ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



Т. Дениченкова

Контакт с экспонатом - необходимая часть учебного процесса
                                                                                                            
    1. Одним из важнейших направлений музейной деятельности является научно-просветительная работа. Это означает, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на основе научных исследований и распространяет знания, в основе которых лежит музейный предмет. Задача работников музея, используя школьную программу, на краеведческом материале, через каждый конкретный музейный предмет углубить знания учащихся по истории родной страны.
    2. Учебные программы, учебники, пособия, изучаемые учащимися, всюду одинаковы, а музейные экспозиции, которые можно привлечь и использовать в процессе обучения - разные. Эта особенность имеет существенные достоинства, поскольку именно она дает возможность наиболее отчетливо проследить и увидеть своеобразие исторических процессов, явлений, событий. Она позволяет через частное, специфическое, конкретное увидеть и выяснит общее, раскрыть в этом частном проявление общих закономерностей исторического развития.
    3. Иллюстрацией служит программа по истории Украины для 7 класса. Урок-экскурсия "Наш край в древности. Первые сведения из истории нашего края". Цель урока: заложить основы для изучения истории родного края, обобщить знания учащихся об основных, характерных чертах периодов древнейшей истории Украины, ознакомить с вещественными источниками, находящимися в музейной экспозиции, воспитывать любовь к родному краю.
    План урока.
    1. Роль археологии в изучении древней истории.
    2. Древняя история края:
    - а) палеолит: орудия труда каменного века - рубила, нуклеусы, отщепы.
    - б) мезолит: микролиты.
    - в) неолит: керамика - форма и орнаментация неолитических сосудов.
    - г) занятия скифов.
     3. "Великое переселение народов" и наш край.
    Первый вопрос активизирует знания учащихся об археологии, полученные на уроках. Второй вопрос изучается по музейной экспозиции: учащиеся участвуют в эвристической беседе, делают зарисовки каменных орудий труда, группируя музейные предметы, определяют занятия скифов. В конце урока-экскурсии ученики делают выводы, используя знания, приобретенные на уроках и экскурсии.
     4. Работа с учащимися не ограничивается только уроками-экскурсиями: это и работа с документами участников Малой академии наук, выездные лекции в учебные заведения с использованием копий, дубликатов, которые дети могут взять в руки.
    5. По программе истории Украины краеведческие уроки выделены в каждом классе. В 7, 11 - по 3, в 8,9,10 - по 2 урока. Это открывает широкий простор для музейных работников. Обращаясь к чувственно-эмоциональной сфере учащихся, развивая ум и интеллект, душевные и личностные качества, они формируют гражданина Украины - патриота, активную и творческую личность.