слова о витражах. Возможно, это го-ворит о том, что в начале 1828 г. витражи еще не были установлены.
     Эти витражи не сохранились. Однако, основываясь на сохранившемся проекте, они могут быть воссозданы.
     Иногда интересная информация о несохранившихся фрагментах ан-самбля Одесского дворца М.С. Воронцова попадает в руки исследователя не-ожиданно. Так, например, получив в дар от профессора В.А. Лисенко издан-ную в 2005 году книгу трудов его отца, первого послевоенного главного архи-тектора г. Одессы А.О. Лисенко, автор этих строк обратил особое внимание на одну из фотографий, воспроизведенных в ней(2). На снимке запечатлен архитектор Андрей Онисимович Лисенко на фоне колоннады Одесского Воронцовского дворца. Датируется это фото 1930-и гг. На нём хорошо видно, что попавший в объектив памятник зодчества был в те годы не в лучшем состоянии. Низ ко-лонн местами обнажен до каменной кладки, ограждения лестниц почти полно-стью разрушены. Но на сохранившемся верхнем уступе этого ограждения чёт-ко видна скульптура спящего льва, очень напоминающая свой алупкинский аналог. Дальнейшая судьба одесского "спящего льва" нам не известна. Однако бережно сохранявшаяся и воспроизведенная в печатном издании фотография является ценным свидетельством того, что эта скульптура некогда была укра-шением колоннады Одесского дворца М.С. Воронцова.
    Опыт послевоенного воссоздания советскими реставраторами дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда (Санкт-Петербурга) (Павловск, Петродворец, Царское Село (г. Пушкин) и др.), позволяет выразить надежду на то, что и Одесский дворец графа М.С. Воронцова, возведенный в третьем де-сятилетии ХІХ в., может быть возрожден, если и не во всём блеске его былого великолепия, то хотя бы с максимальным приближением к исторической дос-товерности. Единственным способом такого возрождения является научная реставрация.


(1) Селинов В.И. Воронцовский дворец как культурно-исторический памятник города Одессы. - Одесса, 1929.
(2) Лисенко А.О. Эссе об архитектуре Одессы, фрагменты монографии, фельетоны, путевые заметки. // Мас-тера отечественной архитектуры. - Одесса, 2005. - 145 c..; Письмак Ю.А. Интернациональное значение английского классицизма и его античные основы // Проблеми теорії та історії архітектури України. Зб. на-ук. праць АХІ ОДАБА (ВАК). - Вип. 6. Архітектурна спадщина. - Одеса, 2005. - С. 113-121.