ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



Е. Комаренко

Музейные фонды - проблема сохранности
                                                                                                            
    Главной задачей музейного хранения является создание в экспозицион-ных и фондовых помещениях музея оптимальных климатических условий, не-обходимых для сохранности всех видов коллекций.
     В основном экспонаты музейных коллекций представляют собой много-слойные и многокомпонентные системы, каждый из материалов которых об-ладает собственными физико-химическими и физико-механическими свойст-вами, по-своему реагирующими на окружающую среду. Скорость старения этих материалов в значительной степени зависит от температурно-влажностного и светового режимов в музейных помещениях.
    Особенно подвержены реагированию на изменение окружающей среды предметы, выполненные из гигроскопичных материалов, имеющих органиче-ское происхождение (бумага, дерево, кожа, кость), содержащие в себе влагу, количество которой зависит от температурно-влажностного состояния возду-ха.
    Равновесное влагосодержание материалов достигается при их длитель-ном хранении в определенной температурно-влажностной среде, при этом процессы сорбции и десорбции (поглощения или отдачи влаги) практически равны нулю. При нарушении температурно-влажностного режима эти процес-сы возобновляются.
    Для экспонатов, выполненных из неорганических материалов (металлы, керамика, стекло и др.), также требуется определенный уровень температуры и влажности воздуха.
    Влажность способствует коррозии металлов - самому опасному для них заболеванию; активизирует щелочные процессы, способствующие расслоению стекла. Отрицательные температуры воздуха и их резкая смена также нежела-тельны для хранения стекла.
     Повышенная влажность воздуха и резкие изменения температуры вред-ны для мрамора и гипса. Влажность вызывает на некоторых породах мрамора появление красных пятен (являющихся окислами железа) и расслоение порис-той керамики.
     Поэтому важное значение для хранения экспонатов имеют параметры микроклимата в фондохранилищах, которые должны соответствовать опти-мальным (температура воздуха = 18 + 2С, относительная влажность воздуха = 55 +5 %) и быть постоянными.
     Сочетание верхних значений температуры и влажности возможно лишь на короткие промежутки времени, так как может произойти переувлажнение материалов и появиться опасность развития микроорганизмов.
    На состояние экспонатов и воздушной среды в помещениях музея ока-зывает существенное влияние режим проветривания, а также скорость воз-душных потоков. Повышенные скорости воздушных потоков (более 0.2 м/сек) у поверхности экспонатов нарушают структуру верхних слоев и форсируют тепло-влажностные обмены с окружающей средой. При малой подвижности воздуха, особенно при наличии перегруженности фондохранилищ, образуются невентилируемые зоны с застойным воздухом, где накапливается пыль, кото-рая является потенциально опасным источником заражения музейных предме-тов микроорганизмами.
    Характерным недостатком большинства музейных зданий является слишком малые площади, отведенные для размещения фондов.
    Следует отметить, что разнотипные музейные объекты чаще всего при-ходится содержать в одних и тех же условиях, формирование которых зависят от многих факторов: теплотехнических характеристик внешних ограждающих конструкций, объемно планировочных решений внутреннего пространства, климатических условий района расположения музея, систем технического ос-нащения (отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха).
    Наружные ограждающие конструкции большинства музейных зданий обеспечивают требуемую изоляцию помещений от воздействия внешних кли-матических условий: почти все здания построены из кирпича, стены достаточ-но массивные, остекление везде двойное, двери двойные с тамбуром.
    Техническое оборудование музейных зданий часто не отвечает музей-ным требованиям и чрезвычайно осложняет создание оптимальных климати-ческих условий в помещениях музея.
    Так существующие системы отопления (в большинстве обследованных нами музеях) не могут обеспечить требуемый температурно-влажностный ре-жим.
    Системы приточно-вытяжной вентиляции, в основном, без подогрева и увлажнения воздуха. В большинстве музеев воздухообмен никак не контроли-руется и не регулируется.
    Наблюдается потребность в дополнительном увлажнении воздуха во время отопительного сезона в музеях всех климатических регионов Украины. Имеющиеся в распоряжении музеев средства увлажнения воздуха малоэффек-тивны.
    Системы кондиционирования воздуха имеют незначительное число му-зеев и то только в экспозиционных залах, а в фондохранилищах, которые раз-мещены, в основном, в подвальных и полуподвальных помещениях, они от-сутствуют.
    Таким образом, важнейшим условием правильного хранения музейных фондов является создание в фондохранилищах оптимального микроклимата. Оптимальные стабильные условия в течении всего года могут быть обеспече-ны полным кондиционированием воздуха в помещениях музеев. Когда обес-печение оптимального микроклимата системами кондиционирования воздуха не представляется возможным (учитывая архитектурно-планировочные осо-бенности зданий-памятников архитектуры, их исторический интерьер и экс-терьер), необходимо стремиться к поддержанию параметров микроклимата в зоне допустимых значений (температура воздуха = 15-24 С, относительная влажность воздуха = 40-65%) с помощью других доступных технических средств. В зависимости от этих технических средств климатические парамет-ры будут приближаться к оптимальным в большей или меньшей степени.
    К дестабилизации температурно-влажностного и биологического режи-мов, ускоренному старению экспонатов приводит неправильное технологиче-ское освещение основных помещений музеев (особенно фондохранилищ). Так как в фондохранилищах используется , в основном, искусственное освещение, необходимо выбирать наиболее безопасные источники освещения, нормиро-вать характеристики светового режима при хранении, уровни освещенности (не более 50 лк), доли относительного содержания УФ- и ИК-излучений. Сле-дует предусматривать простейшие средства защиты от разрушающего дейст-вия света даже для экспонатов категории малой светопрочности. Защитные устройства (светофильтры) должны снижать освещенность до заданного уров-ня и контролировать спектральный состав излучения.
    Сказанное выше показывает, что только при комплексном подходе к проблеме создания условий для хранения музейных экспонатов, может быть достигнуты принципиальные решения, отвечающее требованиям сохранности фондов.