ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



А. Бугреева, Ю. Слюсарь

"Степова Україна": из прошлого - в будущее (к вопросу сохранения историко-культурных традиций населения и развития музейного дела Одесщины)
                                                                                                            
    "Тут не только поблескивающий добродушным юмором
украинский селянин, но и флегматичный молда-ванин,
трудолюбивый болгарин и практичный немецкий колонист". (1)


    Причерноморские степи, - это, по образному выражению "Геродота Но-вороссийского края" А. Скальковского, обширное поприще героических дея-ний русского народа, вновь вошедшие в орбиту жизнедеятельности восточных славян в конце XVIII в., расположены в т.н. контактной зоне, где на протяже-нии тысячелетий пересекались пути различных этносов. Поэтому история на-шего края насыщена яркими событиями, его многонациональное население, сложившееся в целом к сер. ХIХ в., обладает богатым и разнообразным насле-дием. Полученное от предшественников, умноженное трудом и талантом не-скольких поколений, это наследие вошло в сокровищницу Украины.
    Исторический опыт двух столетий показывает, что сохранение и разви-тие традиций жителей Причерноморья являются необходимым условием во-влечения этой порубежной территории в общенациональный цивилизацион-ный процесс гармонического сочетания региональных и общегосударственных интересов. Наиболее дальновидные представители властей считались с мнени-ем ученых и знатоков причерноморской старины, в своей деятельности опира-лись на результаты их исследований, даже инициировали таковые. Сосредото-чием исследовательских сил традиционно является Одесса, которая долгое время была местом пребывания руководства южноукраинского региона и се-годня остается его историческим центром.
    Мнение о традиционности краевых исследований, использовании их ре-зультатов в интересах развития экономики, науки, просвещения и культуры, понимание роли музейных учреждений в этом процессе, вполне сложились в официальных структурах и в кругах интеллектуалов к 1980-м гг. Но их пред-ставители справедливо видя начало таких изысканий в деяниях Одесского об-щества истории и древностей (далее - ООИД), проводили исторические па-раллели к научно-исследовательским и просветительским заведениям и обще-ственным организациям 2 пол. ХХ ст. Достижения Одесской краеведческой комиссии Всеукраинской Академии наук, объединившей в 1920-1930-х гг. ученых одесских вузов и краеведов-любителей, музейные учреждения той по-ры, представлялись исключительными, мало соотносящимися с предыдущей или последующей эпохами. Авторы научных работ и устных выступлений по-следнего десятилетия, определениями "репрессии против книг", "репрессии против музеев", "репрессированное краеведение", осознано или невольно ак-центируют внимание своих читателей и слушателей на социально-политические процессы в обществе довоенных лет.
    На второй план отходит созидательная деятельность научно-просветительских центров, знаменовавшая собою новый этап историко-культурного развития Украинского Причерноморья. В полной мере это касает-ся этнографо-лингвистической секции Одесской краеведческой комиссии Все-украинской Академии наук (далее - Секция) и ее детища - музея "Степова Україна". (2) Это название с се-редины 1980-х гг. для украинских патриотов-активистов неформальных объе-динений Одессы, стало символом сопротивления тоталитарному режиму, а со-хранившиеся экспонаты музея и инвентарная книга приобрели едва ли не са-кральное значение. (3)
    С другой стороны, в ряде работ "Степова Україна" постепенно обретала черты реально существовавшего центра проведения краеведческо-этнографических исследований, сохранения предметов материальной и духов-ной культуры населения нашего края, а значит - упрочения его исторической памяти. (4) Группа одесских ученых, во главе с Р. Волковым в середине 1920-х гг. образовала Секцию, со-трудничавшую с представителями творческой интеллигенции - архитектором Ф. Нестурхом, артистами Ю. Шумским и Л. Мациевской, художником А. Ждахой и другими. Примечательно, что многие из членов Секции и лиц, при-мыкавшим к ней, прежде были преподавателями Новороссийского универси-тета и членами ООИД. Методика и практика их исследовательской и собира-тельско-охранительской работы сложилась в стенах этих дореволюционных учреждений. В новых исторических условиях, когда исключительное значение приобретала просветительская деятельность, сравнительно узкий круг интел-лектуалов, по инициативе Р. Волкова, был пополнен учащейся молодежью, преимущественно выходцами из села. (5) Сочетание энциклопедических зна-ний и практического опыта патриотов одесской науки с деятельной заинтере-сованностью молодых носителей народной традиции, стало характерным при-знаком этого этапа изучения края.
    Политические репрессии 1920-1950-х гг. и военное лихолетье привели к невосполнимым потерям в среде краеведов, разрыву связей между оставшими-ся в живых. Их последователям пришлось самостоятельно определять смысл и направления работы. Здесь и проявились информативные свойства научно-краеведческих материалов довоенного времени и коммуникативные - экспо-натов музея "Степова Україна". Велика роль этих реликвий в сохранении ис-торической памяти и возрождении краеведческой традиции на Одесщине.
    Одним из центров возрождения стал Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ), многие сотрудники которого окончили Одесский госу-дарственный университет (далее - ОГУ). В их среде и возникла идея возобнов-ления краеведческих исследований в форме историко-этнографических экспе-диций, затем - создания отдела этнографии ОИКМ, этнографического музея на правах отдела, наконец, возвращения ему названия "Степова Україна". Это были, ушедшие из жизни Ю. Розуменко, М. Пищита и продолжающие трудит-ся, В. Солодова, А. Бугреева, И. Озерянская. Заслуживают благодарной памяти преподаватели ОГУ - историк А. Бачинский, филолог и фольклорист П. Мар-кушевский, а похвалы - ныне здравствующие музеевед Г. Вирановский и ис-торик А. Мисечко. Каждый из них в меру своих сил, возможностей и таланта развивал это направление. Преемственную связь между музеем "Степова Україна" и ОИКМ отстаивает коллекционер-украинист Т. Максимюк. (6)
    Интерес поколений исследователей привлекала обширная территория, простирающаяся от нижнего течения Дуная и Днестра по побережью моря до реки Кальмиус. Северная ее граница проходит по течению Кодымы, верховьям Ингула и Ингульца, далее по рекам Самара и Орель. Во времена ООИД она на-зывалась Новороссией и Бессарабией. В середине 1920-х гг. появляются на-звания "Український степ" и "Степова Україна", более четко фиксирующие этнокультурную принадлежность этих земель. Они распространялись на 14 округов УССР и АМСР, а также на Прикубанье и Крым. (7)
    Собирательская и исследовательская деятельность сотрудников ОИКМ в 1960-1980-х гг. охватывала пространство от западных границ Молдавской ССР и южной части Одесской области УССР до района Мелитополя. В настоящее время ее масштабы существенно сократились, но по-прежнему выходят далеко за границы Одесской области, а научные интересы простираются еще дальше. Таким образом, в течение 170 лет деятельность нескольких поколений одес-ских краеведов проходит в одном и том же историко-географическом регионе, временами переносится в Среднее Поднепровье, Подолье, Полесье и Прикуба-нье.
    С самого начала изучение этих обширных земель велось не спонтанно, а целенаправленно в соответствии с предложениями, выдвинутыми группой эн-тузиастов в середине 1830-х гг. Длительное время исследования были синкре-тичными, описательного характера, постепенно уступая место изучению от-дельных местностей и памятников культуры. При этом, отмечалось нацио-нальное разнообразие края, фиксировались свидетельства о истории его засе-ления.
    Новый этап, совпавший с подъемом национального самосознания в Ук-раине и намерениями советских властей использовать этот фактор для вовле-чения населения в социалистическое строительство, позволил выделить этно-графическое направление работ из общеисторических исследований. Члены Секции выдвинули в 1925 г. идею монографического исследования населенно-го пункта - от природных условий формирования этнокультурной среды и воздействия антропогенного фактора на ландшафт, до взаимосвязи сложив-шихся систем народной самоорганизации с общественными институтами, ро-жденными в ходе политических и социально-экономических изменений, опре-деления место традиции в быстроменяющемся укладе жизни. (8) Следующим шагом неизбежно должно было стать признание обычаев и обрядов населения, его национальной одежды и искусства, традиционных форм хозяйствования и самоуправления основой дальнейшего развития и расцвета материальной и духовной культуры. Но политическое руководство УССР, испуганное опасным приближением та-ких изысканий к реалиям строительства основ социализма, прекратило дея-тельность краеведческих комиссий и секций.
    Полоса забвения краеведения, пренебрежительного отношения со сторо-ны властей к "патриархальщине и бытовщине", была преодолена только к кон-цу 1970-х гг. В это время на Одесщине появляются новые программные доку-менты, обосновывающие необходимость историко-этнографических исследо-ваний. К таковым можно отнести начальные разделы I и II выпусков методи-ческих рекомендаций для общественных музеев. Их авторы - сотрудники ОИКМ Ю. Розуменко и М. Пищита, оставаясь в русле господствовавших мар-ксистко-ленинской методологии и методики исследовательской работы и му-зейного дела, считали собирательство предметов материальной и духовной культуры населения края, изучение его традиций важным фактором формиро-вания социальной личности советского патриота и гражданина. (9) Предложенная Ю. Розуменко и частично воплощенная в жизнь, программа комплексных историко-этнографических исследований, фактически, являлась развитием идей Р. Вол-кова и его товарищей с учетом новой методики и технических возможностей (транспорта, кино-, фоно-, фотофиксации материалов и т.п.). Последующие полтора десятилетия попыток реализации этой программы показали необхо-димость существования специализированного отдела ОИКМ для проведения таких исследований. Концепция его создания, по поручению директора музея В. Солодовой, была написана в 2003 г. Ю. Слюсарем. (10) Решение руководства управления культуры и искусств Одесской облгосадминистрации о создании этого отдела в декабре 2003 г. отражала сущность следующего этапа изучения края. Дина-мичное развитие украинского общества, реализующего национальную идею в форме суверенного государства, наличие конституционной основы и законо-дательной базы для развития национальных культур населения Украины, спо-собствовало возрождению историко-этнографических исследований в нашем регионе. Сегодня открывается возможность не только изучать, но и, основыва-ясь на собранных материалах, развивать народные традиции. Возрождать за-бытые обряды, направления творчества, а также формы хозяйствования и вос-полнения природных ресурсов, выработанные каждой этнической группой, проживающей в крае. К этому стремились еще в начале 1930-х гг. члены Сек-ции - создатели музея "Степова Україна".
    За два столетия изучения Украинского Причерноморья сложились тра-диционные формы пополнения предметных и информационных материалов: собирательские походы и поездки, научные экспедиции, дарения частных лиц и поступления из государственных источников, наконец, закупки.
    Дары раритетов частными лицами и поддержка меценатами деятельно-сти научно-просветительских организаций и учреждений были заметными яв-лениями эпохи ООИД. Распределение исторических реликвий государствен-ными органами, их перераспределение являлись характерной особенностью довоенного времени. В 1950-1980-х гг. стали реальностью закупки предметов музейного значения. На нынешнем этапе основой пополнения музейных соб-раний остается собирательство. Но наиболее результативной формой аккуму-ляции предметов старины и информационных материалов, являются научно-организованные экспедиции, известные на всех этапах изучения края. Причем, историко-этнографические были задуманы основателями музея "Степова Україна". В 1980-х гг. это направление получило новое дыхание, а его возрож-дение в начале ХХI в. явилось прологом к возрождением этнографического музея.
    Еще в собрании ООИД среди археологических находок и предметов ста-рины, выделялись материалы, которые можно отнести к этнографическим. Это были запорожские древности - оружие и снаряжение, предметы быта и орудия труда; отдельные вещи, представлявшие городскую этнографию - мемориаль-ные, произведения живописи и т.п., наконец коллекции из стран Азии и Афри-ки. (11) Многие из них в середи-не 1920-х гг. оказались в музее "Степова Україна".
    Целенаправленная и плодотворная собирательская деятельность Секции привела к образованию коллекций расписных пасхальных яиц, ковров, рушни-ков, керамики, орудий труда, изобразительных и фотоматериалов, представ-лявших материальную и духовную культуру не только украинцев, но и молда-ван, болгарских и немецких колонистов. (12) Стараниями работников ОИКМ, сотрудничавших с историческим факультетом ОГУ и областной организацией Украинского общества охраны памятников истории и культуры (далее УО-ОПИК), другими исследовательскими центрами и общественными организа-циями 1960-1990-х гг., были получены материалы представлявшие мир пон-тийских греков и молдаван, евреев и караимов, болгар и гагаузов. Экспедиции 2000-2005 гг. дали возможность значительно пополнить коллекции керамики, сельскохозяйственного инвентаря, мебели, характеризующих образ жизни ук-раинского населения Причерноморья и немецких колоний к. ХIХ - сер. ХХ ст.
    Собирательская и исследовательская деятельность любителей истории и древностей ХIХ-н. ХХ вв., краеведов 1920-1930-х гг., быстрое накопление ма-териалов уже в короткое время обусловили необходимость создания центров их хранения, изучения и представления публике, т.е. музеев. ООИД - 1839 г., его музей - 1840 г.; Секция - 1923 г., музей "Степова Україна" - 1925 г.
    Во 2 пол. ХХ - н. ХХI вв. уже существовавшие музеи стали основой для образования научно-просветительских учреждений и их подразделений, их общественных институтов. Музей "Героическая оборона Одессы" (1946) - ОИКМ (1956), УООПИК (1966/1968), отдел этнографии ОИКМ (2003), возро-ждение музея "Степова Україна" (2006).
    Для первых музеев и частных собраний Одессы был характерен коллек-ционный показ материалов, тематический или типологический, с применением простого оборудования - витрин, шкафов, ступенчатых подиумов, драпировки стен. (13) По другому подошли к созданию экспозиции члены Секции. Вначале была сформулирована необхо-димость организации музея. (14) Затем был изучен опыт построения экспозиции отдела этнографии Русского музея в Ленинграде. (15) Немно-гие сохранившиеся изображения и описания свидетельствуют о существова-нии в музее "Степова Україна" наряду с коллекционным, комплексного показа с применением научно-вспомогательных материалов (макетов). Воспроизве-дение интерьеров украинской хаты, фактически, было преддверием создания жизненных ансамблей. В целом, экспозиция не только представляла особенно-сти национальных культур Юга Украины, но и черты характера, ментальность их носителей. (16) Анализ жур-нальных статей того времени позволяет говорить о попытках рекламирования деятельности музея, подготовки заказных публикаций. (17)
    Экспонаты музея "Степова Україна" производили впечатление на пуб-лику, количество посетителей было значительным уже в первый год работы музея. (18) Но интерес "строите-лей нового мира" к национальным традициям насторожил власти, подвергшие деятельность музейных учреждений жесткой критике. (19) Это привело к закрытию музеев Одесщины, начиная с музея "Степова Україна", утрате части музейных собра-ний. Рост национального самосознания народностей и патриотических на-строений, в ходе тяжелой, но победоносной войны 1941-1945 гг., побудил вла-сти, в числе прочих действий, к открытию музейных учреждений, в частности музея "Героическая оборона Одессы" (1946) и ОИКМ (1956). Последний унас-ледовал материалы собраний как ООИД, так и музея "Степова Україна". В разрозненном виде, в разных местах постоянной экспозиции, построенной по систематическому принципу, как бы растворившись в ней, эти материалы про-должали быть носителями информации об историко-культурных традициях края, вести об этом незримый диалог со зрителем. (20) Новая стационарная экспозиция ОИКМ, спроектированная в переходный период 1986-1991 гг. и созданная в 1994 г., в условиях уже независимой украинской державы, освобожденная от прежних идеологических штампов, утратила и скучную назидательность. Она содержит в себе и жизненные ансамбли, раскрывающие народный быт и ду-ховную культуру населения Юга Украины в XVI - к. XVIII вв., городских жи-телей ХIХ - н. ХХ вв. Принцип показа един. Основой ансамбля является на-циональный, либо городской европеизированный костюм, смонтированный на манекене, в окружении мебели, малых архитектурных форм, других предметов быта. Так воспроизведены интерьеры жилища, торгового помещения, сцена из народной жизни, уличная ситуация. Живопись, фотопортреты, графические изображения жителей городов и селений, как бы составляют исторический фон, аттрактивно и информативно дополняя ансамбль.
    Выставочный вариант экспозиции "Многонациональная Одесщина", созданный В. Вонсович и Л. Дерун, состоял из ансамблей, представлявших ос-новные, компактно проживающие в области и сопредельных землях, этниче-ские группы - украинцев, русских, молдаван, болгар, гагаузов. При этом, ук-раинский ансамбль как бы сошел с иллюстраций журнала "Шквал" 1920-х гг. (21) Это был первый шаг к воз-рождению "Степової України".
    Важными этапами создания этнографического музея стали научное про-ектирование и монтаж этнографических разделов музея "Филики Этерия" при Одесском филиале Греческого фонда культуры, воплощение в жизнь выста-вочных проектов "Немцы Причерноморья" (совместно с немецкими нацио-нально-культурными обществами Одессы), "Мозаика православного Буджака" (вместе с этнографами исторического факультета Одесского национального университета и сотрудниками Одесского археологического музея), "Украин-ский орнамент" в 2000-2005 гг. Следуя примеру своих предшественников 1920-1930-х гг., сотрудники ОИКМ - В. Солодова, И. Озерянская, А. Малых, Л. Эзау, С. Дутка, О. Каражей ознакомились с отечественным и зарубежным опытом создания экспозиций.
    Необходимость в существовании этнографического музея на Одесщине стала очевидна уже в к. ХХ в., в условиях мощного всплеска самосознания граждан суверенной Украины, реализации конституционных прав националь-ных меньшинств, составляющих значительный процент населения нашего края. Успешная интеграция нашей державы в европейское сообщество, в т.ч. через активное сотрудничество в рамках Нижнедунайского и Причерномор-ского еврорегионов также требует создания научно-просветительских учреж-дений, представляющих богатство тысячелетних культурных традиций народа Украины, как нашим согражданам, так и зарубежным гостям, деловым партне-рам.
    Концепция создания музея на правах отдела ОИКМ 2003 г. содержала и основные принципы построения экспозиции, развитые в последующих доку-ментах, направленных в управление культуры Одесской облгосадминистра-ции. (22) Создатели экспозиции - И. Озерянская, С. Дутка, О. Каражей, при деятельной помощи А. Бугреевой. Логическим шагом стало и восстановление названия "Степова Україна", в ко-тором удачно сочетаются историко-географическая и культурная специфика нашего края, и его государственная принадлежность. Оно вызывает положи-тельные ассоциации у многонациональной интеллектуальной элиты Одесщи-ны и отвечает чаяниям украинских патриотов Причерноморья. Созданный в короткие сроки музей сохраняет и развивает традиции предшествующего, но технологически более совершенен. Классическое и современное музейное оборудование является основой для монтажа экспонатов в комплексы. Экспо-зиция многослойна. Любопытствующему посетителю она, посредством жиз-ненных ансамблей, раскрывает мир украинских и молдавских крестьян, бол-гарских и немецких колонистов, о которых писала еще одесская пресса 1920-х гг., а также греческих, еврейских, караимских городских общин, селений ста-рообрядцев и гагаузов. Жаждущего познания учащегося или любителя одес-ской истории привлечет мемориальная часть экспозиции, рассказывающая о создателях музея "Степова Україна" и их последователях. Специалистов в ко-торый раз зачарует и увлечет бесконечная лента орнамента, несущая из глубин тысячелетий земледельческую традицию наших пращуров.
    Бесспорно новаторство творцов музея "Степова Україна" 1920-1930-х гг. в организации и проведении ученой и методической работы. Постоянно дейст-вующие курсы для народных учителей при музее, первые методические разра-ботки Р. Волкова, заложили не только основы музейной педагогики, но и под-готовили национальных музейных кадров. Яркий пример - "популярная в Одессе украинская учительница" К. Гус, сменившая Р.Волкова на должности директора музея "Степова Україна". (23) Научно-просветительский харак-тер музея подтверждается и наличием в его собрании материалов по истории Южной Украины и этнографических коллекций, представляющих народы, жи-вущие далеко за ее пределами. (24)
    В 1960-1980-х гг. ОИКМ являлся признанным учебно-методическим центром для музейщиков Юга Украины, сотрудников и организаторов, госу-дарственных и общественных научно-просветительских учреждений. (25)
    С 1994 г. новая стационарная экспозиция стала объектом внимания на-ших коллег из государственных музеев Николаевской, Херсонской областей и Крыма, а ее этнографические комплексы и разделы, тематические выставки, в свою очередь, основой методической подготовки организаторов и актива об-щественных музеев Одесщины, проведения практических занятий и музейной практики студентов одесских вузов.
    С возрождением музея "Степова Україна", на ее сотрудников возлагает-ся задача объединения краеведческой общественности не только для изучения, но и для поддержания историко-культурных традиций края. Подобно тому, как в 1925-1931 гг. этнографический музей, располагавшийся по ул. Гоголя, 15, в одном здании с Государственной украинской библиотекой им. Т. Шевченко, составлял украинский исследовательско-просветительский центр в Одессе и регионе, музей на правах отдела ОИКМ, вместе с выставочным залом "Ук-раїнська скарбниця", в комплексе помещений по ул. Ланжероновской, 24а явится оплотом интеллектуально-патриотических сил в Украинском Причер-номорье, понимающих цивилизационный процесс, как преемственность сози-дательного труда поколений многонационального населения.
    В исторической памяти народа запечатлены имена и деяния искателей древности и бытописателей ХIХ-н.ХХ вв., энтузиастов-краеведов 1920-1930-х гг., работников науки, просвещения и культуры 1944-1990 гг., поборников возрождения национального самосознания и духовности к.ХХ-н.ХХI вв. От всеподданнейших научных записок и описаний земель к планам монографиче-ских исследований населенных пунктов и местностей, через комплексное изу-чение территорий до региональных программ культурного развития выстроена и совершенствуется ими система изучения нашего края. Ее жизнеспособность обусловлена соединением интеллекта и знаний высшей школы с возможно-стями самодеятельных объединений граждан и свойствами информативно-эмоционального воздействия музейных экспозиций. Особое место в этой сис-теме занимают дела создателей музея "Степова Україна", осознавших необхо-димость сохранения и развития национальных традиций, как соединительного звена между прошлым и будущим народа. Музей возрожден - традиции жи-вут.


(1) Бореев Л. Музей Степовой Украины // Известия Одесского окружного КП(б)У, Окрисполкома и ОСПС. - 1927. - 25 декабря.
(2) Красовський В. М. До питання про розвиток краєзнавства в Одесі в 20-і рр. // Одесі - 200. Матеріали між-народної науково-теоретичної конференції, присвяченої 200-річчю місту. - Одеса, 1994. - Част. І. - С. 110-111; Димов К. С. Репресії проти національних кадрів на Одещині // Одесі - 200. Матеріали міжнародної науково-теоретичної конференції, присвяченої 200-річчю місту. - Одеса, 1994. - Част. І. - С. 146; Водотика С. Г. Наукове життя Одеси 1920 р. (Структура та взаємодія дослідних установ гуманітарного профілю) // Одесі - 200. Матеріали міжнародної науково-теоретичної конференції, присвяченої 200-річчю місту. - Одеса, 1994. - Част. ІІ. - С. 111-113; Раковецкий М. Е. Историческое краеведение, как наука: традиции и современность (на материалах Одесщины) // Одесі - 200. Матеріали міжнародної науково-теоретичної конференції, присвяченої 200-річчю місту. - Одеса, 1994. - Част. ІІ. - С. 108; Тронько П. Т. Розвиток крає-знавства на Одещині: традиції та сучасність // Одесі - 200. Матеріали міжнародної науково-теоретичної конференції, присвяченої 200-річчю місту. - Одеса, 1994. - Част. ІІ. - С. 78-80; Максимюк Т. І. Музей Сте-пової України. Сторінки історії // Роль музеев в развитии исторического краеведения в городе Одессе и ка-ре. Тезисы докладов научно-теоретической конференции, посвященной 40-летию Одесского историко-краеведческого музея. - Одесса, 1996. - С. 28; Солодова В. В. Немецкие этнографические экспозиции в му-зеях Юга Украины // Вісник Одеського історико-краєзнавчого музею. - Одеса, 2005. - С. 23.
(3) Бугрєєва А. Одеський етнографічний музей "Степова Україна": Коротке і яскраве минуле, чи буде майбут-нє? (текст доклада радикально изменен редколлегией, название заменено) // Українська національна ідея: Минуле, сучасне, майбутнє. Міжнародна наукова конференція. Матеріали доповідей. - Україна-Одеса, 1985. - С. 192-193.
(4) Бугреева А. С. О чем умолчали мемориальные доски // Одесский вестник. - 1993. - 9 октября. - № 180. - С.8; Максимюк Т. І. Музей Степової України... - Вказ. праця. - С. 26-28; Солодова В. В. Немецкие этно-графические экспозиции… Указ. соч. - С. 22-24.
(5) Волков Р. М. Етнографічні матеріали // Одеська комісія краєзнавства при Всеукраїнській Академії наук. Етнографічно-лінгвістична секція. - Одеса, 1926. - С. 80-81; Бугреева А. С. Одесса чем умолчали… - Указ. соч.
(6) Максимюк Т. І. Музей Степової України... - Вказ. праця. - С. 28.
(7) Провідник-довідник Одеського крайового сільсько-господарського музею ім. К. А. Тімірязєва. - Одеса, 1929. - С.3; Бугреева А. С. Одесса чем умолчали… - Указ. соч.; Заславский Г. А. Большой Юг Украины: территория и население. Краткий историко-географический очерк. - Одесса, 1996. - С. 27.
(8) Програм збирання відомостей про село і хату. Під редагуванням Р. М. Волкова // Одеська комісія краєзнав-ства при всеукраїнській Академії наук. Етнографічно-лінгвістична секція. - Одеса, 1926. - С. 4, 102-104; Бугреева А. С. Одесса чем умолчали… - Указ. соч.
(9) Розуменко Ю. Г. Изучение памятников фольклора и этнографии (Методические рекомендации для общес-твенных музеев). - Одеса, 1986. - Вып. I. С. 1-7; Пищита М. Н. Описание и учет памятников материальной и духовной культуры (Методические рекомендации для общественных музеев). - Одесса, 1986. - Вып. II. - С.1-3.
(10) Про доцільність створення етнографічного відділу ОІКМ. Исх. № 91 от 7.10.2003 г.// Текущий архив ОИКМ.
(11) Милиславлевич М. Краткий указатель музея Императорского Одесского общества истории и древностей. - Одесса, 1915. - С. 57-61; Озерянская И. М. Оружие Одесского историко-краеведческого музея (история формирования коллекции) // Музей. Історія. Одеса. Збірник тез та повідомлень Другої науково-практичної конференції, присвяченої 45-річчю Одеського історико-краєзнавчого музею. - Одеса, 2001. - С. 69-72.
(12) ОИКМ. - Инв. № Д - 11377; Максимюк Т. І. Музей Степової України... - Вказ. праця. - С. 27; Солодова В. В. Немецкие этнографические экспозиции… Указ. соч. - С. 22-23.
(13) ОИКМ. - Инв. № Г-567, Ф-1141/1, НВК-297; Милиславлевич М. Краткий указатель музея… - Указ. соч. - С. 61-75, 89.
(14) План роботи [етнографічно-лінгвістичної] секції // Одеська комісія краєзнавства при Всеукраїнській Ака-демії наук. Етнографічно-лінгвістична секція. - Одеса, 1926. - С. 3.
(15) Звіт про діяльність етнографічно-діялектологічної секції (1 квітня 1924-31 грудня 1925 рр.) // Одеська ко-місія краєзнавства при Всеукраїнській Академії наук. Етнографічно-лінгвістична секція. - Одеса, 1926. - С. 2.
(16) Борев Л. Музей степной Украины // Известия Одесского окружного комитета КПБ (У). - 1927. - 25 декаб-ря.
(17) Глядач. Художня творчість Українських селян // Шквал. - 1929. - 2 марта. - № 9. - С. 5.
(18) Там же.
(19) Б. Г. За музеї проти живих експонатів у них // Чорноморська комуна. - 1931. - 22 травня.
(20) Одеський державний історико-краєзнавчий музей. Путівник. - Одеса, 1959. - 156 с.; Одесский историко-краеведческий музей. - Одесса, 1974. - 148 с.
(21) Одесский историко-краеведческий музей: Путеводитель. - Одесса, 2001. - С. 55-56.
(22) Про надання етнографічному музею на правах відділу ОІКМ назви "Степова Україна". Исх. № 8 от 7.02.2006 г.// Текущий архив ОИКМ.
(23) Вся Одещина. 1929. Адресна і довідкова книга. - Одеса, 1928. - С. 266; Бугреева А. С. Одесса чем умолча-ли… - Указ. соч.
(24) ОИКМ. - Инв. № Д - 11377; Максимюк Т. І. Музей Степової України... - Вказ. праця. - С. 27.
(25) ГАОО. - Ф.Р. 7376. - Оп. 1. - Д. 100. - Л. 17; Ф.Р. 7376.- Оп. 1. - Д. 105. - Л. 13-14, 16-17; Ф.Р. 7376. - Оп. 1. - Д. 119. - Л. 11, 22-24; Ф.Р. 7376. - Оп. 1. - Д. 127. - Л. 19-22; Ф.Р. 7376. - Оп. 1. - Д. 139. - Л. 22-28; Ф.Р. 7376. - Оп. 1. - Д. 146. - Л. 22-27; Ф.Р. 7376. - Оп. 1. - Д. 153. - Л. 26-32.