ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



С. Остапова

Государственная политика в области историко-культурного наследия Движение навстречу друг другу.
                                                                                                            
    Когда мы говорим о государственной политике в области историко-культурного наследия, мы подсознательно проводим границу между государ-ством и этим самым наследием. Это ощущение второстепенности, и даже в ка-кой-то мере ущербности сферы культуры воспитывалось десятилетиями - и немаловажным рычагом воздействия на сознание, в ряду прочих, был пресло-вутый остаточный принцип финансирования культурной отрасли, который обеспечивал для нее так называемый прожиточный минимум. Тем не менее, музейные экспонаты регулярно обследовались и реставрировались, научно-исследовательская работа, издательская деятельность, повышение квалифика-ции научных сотрудников, проведение конференций и семинаров - все это было и эти расходы несло государство.
    Вот уже 15 лет мы живем в другой стране - изменилось все: политиче-ский строй, экономические условия, правовая база государства. Более того, стремительно меняется мир вокруг нас. И мы не можем долее позволить себе ни ностальгировать по неоднозначному прошлому, ни сокрушаться по поводу пренебрежительного, а иногда и преступного отношения к сфере культуры на-стоящего - иначе мы просто лишаем себя будущего. Необходимо осознать, что в наше время развитие сферы культуры напрямую зависит от ее способности взаимодействовать с тем, что как бы лежит за ее пределами - властью, общест-вом, бизнесом, средствами информации и коммуникации и т.д. А способность сферы культуры к взаимодействию основана, на способности взглянуть на се-бя со стороны, и, в условиях стремительно меняющегося мира, понять, каковы для нее последствия этих перемен. Рассматривая условия, в которых оказалась культура, мы также стремимся понять, возможен ли сегодня принципиально иной, более основательный и целостный подход, который позволил бы по-новому определить приоритеты и ценности культуры, по-новому взаимодейст-вовать с пограничными областями. Жизненно важным, определяющим для та-кой области культуры как историко-культурное наследие является ее взаимо-действие с государством, властью.
    В нашей стране традиционно главные институты культуры такие, как музеи, театры, библиотеки получают государственное финансирование.
    Причины, по которым государство - на всех уровнях управления - ока-зывает финансовую поддержку, конкретно, музеям, главным образом связаны с тремя основными функциями музея.
    1. Сохранение культурного наследия. Задачи сохранения нашего со-вокупного коллективного наследия (прошлого и настоящего, природного и культурного) возложены обществом на музеи. Выполнение ими этой жизненно важной для человечества функции - главная причина финансовой поддержки деятельности музеев со стороны государства.
    2. Образование. Музеи служат самым эффективным средством не-формального образования населения, которое является необходимым допол-нением к официальной системе образования, придавая конкретность ее абст-рактным урокам и наполняя эмоциями и нравственным смыслом ее рассудоч-ные уроки.
    3. Туризм. Музеи - важнейший фактор привлекательности любого региона для туристов.
    Другое дело, в каком объеме, и все ли жизненно важные проблемы, в ча-стности, музеев могут быть решены в рамках этого финансирования. Ожида-ния центров высокой культуры и духовности по отношению к власти понятны - мы по-прежнему надеемся на 100% финансирование и всяческую поддержку с ее стороны.
    А каковы ожидания власти? И насколько мы можем соответствовать этим ожиданиям?
    На первом месте в эпоху рыночной экономики, стоит эффективность ко-торая, как известно, измеряется как количественными, так и качественными показателями. И если количество выставок, посетителей и экскурсионных групп можно легко подсчитать, то с качественными показателями дело обсто-ит гораздо сложнее - ведь мы действительно не можем предложить наглядные, легко измеряемые критерии своего успеха в деле образовательного и воспита-тельного воздействия на общество. Да и количественные показатели, особенно применительно к музеям не отражают сути - мы прекрасно помним раздутый музейный бум 1970-1980-х гг., галопирующие по залам группы, у которых на экскурсию отводилось 20-25 мин. И неизвестно чего было больше - пользы посетителям или вреда музейным экспозициям. Означает ли это, что критерий эффективности абсолютно недоступен музею? Думаю, это не так.
    Эффективность может выражаться в наличии постепенно расширяю-щейся аудитории - будь то общество друзей музея, круг волонтеров, посетите-ли лектория или музейная школа.
    Это регулярные выставки, выставочные и издательские проекты, вовле-кающие в свою орбиту не только представителей культуры, но и сферу произ-водства, бизнеса.
    Это инициирование последовательной музейной политики в регионе, чему в немалой степени может способствовать объединение музеев в совет или ассоциацию и как показывает опыт наших коллег из России, наличие тако-го стратегического органа неизмеримо повышает эффективность работы каж-дого члена объединения.
    Это всемерное содействие созданию привлекательного имиджа региона и тут мы плавно переходим к следующей позиции - власть вправе ожидать от нас наличие предложений по социально-значимым проектам.
    И здесь нам есть что предложить, участвуя в диалоге с властью не толь-ко на языке ценностей, но на языке целей.
    Вспомним, что третья основная функция музея - туризм, и не просто, а культурный туризм, являющийся сегодня наиболее динамично развивающим-ся сектором этой обширной отрасли мировой экономики даже в тех странах, привлекательность которых для туризма прежде зависела исключительно от "солнца, моря и песка".
    В соответствии с концепцией развития города на 2002-2012 гг., Одесса приобретает статус туристического центра юга Украины, и что же мы видим?
    В нашем городе регулярно проходят Международные туристические Форумы, туристические выставки, в программе которых представлены все возможные виды туризма, кроме одного - культурного. На них вы не найдете концентрированную информацию, отражающую культурный потенциал того или иного региона. И это в то время, когда культурный туризм, признанный мировым сообществом самым перспективным в наступившем столетии, дол-жен стать наиболее актуальным, как для нашего региона, так и для государства в целом. В этих условиях музеи, да и другие институты культуры, могут и должны активно влиять на формирование концепции культурного туризма в своем регионе, ибо они являются вместилищем подлинных памятников куль-туры, богатейшим источником самой разнообразной, отражающей специфику региона, информации. Они, также, аккумулируют созидательную энергию специалистов и творческой интеллигенции, тесно связанной с музеями, биб-лиотеками, галереями, театрами.
    Можно считать позитивным тот факт, что в этом году, впервые, по ини-циативе музеев и при активном участии властных структур в программу меж-дународной туристической ассамблеи был официально включен и культурный туризм. На выставке эта сфера была представлена объединенной экспозицией ряда музеев Одеccы и области, в программу работы ассамблеи был включен круглый стол на тему "Культурный туризм как фактор развития социума". В ряду обсуждаемых проблем важное место было уделено роли музеев в форми-ровании концепции культурного туризма в регионе. Наличие такой концепции и последовательное претворение ее в жизнь, позволит власти увидеть в куль-турных особенностях региона один из важнейших своих активов.
    Еще один пример. В апреле этого года были подведены итоги конкурса социальных проектов, который проводил Одесский городской совет. Благо-творительный Фонд "Музеум" созданный для поддержки музея личных кол-лекций получил первую премию в номинации "Работа с молодежью". На кон-курс был представлен проект "Городской музейный МЕДИА-Центр". Данный проект ставит своей целью перенаправить интерес подрастающего поколения к качественно иным возможностям современного информационного поля, спо-собствовать раскрытию потенциала новейших информационных технологий применительно к самореализации в области гуманитарных знаний. Для стар-шеклассников и студентов ВУЗов необходимо создать условия, в которых они смогут приобрести навыки культурного общения и реализовать свои творче-ские возможности в рамках данного инновационного проекта.
    Городской музейный МЕДИА-Центр будет вносить свой вклад в воспи-тание молодого поколения одесситов, обогатив его знаниями, как из истории мировой культуры, так и из области истории, культуры и традиций нашего го-рода, что особенно актуально в условиях распространения алкоголизма, нар-комании, повсеместного внедрения примитивной индустрии развлечений сре-ди подрастающего поколения. Мы убеждены, что создание городского музей-ного МЕДИА-Центра на базе ММЛК им. А.В. Блещунова при содействии БФ "Музеум" станет одним из новых, приоритетных направлений деятельности современного музея. Сегодня музей, являясь вместилищем подлинных памят-ников культуры, вместе с тем активно осваивает новейшие информационные технологии и способен создать качественно иное пространство взаимодейст-вия и общения для молодежи.
    И здесь музей позиционирует себя в качестве полноправного партнера государства в осуществлении социально значимого проекта.
    И, наконец, мы можем оправдать ожидания власти, связанные с повы-шением статуса региона, улучшением его имиджа, что в свою очередь будет способствовать привлечению инвестиций.
    С этой целью мы можем выступить инициаторами проведения впервые в Украине "Музейного года", осуществив его для начала в Одессе. Или стать инициаторами акции "Культурная столица Украины", - пусть не такой мас-штабной, как "Культурная столица Европы", но ставящей перед собой гло-бальную цель - консолидацию всех заинтересованных сторон в деле возрож-дения и развития культурного пространства городов Украины. И пусть Одесса станет первой в этом списке. Огромное значение имеет инициирование меж-дународных культурных проектов - и здесь трудно переоценить фестиваль "Два дня и две ночи новой музыки". Наш музей в четвертый раз будет участ-вовать во Всеевропейской акции "Весна музеев" - в прошлом году из 1600 му-зеев Европы от Украины участвовало всего два, а в этом году уже около два-дцати. А должно быть гораздо больше - ведь мы хотим, что бы о нас знали и ценили нашу деятельность. И это далеко не все реальные возможности полно-правного сотрудничества.
    Ощущаем ли мы встречное движение? Какие шаги сегодня предприни-мает государство и насколько они эффективны? В 2000 г. был принят Закон "Об охране культурного наследия". Можно составить длинный скорбный спи-сок памятников утраченных уже после принятия этого закона. В марте 2005 г. Президентом был подписан Закон "О концепции государственной политики в сфере культуры на 2005-2007 гг." в котором оговаривался целый ряд конкрет-ных мероприятий в определенные сроки. Что мы знаем об их выполнении? В ноябре 2005 г. вышел Указ Президента "О первоочередных мероприятиях на-правленных на обогащение и развитие культуры и духовности украинского общества", которым утвержден состав "Национального совета по вопросам культуры и духовности". Что мы знаем о его деятельности? В декабре 2005 г. состоялись парламентские слушания: "О состоянии и перспективах охраны памятников культурного наследия Украины". Положение дел было признано катастрофическим. Было отмечено, что до сего времени Кабинет Министров Украины не обеспечил разработку целого ряда подзаконных нормативно-правовых актов, предусмотренных Законом об охране культурного наследия и Законом Украины об утверждении Общегосударственной программы сохране-ния и использования объектов культурного наследия на 2004-2010 гг. Что мы знаем о конкретных результатах этих слушаний? Получается, что нет особой заинтересованности в последовательном проведении этой самой государст-венной политики. А каково наше участие в этих процессах? Мы не обсуждаем законы на стадии их подготовки, не вносим коррективы на стадии принятия, и как следствие, не берем на вооружение на стадии их вступления в силу, не от-слеживаем их выполнение. Значит, мы сами пренебрегаем теми механизмами, которые должны помогать в нашей деятельности. Мы настолько разбаловали государство нашей инертностью, что оно совершенно спокойно нарушает свои же собственные законы. Еще один конкретный пример. Наш музей находится в первом и полуподвальном этаже двухэтажного жилого дома являющегося памятником архитектуры. Год назад второй этаж был выкуплен в частную собственность, и владельцы немедленно начали реконструкцию, не имея ни единого разрешительного документа. В этот момент государство встало на нашу защиту и в соответствии со статьями Закона "Об охране культурного на-следия" - приведу их названия: "Содержание и использование памятников", "Консервация, реставрация, реабилитация, музеефикация, ремонт и использо-вание памятников" строительные работы были приостановлены. Год эти по-мещения находились фактически без присмотра - с висящими на стенах про-водами, развороченными полами и дверьми без замков. И это над музеем. С сентября длилась судебная тяжба - районная администрация выступила в ка-честве истца, и только после наших настоятельных просьб музей был привле-чен к делу в качестве третьего лица. Ответчик ни разу не явился. И вот две не-дели назад суд вынес решение о восстановлении помещений в первоначальном виде, а спустя неделю истец, т.е. районная администрация, в нарушение поста-новления суда и всех мыслимых законов, не ставя в известность музей, издает распоряжение о производстве реконструкции и строительстве балкона. Статья 46 Закона Украины "Об охране культурного наследия" предусматривает от-ветственность юридического лица за ненадлежащее исполнение своих обязан-ностей. Но ведь пока эта ответственность так призрачна, так эфемерна. И все же мы намерены сражаться, опираясь и на власть, и на общество, и на поря-дочный бизнес и, конечно, СМИ. Для того чтобы законы работали, а дельные предложения не оседали под сукном на столах чиновников необходимо созда-ние при горсовете общественного творческо-экспертного совета, с регулярно обновляемым составом, куда входили бы лучшие представители городского сообщества, отобранные на основе открытого конкурса. В компетенцию этого совета могли бы входить вопросы, связанные с передачей в частную собствен-ность памятников архитектуры и правил их дальнейшего использования но-выми собственниками.
    Таким образом, в новых условиях мы можем и должны позиционировать себя по отношению к государству не как постоянные просители, но как парт-неры и провоцировать ответную реакцию властных структур, демонстрирую-щих все большее понимание непреходящей ценности культурного наследия, веру в потенциал культуры и творчества и всевозрастающую способность его использования.

Литература:

1. М. Пахтер, Ч. Лендри. Культура на перепутье. - М., 2003.
2. Б. Лорд, Гейл Д. Лорд. Менеджмент в музейном деле. - М., 2002.