ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



В. Иванов

Государственный музей истории религии в образовательном процессе
                                                                                                            
     Государственный музей истории религии позиционирует себя как музей исторический. В тоже время процесс развития музейной педагогики обнару-живает постоянную востребованность ГМИР как музея мировоззренческого. Это порождает поиск теоретических оснований и практических способов включения музейной экспозиции, представляющей историю религии, в обра-зовательный процесс. При этом в музейных стенах должны решаться принци-пиальные вопросы, связанные с целями процесса знакомства посетителя с ре-лигией. Возможно, данный опыт ГМИР будет полезен музеям, активно вклю-чающим в свои экспозиции культовые памятники и стремящихся на их осно-вании говорить со своим посетителем о духовных ценностях.
     Публикация, хранимых ГМИР памятников, неразрывно связана с про-светительской миссией музея. Просветительское служение музея и образова-тельный процесс имеют немало общих целевых ориентиров. Значимой зада-чей, как образовательных институтов, так и учреждений культуры является воспроизводство национальной культуры и интеграция ее в мировое культур-ное пространство. Поэтому при представлении религиозных культур ГМИР обращается к национальным религиозным традициями и мировыми религиям.
     Культовый памятник в музейной экспозиции, в отличие от других ве-щей, как правило, сохраняет свою "функциональность". Культовый памятник может представлять объект знаний, свидетельствуя о художественном мастер-стве, историческом контексте эпохи, в которую он был создан. В тоже время материальный предмет выступает для верующих людей в качестве "святыни". Таким образом, на уровне личной оценки вещь может быть "святыней", а на уровне доступном всем являть собой источник знаний. Четкое и корректное разделение этих уровней позволяет ГМИР регулярно проводить в своих стенах обучающие экскурсии для семинаристов Московской Патриархии, членов ста-рообрядческой "Громовской "общины Санкт-Петербурга. При создании новой экспозиции "История Православия" ее авторы стремились использовать преж-де всего подлинники, решая задачу представления вещи на уровне источника информации и объекта личного религиозного отношения посетителя. Особен-но это важно дл таких разделов экспозиции, которые знакомят посетителя с устройством православного храма, иконостаса, разделов, посвященных культу святых и почитанию Богоматери. Так, экспозиция "История православия" по-зволяет представить посетителям объективную картину истории православия в России за более чем тысячелетний период, показать место церкви в формиро-вании Русского государства и идеологии, роль православия в создании нацио-нальных культурных и духовных ценностей.
     В ГМИР осознаются негативные последствия генотеизма, когда религи-озная вера предстает основанием системы социальных ценностей, когда на-ционально-культурные особенности возводятся в ранг "священного". Поэтому в лекционно-экскурсионных курсах сочетается критичность в освящении ис-торической составляющей экспозиции и бережное отношение к религиозному чувству верующего.
     Особенностью музейного пространства является создание условий для развития самостоятельного суждения ученика-посетителя. Если для многих религиозных традиций естественны запретительные религиозные установки в отношении некоторых видов и направлений искусства, то в музее памятники разных религиозно-культурных контекстов подталкивают посетителя к срав-нению, а значит выработке собственного мнения. Социологические исследо-вания, проводившееся в музее, показывают, что эта сторона особенно привле-кательна для молодежной аудитории.
     Культурологический аспект глубокого знакомства с культовыми памят-никами неотделим от аксиологического направления, представления системы ценностей религиозной культуры, из которой происходит вещь. В условиях "кризиса ценностей" воспитательные возможности музея весьма актуальны. В процессе обучения в музее внимание учащихся фиксируется на духовных, эти-ческих ценностях, которыми руководствовались создатели культовых памят-ников. Поэтому с особой остротой перед музейным педагогом встает главный вопрос - "Чему учить?". При его решении важно показать как значение рели-гиозной веры для творца, так и различие религиозных идеалов и существую-щих нравственных представлений в светском обществе.
     В спорах о содержании религиоведческих курсах, захвативших и рели-гиозные и светские образовательные институции, музей стремится выработать свой подход к вопросам образовательного знакомства с религиозной культу-рой. При этом музей стремится избежать крайностей, как конфессиональных образовательных программ, так и ограниченности секулярных образователь-ных программ. Важнейшим средством для этого является поддержание посто-янного диалога между представителями конфессий, музейщиками и педагога-ми средней, высшей школы. С этой целью в ГМИР организуются регулярные тематические межмузейные стажировки, круглые столы, научно-практические семинары.