ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 3)



В. Солодова

Основные нормативные документы, определявшие деятельность одесских музеев в 1825-2003 гг.
                                                                                                            
    На протяжении 1825-2003 гг., в Одессе было создано 74 музея. На мо-мент создания Городского музея древностей (1825), в Российской империи действовали законы, принятые в XVIII - начале XIX вв., и определявшие исто-рическую и государственную ценность памятников.
    Российское законодательство XVIII-XIX вв. не проводило четкой грани между движимыми и недвижимыми объектами, поэтому многие акты касались как недвижимого наследия, так и музейных предметов.
    Первыми были законы, принятые в начале XVIII в. для исполнения гу-бернаторам и комендантам всех городов Российской империи: "…кто найдет в земле или воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, не такие какие у нас есть…, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновен-ное ружье, посуду… також бы приносили, за что давана будет довольная дача, смотря по вещи" (1718) (1).
    Сенатский указ "О присылке из монастырей Российского государства жалованных грамот" (1720) касался документов. Всем губернаторам, вице-губернаторам и воеводам предписывалось во всех епархиях и монастырях, "осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и др. куриозные письма оригинальные, также книги исторические рукописные и печатные" (2).
    Интерес к археологическим памятникам усилился во 2-й пол. XVIII в., когда в состав России вошли земли Северного Причерноморья. К этому вре-мени указы стали более конкретными и совершенными.
    В 1805 г., когда было издано "повеление об ограждении от разрушения памятников старины" (3), Хер-сонский военный губернатор А. Э. Ришелье издал предписание Таврическому гражданскому губернатору Д. Б. Мертваго о запрещении иностранцам соби-рать и вывозить заграницу древности(4). Предписание касалось только предметов, обнаруженных на государственных землях(5).
     В связи с тем, что крестьяне находили иногда при обработке земли "мо-неты и другие вещи, могущие обратить на себя внимание по их древности" в 1841 г. был издан указ "О находимых в земле казенными крестьянами древних монетах" (6). Министерство Го-сударственных имуществ, контролируя исполнение законодательного акта, выплачивало денежные вознаграждения тем, кто обнаруживал ценные наход-ки.
    Была разработана схема доставки редких предметов: от сельского или волостного начальства они передавались окружным начальникам, а затем в местные Палаты государственных имуществ. Там памятники описывали, дела-ли рисунки, копировали надписи или изображения и доставляли из Палат в Департаменты по принадлежности. Из Министерства государственных иму-ществ вещи, описания и рисунки отправляли в Императорскую Академию на-ук через Министра народного просвещения. Затем сообщали императору о ценности находки.
    По Высочайшему указу, подписанному 14 ноября 1839 г., Одесскому обществу истории и древностей было предоставлено право "производить ар-хеологические разыскания во всей южной России: на казенных землях, с раз-решения местного начальства, а на частных, с согласия владельцев". С 1847 г. по указу императора, "в Одесский Музеум стали передавать те древности, ко-торые не поступят в Санкт-Петербургские подобные хранилища" (7).
    12 января 1873 г., на основании Высочайшего повеления, Министром народного просвещения был пересмотрен и утвержден Устав императорского Одесского общества истории и древностей(8). Была закреплена цель Общества, сводившаяся к "всестороннему изучению истории и археологии вообще, а преимущественно Новороссийского края, Бессарабии, Крыма и восточного бе-рега Черного моря".
    На одном из заседаний, посвященном усилению деятельности Одесского общества истории и древностей, было принято обращение к членам, коррес-пондентам и сотрудникам Общества, проживающим в районе его действий, которых обязывали сообщать обо всех производимых раскопках, археологи-ческих новостях, а также о предметах, которые могут быть приобретены для коллекций Общества(9).
    Одесское общество истории и древностей добилось от Бессарабского гу-бернатора издания распоряжения от 10 марта 1875 г. о "тщательном наблюде-нии за сохранением существующих памятников древности в Аккермане, Бен-дерах, Сороках и Хотине, и о составлении планов и их описаний" (10).
    В конце XIX - начале XX вв. увеличилось количество нормативных до-кументов, определявших деятельность научных обществ и музеев, исходив-ших от различных ведомств.
    В 1890-е гг. появляется одна из разновидностей педагогических музеев - передвижные музеи наглядных пособий, находившиеся под покровительством постоянной комиссии по техническому образованию Императорского Русско-го технического общества.
    С 1904 г. Одесское отделение императорского Русского технического общества ходатайствовало об учреждении Подвижного музея учебных посо-бий. Разрешение было получено, через канцелярию Попечителя Одесского учебного округа, от Министерства народного просвещения и Министерства внутренних дел в январе 1906 г. (11) Разрешение "на содержание элек-трического кинематографа" в здании Общества, для демонстрирования кар-тин, выдавалось уже не Министерствами, а Одесским градоначальником(12).
    В Одесском историко-краеведческом музее хранятся документы: Поло-жение о подвижном музее наглядных пособий Одесского отделения импера-торского Русского технического общества и инструкция о его работе в 1910 г. Эти документы определяли не только деятельность музея, но и функциональ-ные обязанности членов и сотрудников музея. Ответственным за деятельность музея был его заведующий, следивший за "точным применением Положения и Инструкции" (13).
    В августе 1920 г. Одесское отделение Русского технического общества, согласно постановлению Губревкома, было закрыто(14), вместе с ним закрылись музей, мастерские, кинозал, библиотека, лаборатории.
    Это уже были решения советской власти. Ряд декретов и постановлений советского правительства, принятых в 1918-1920 гг., касался конкретных па-мятников искусства, коллекций, музеев. Первым национализированным музе-ем в марте 1920 г. стал Одесский историко-археологический музей(15).
    Декрет СНК УССР "Про передачу исторических памятников и предме-тов искусства в ведение НКО УССР" (1919) (16) был направлен на сохранение культовых зданий, дворцов, усадеб, театров, музеев, библиотек и прекращал изъятие уникальных коллекций другими ведомствами. Этим же декретом было определено, что художественно-исторические ценности, а именно: старинные книги, манускрипты и листы художественно-литературного значения, архив-ные материалы, касающиеся истории искусства, фильмы, диапозитивы и т.д., признаются находящимися в ведении Народного комиссариата просвеще-ния(17). Не все положення декре-та удавалось реализовать до конца. Например, Воронцовский дворец, согласно приказу Губисполкома № 6603 от 7 июля 1921 г., перешел в ведение Одесско-го губернского земотдела. В его залах разместились Общество, занимавшееся акклиматизацией животных и растений - "Югоклимат", а также музей, биб-лиотека и мастерские учебных пособий(18).
    Декрет СНК Украины "О сносе с площадей и улиц памятников, соору-женных в честь царей и их слуг" (19) стал основанием для демонтажа памятника (1920) императрице Екатерине II, установленного в 1900 г., по ре-шению Одесской городской думы в честь 100-летия со дня основания города.
    До 1961 г. демонтированные фрагменты памятника находились во дворе Одесского археологического музея, а затем были переданы в Одесский исто-рико-краеведческий музей, где и находятся в настоящее время. Они прошли все формы музейного учета и стали составной частью Государственного му-зейного фонда Украины(20).
    Советская власть стремилась к централизованному управлению всеми культурно-историческими ценностями, а не только конкретными памятниками истории или архитектуры.
    5 октября 1918 г. СНК РСФСР издал декрет "О регистрации приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц обществ и учреждений" (21).
    Декрет переводил под государственную охрану все памятники культуры, независимо от их принадлежности и возлагал на музеи важную задачу: "Про-извести первую государственную регистрацию всех монументальных и веще-вых памятников искусства и старины, как в виде целых собраний, так и в виде отдельных предметов, в чьем бы обладании они не находились".
    Украинское правительство этот декрет на своей территории не распро-страняло, и по этой причине Народным комиссариатом просвещения Украины весьма важная государственная мера не проводилась. В связи с этим, Одесский комитет охраны памятников искусства и старины (Губкопис) и Одесский Губ-политпросвет неоднократно обращались в Президиум Одесского губисполко-ма, Наркомат просвещения, Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет об издании на Украине, по примеру РСФСР декрета о регистрации предметов искусства и старины для учета и охраны их(22).
    Как промежуточная мера, в 1922 г. при Наркомате внешней торговли была создана Центральная межведомственная комиссия по экспертизе худо-жественных и других культурных ценностей, предназначавшихся к вывозу за границу. Такие комиссии существовали в Киеве и Одессе, согласно постанов-лению СНК Украины "О мероприятиях препятствующих вывозу за границу вещей музейного значения" (23). Но постановление не давало право брать на учет предметы, имеющие музей-ное значение. Поэтому при таможенных досмотрах неоднократно обнаружи-вались на пароходах ценности, предназначавшиеся к вывозу контрабандным путем.
    В 1923 г. ВЦИК и СНК РСФСР, признали необходимым произвести вто-ричную Всероссийскую регистрацию предметов искусства и старины.
    Правительство УССР ограничилось только изданием "Положения о па-мятниках культуры и природы" (1926) (24), в котором был раздел "О регист-рации памятников культуры и природы". В этом разделе было оговорено, что "все памятники культуры и природы, находящиеся на территории УССР и имеющие научное историческое или художественное значение, подлежат ре-гистрации" (25).
    В 1925 г. Наркоматом просвещения Украины была разработана Инст-рукция "О порядке пользования музейным имуществом" (26). Впервые было дано определение имущества музейного значения. Таковым считалось, наравне произведениями живописи, графики, проектами, фотографиями, рукописями, старопечатными книгами - диаграммы, муляжи, макеты, экспозиционное и фондовое оборудо-вание (турникеты, шкафы, витрины, щиты и т.д.).
    В правительственных постановлениях, принятых в период с 1928 по 1934 гг. стала настойчиво проводиться мысль о том, что музеи должны пре-вращаться в своего рода идеологическое оружие, в политический инструмент, с помощью которого можно формировать мировоззрение людей. Таким обра-зом, музеи превращались в агитучреждения.
    С 17 по 21 декабря 1930 г. состоялся объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б). Один из основных вопросов, рассмотренный во время работы плену-ма был связан с народнохозяйственным планом на 1931 г. (27) Реализация решений пленума ЦК возлагала крупнейшие задачи и на музейные учреждения. Музеи, работая с массами, должны были поставить "на боевые темпы пропаганду народнохо-зяйственного плана на 1931 г. и условия его выполнения в районном, област-ном и республиканском разрезах" (28).
    С 23 февраля по 5 марта 1937 г. в Москве проходил пленум ЦК ВКП(б), который обсудил вопрос о задачах партийных организаций в связи с пред-стоящими выборами в Верховный Совет СССР на основе новой Конститу-ции(29). Для музеев важными оказались не столько решения пленума, сколько доклад И. В. Сталина "О не-достатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных дву-рушников".
    Неудовлетворительным состоянием украинских музеев из-за "вреди-тельской работы банды открытых врагов народа в органах НКП УССР, Управ-ления по делам искусств при СНК УССР и Народного комиссариата по зе-мельным делам УССР", было вызвано постановление Совета Народных Ко-миссариатов УССР "О музеях Украины" (1938) (30). Оно призывало к чистке музеев от классово-вражеских элементов, проверке персонала и замене его политически проверенными сотрудниками. Тема поиска шпионов и врагов народа среди со-трудников одесских музеев, судя по протоколам заседаний бюро райкомов партии Одессы, была актуальной в 1930-е гг. (31) Одновременно постановление предусматривало создание отдела музеев в Управлении по делам искусств, которое бы осуществляло руководство всеми музеями Украины, разработку типовых штатов музеев и организацию Цен-тральной реставрационной мастерской.
    В годы Великой Отечественной войны характер нормативных докумен-тов был совсем иным. 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная Госу-дарственная Комиссия с целью установления конкретных виновников твори-мых злодеяний, как из числа непосредственных исполнителей, так и из числа преступных главарей гитлеровского режима, а также определение ущерба, на-несенного СССР(32).
    5 марта 1943 г. было издано постановление ЦК ВКП (б) "О работе Чрез-вычайной государственной комиссии по установлению и расследованию зло-деяний немецко-фашистских захватчиков" (33). Оценкой ущерба нанесенного му-зеям оккупантами занимался специальный отдел Комиссии "по учету ущерба, причиненного культурным, научным и лечебным учреждениям, оборудованию и утвари религиозных культов".
    27 августа 1943 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) издается постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" (34). 27 сентября 1944 г., к этому времени была освобождена большая часть Украины, появились постановления ЦК ВКП (б) - "Об организации научно-просветительской пропаганды" и "О мерах помощи Украинской ССР в деле улучшения массово-политической и культурно-просветительной работы" (35). Выполнение постановления воз-лагалось на "лучшие силы советской интеллигенции", которая через лекции, беседы, передвижные выставки должна была коренным образом улучшить распространение естественнонаучных знаний среди широких слоев населения. Управлению пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) было предложено направить в ноябре 1944 г. "для помощи в организации и проведении пропагандистской работы в Одесской области пропгруппу" (36).
    30 декабря 1948 г. постановлением Совета Министров УССР было ут-верждено "Положение об охране памятников культуры на территории Укра-инской ССР" (37). Оно закрепило разделение музеев на общесоюзные, республиканские и местного значе-ния(38).
    Постановление гарантировало невозможность ликвидации отдельных музеев без разрешения Совета Министров СССР и Совета Министров союз-ных республик. Эта часть документа была признана укрепить положение музе-ев, противопоставить местному самоуправству государственный автори-тет(39).
    В 1964 г., ЦК КПСС, принял постановление "О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся". Деятельность музеев бралась под контроль ЦК КПСС. Во всех музеях, кроме мемориальных, стали обяза-тельными экспозиционные отделы по советскому периоду. Новые экспозиции должны были "отражать успехи коммунистического строительства в СССР, победу ленинского курса Коммунистической партии, борьбу советского наро-да за осуществление Программы КПСС, мероприятия партии по дальнейшему подъему промышленности, сельского хозяйства и культуры, повышению бла-госостояния народа" (40).
    Через 10 лет, на основании постановления ЦК КПСС (1964) был издан приказ Министра культуры УССР "О состоянии и мероприятиях по улучше-нию экспозиций отделов истории досоветского периода исторических и крае-ведческих музеев" (1974) (41). В соответствии с новыми требованиями в экспозициях должны быть представ-лены:
    - материалы ленинского теоретического наследия;
    - материалы о съездах партии дооктябрьского периода;
    - освещение борьбы большевиков во главе с Лениным против оппорту-низма, взаимосвязи большевистских партийных организаций Украины с пар-тийными организациями других районов России.
    В 1967 г. было принято постановление ЦК КПСС "О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции" (42), которое среди прочих завоеваний Октября, декларировало и осуществление культурной революции. Закономер-но воспринимался комплекс мероприятий связанных с "широким проведением среди трудящихся лекций, конференций, экскурсий, выставок" (43). Только в Одесской области было организовано более 300 циклов лекций и октябрьских чтений, проведено 1,5 тысячи тематических вечеров(44).
    В 1968 г. ЦК КПСС принял постановление "О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (45), которое рекомендовало партий-ным, советским и общественным организациям развернуть пропагандистскую и массово-политическую работу среди всех слоев населения.
    Постановление ЦК КПСС "О 30-летии Победы советского народа в Ве-ликой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1975) (46) способствовало совершенствова-нию ранее созданных и организации новых музеев. 9 мая 1975 г. в Одессе был открыт Мемориал 411-й береговой батареи, как отдел Одесского историко-краеведческого музея.
    Идеологическая направленность музейной работы второй половины 1970-х гг. - начало 1980-х гг. определялась решениями XXV съезда КПСС, XXV съезда КП Украины, последующих пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Украи-ны, связанными с предстоящим 60-летием образования СССР (1982), поста-новлением ЦК КПСС "Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев" (1982) (47), приказами министров культуры СССР и УССР, решениями Одесских обкомов компартии Украины и облисполкома. От музейных экспозиций они требовали обеспечения четкого классового подхода к освещению истории досоветского периода, при этом не допускалась идеализация прошлого, отдельных исторических событий и лич-ностей(48).
    Музейную политику создали не только нормативные документы, исхо-дившие от ЦК КПСС, Министерства культуры, но и от Государственного ко-митета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и секрета-риата ВЦСПС. Так было в 1978 г., когда специальным постановлением "Вре-менные показатели и порядок отнесения музеев, панорам, выставок и других учреждений музейного типа к группам по оплате труда руководящих работни-ков и специалистов" были определены пять категорий музеев(49).
     Для переходного периода большое значение имел приказ Министерства культуры СССР "О переводе культурно-просветительных учреждений на но-вые условия хозяйствования" (1989) (50). Тогда были разработаны меха-низмы планирования, единого фонда оплаты труда, фонда творческо-производственного и социального развития, банковского кредита, формирова-ния и распределения доходов, основных прав учреждения культуры в области труда и заработной платы.
    Для музеев Украины еще в 1987 г. был установлен "Примерный пере-чень и цены на вспомогательные услуги, оказываемые музеями, подчиненны-ми Министерству культуры УССР организациям и частным лицам" (51). У музеев появилась возможность зарабатывать деньги. Они стали предоставлять экспонаты для копирования, музейные залы для съемок научно-популярных и художественных фильмов и т. д. Действие прейскуранта закономерно вписывалось в новые условия хо-зяйствования.
    Однако, приказ "О переводе культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования" имел экспериментальный характер для всех учреждений культуры, и в том числе для музеев, в масштабах всего Советско-го Союза, его осуществление выпало на 1989-1991 гг.
    В связи с тем, что наряду с государственными музеями значительное место в обеспечении сохранности, изучения и популяризации памятников ис-тории и национальной культуры занимали музеи, работающие на обществен-ных началах, Министерством культуры УССР было принято Типовое положе-ние об этих музеях (1990) (52).
    Принятием этого Положения, Министерство культуры пыталось стаби-лизировать создавшуюся ситуацию с музеями на общественных началах, чис-ло которых в силу экономических причин в стране стало резко сокращаться. Для сравнения, если в 1986 г. в Одессе и Одесской области было 404 общест-венных музея, то в 1990 г. - 252 музея(53).
    Тогда же Министерством культуры УССР и Государственным историче-ским музеем УССР были выпущены методические рекомендации по организа-ции и деятельности общественных музеев в системе образования(54).
    Таким образом, в советское время деятельность музеев основывалась, прежде всего, на идеологических документах КПСС, решениях партийных съездов, пленумов, постановлений ЦК КПСС, других документах.
    После распада СССР, государственная культурная политика стала рег-ламентироваться иными нормативами.
    Законодательный акт "Основы законодательства Украины о культуре" (1992) (55) определил правовые, экономические, социальные, организационные нормы развития культуры в Украине, регулировал общественные отношения в сфере создания, расшире-ния, сохранения и использования культурных ценностей. Действие закона бы-ло направлено на возрождение и развитие культуры украинской нации и куль-тур национальных меньшинств, проживавших на территории Украины, на со-хранение и использование культурных ценностей. Запрещалось изъятие пе-чатных изданий, произведений, экспонатов, документов из библиотечных, му-зейных, архивных фондов и уничтожение объектов материальной и духовной культуры по идеологическим и политическим мотивам.
    Определяющим документом явился Закон Украины "О музеях и музей-ном деле" (1995) (56). Закон оп-ределил роль музеев и музейного фонда Украины, являющихся основой на-циональной музейной политики. Основные направления которой сводились к обеспечению социально-экономических, правовых и научных условий для эф-фективной деятельности музеев; поддержке и развитию сети музеев; обеспе-чению подготовки и повышения профессиональной квалификации музейных кадров, их правовой и социальной защите.
    Помещение общегосударственных, республиканских и местных музеев, являющееся общегосударственной или коммунальной собственностью, со-гласно Закону, передается им на праве оперативного управления. Оно может быть изъято лишь при условии предоставления музею другого равноценного помещения.
    Впервые музеям были гарантированы имущественные права на все фор-мы собственности. Изъятие государством у музеев их фондов и иного закреп-ленного за ними имущества могло произойти только в случаях, предусмотрен-ных законами Украины.
    Вскоре, на исполнение постановления Верховного Совета Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О музеях и музейном деле" (1995) с целью упорядочения и систематизации музейной сети Украины, Ми-нистерство культуры и искусств Украины разработало Положение о государ-ственной регистрации, перерегистрации всех музеев независимо от статуса, форм собственности и подчинения, а также учет музеев, созданных при пред-приятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях, которые не явля-ются юридическими лицами(57).
    15 мая 1999 г. Верховным Советом Украины был принят во втором чте-нии Закон Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины "О музеях и музейном деле" (58). В закон включили поправку, согласно которой государственные и коммуналь-ные музеи не подлежали приватизации. С целью сохранения памятников Му-зейного фонда Украины, защиты его от разгосударствления, были внесены существенные изменения в статью 15, где, в частности, определено, что му-зейные предметы и коллекции не могут быть предметом залога.
    Положительную роль на фоне государственного музейного законода-тельства играли и региональные постановления. Одесской областной госадми-нистрацией было издано распоряжение "О развитии музеев и музейного дела на Одесщине" (1999) (59) , с це-лью дальнейшей популяризации духовных ценностей Одессы и Одесщины, эс-тетического воспитания подрастающего поколения на лучших образцах отече-ственного и мирового искусства, героических традициях народа Украины.
    В 1997 г. был утвержден новый классификатор профилей музеев Украи-ны, исходя из тематики коллекции и экспозиции(60).
    Неоднозначную оценку получил Закон Украины "Об охране культурно-го наследия" (2000), направленный на регулирование правовых, организаци-онных, социальных и экономических отношений в сфере культуры(61). К объектам культурного наследия были отнесены и памятники архитектуры национального и местного значения. Практически все музеи Одессы расположены в старинных зданиях, которые по типу объекта, согласно Закону, определяются как произведения архитектуры и инженерного искусства. Согласно Закону (ст.25), все музеи должны за свои средства содержать, проводить работы по консервации, реставрации, реабили-тации и ремонту.
    Ни одно из музейных учреждений с такими функциями справиться не может. Музеи являются дотационными бюджетными организациями и сами себя содержать и окупать не могут. Финансирование рассчитано на заработ-ную плату, коммунальные платежи, охрану. Ремонтно-реставрационные рабо-ты ни одному музею не под силу. Фактически закон может способствовать разрушению музейных зданий, порче экспонатов, а то и попыткой лишения музея здания, как памятника архитектуры.
    В сложное для музеев время был издан Указ Президента "О неотложных мерах, касающихся развития музеев Украины" (2000) (62). Он способствовал усовершенст-вованию методики расчетов музеев за услуги охраны, энерго- и теплоснабже-ния, за счет включения их в перечень предприятий, учреждений и организа-ций, которые получали гарантированное финансирование для осуществления соответствующих проплат, а также запрета на снятие охраны с музеев, в кото-рых хранятся исторические и культурные ценности общегосударственного значения.
    Следствием Указа стала разработка проектов региональных программ развития музейного дела на 2001-2005 гг. Программа "Региональная инициа-тива. 2002-2006 гг." по Одесской области была принята в 2003 г. (63) Она обязывала органы исполни-тельной власти сохранять историко-архитектурное и культурное наследие Одесщины: продолжать реконструкции зданий театров, музеев и культурных центров. Было запланировано проведение реставрационных работ Одесского художественного музея, Одесского музея западного и восточного искусст-ва(64).
    Указ президента Украины "О мероприятиях, касающихся поддержки краеведческого движения в Украине" (2001) (65), был принят с учетом важной роли краеведения в возрождении традиций и исторической памяти народа, нацио-нально-патриотического воспитания.
    6 августа 2003 г. постановлением Кабинета Министров Украины была утверждена Государственная программа развития культуры на период до 2007 г. (66)
    Целью Программы стало создание правовых, экономических и организа-ционных условий для дальнейшего развития культурно-художественной сфе-ры Украины, а именно:
    - усовершенствование нормативно-правовой базы деятельности в сфере культуры;
    - создания условий для предоставления государственной поддержки уч-реждениям культуры, обеспечения конкурентоспособности культурно-художественной продукции;
    - активизация научных исследований в сфере культуры и искусства;
    - обеспечение финансовых затрат на охрану Государственного музейно-го фонда Украины;
    - проведение капитального ремонта, строительства и осуществление технического переоснащения предприятий, учреждений и организаций куль-туры государственной формы собственности;
    - поддержка деятельности национально-культурных обществ;
    - информатизация культурно-художественной сферы, в т. ч. сканирова-ние ценных документов, создание электронных копий.
    - осуществление комплекса мероприятий, касающихся сохранения па-мятников историко-архитектурного наследия, уникальных градостроительных исторических комплексов.
    На основании этого постановления Кабинета Министров Украины Одес-ским областным советом была принята и утверждена Программа развития культуры в Одесской области на 2005-2007 гг. (2004) (67).
    Таким образом, в последние годы принято большое число нормативных документов, определяющих положение музеев Украины и их деятельность. Вместе с тем, не все принятые решения по развитию музейного дела выпол-няются. Практически не выполняется статья Указа Президента Украины "О неотложных мерах, касающихся развития музеев Украины" (2000), где речь идет о выделении необходимых средств "для обновления оборудования, тех-нических музейных средств и пополнения музейных коллекций" (68).
    В 2001 г. "Основы законодательства Украины о культуре" были допол-нены статьями: "Неприбыльные организации в сфере культуре" и "Поддержка деятельности неприбыльных организаций в сфере культуры" (69), согласно которым физическим и юридическим лицам, поддерживающим неприбыльные организации, а к таким относятся музеи, устанавливаются налоговые и иные льготы(70). Однако, данное дополнение и не выполняется.
    Современное музейное нормотворчество слишком несовершенно.
    Необходимо правовое обеспечение деятельности для всех музеев. Требу-ется разработать и обеспечить реализацию новых нормативных документов, регулирующих музейную деятельность, в частности:
    - Положение о едином Государственном каталоге Музейного фонда Ук-раины;
    - Положение о негосударственных музеях (частных, на общественных началах и т.д.).
    - Положение о коммерческой деятельности музеев (платные услуги, ма-газины, кафе и т. п.).
    - Положение о музейной ассоциации (от государства до области).
    - Инструкцию по учету и хранению экспонатов в музеях Украины.
    - Единые нормативы и методику оценки музейных экспонатов, в том числе и документов.
    - Положение об отраслевом центральном (региональном) методическом центре.
    - Нормативный акт о поощрении граждан и юридических лиц, занятых благотворительностью в музейной отрасли (льготное налогообложение).
    - Положение о единой Национальной службе охраны объектов историко-культурного наследия.
    - Положение о проведении независимых всеукраинских музейных кон-курсов на лучшую концепцию, экспозицию, сайт, публикацию и т.д.
    От того, насколько быстро и качественно будут разработаны и внедрены все эти документы, в значительной степени зависит перспектива и успех раз-вития музейного дела в Украине


(1) ПСЗРИ. - СПб., 1830. - Т. 5. - С. 542.
(2) ПСЗРИ. - СПб., 1830. - Т. 6. - С. 277.
(3) Известия Таврической ученой архивной комиссии. - 1891. - №13. - С. 35.
(4) Тункина И. В. Русская наука о классических древностях Юга России (XVIII- середина XIX в.). - Санкт-Петербург, 2002. - С. 613-614.
(5) Синицын М. С. Развитие археологии в Одессе // Записки Одесского археологического общества. - Одесса, 1960. - Т. I (34). - С. 8.
(6) ПСЗРИ.- СПб., 1842. - Собрание 2-е. - Т. 16. Отделение 1-е. (1841). - С. 124-125.
(7) Музеум Одесского общества истории и древностей // Новороссийский календарь на 1851 год. - Одесса, 1850. - С. 398.
(8) ГАОО. - Ф. 93. - Оп. 1. - Д. 107. - Л. 19.
(9) ГАОО. - Ф. 93. - Оп. 1. - Д. 6. - Л. 42.
(10) 168 заседание Императорского Одесского общества истории и древностей. 12 сентября 1875 г. - Одесса, 1875. - С. 2-3.
(11) ГАОО. - Ф. 333. - Оп. 1. - Д. 539. - Л. 2.
(12) ОИКМ. - Инв. № Д-14527.
(13) ОИКМ. - Инв. № Пи-12085, 12086.
(14) ГАОО. - Ф. 599. - Оп. 1. - Д. 207. - Л. 144.
(15) Дложевський С. С. Одеський державний історично-археологічний музей. - Київ, 1927. - С. 7.
(16) Культурне будівництво в Українській РСР 1917-1927: Зб. документів і матеріалів. - К., 1979. - С. 92-94.
(17) Там же.
(18) ГАОО. - Ф. 599. - Оп. 1. - Д. 204. - Л. 3,4.
(19) Законодавство про пам'ятники історії і культури: Зб. нормативних актів. - К., 1970. - С. 10.
(20) ОИКМ. - Инв. № И- 473-477.
(21) Законодавство про пам'ятники історії і культури: Зб. нормативних актів. - К., 1970. - С. 14.
(22) ГАОО. - Ф. 150. - Оп. 1. - Д. 58. - Л. 38.
(23) Законодавство про пам'ятники історії і культури: Зб. нормативних актів. - К., 1970. - С. 23-24.
(24) Там же. - С. 27-32.
(25) ГАОО. - Ф. Р-134. - Оп. 1. - Д. 1595. - Л. 98.
(26) Бюлетень НКО УСРР. Харків, 1925. Ч.6. С.68.
(27) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1984. - 9-е изд. - Т. 5. - С. 230-249.
(28) Костенко Г. Декабрьский пленум ЦК ВКП (б) и задачи музейной работы // Советский музей. - 1931. - № 1. - С. 7-13.
(29) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1985. - 9-е изд. - Т. 6. - С. 378-381.
(30) Зб. законів і розпоряджень робітничо-селянського уряду Української Радянської соціалістичної республіки. - 1938. - № 36. - С. 9-12.
(31) ГАОО. - Ф.П-18. - Оп. 3. - Д. 1410. - Л. 8-10; Ф.П-18. - Оп. 1. - Д. 126. - Л. 43-44.
(32) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1985. - 9-е изд. - Т. 7. - С. 369.
(33) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1985. - 9-е изд. - Т. 7. - С. 369-372.
(34) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1985. - 9-е изд. - Т. 7. - С. 427-465.
(35) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1985. - 9-е изд. - Т. 7. - С. 521-523.
(36) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1985. - 9-е изд. - Т. 7. - С. 525-526.
(37) Законодавство про пам'ятники історії і культури: Зб. нормативних актів. - К., 1970. - С. 38-40.
(38) Там же. - С. 45-46.
(39) Там же.
(40) Агитатор. - 1964. - № 11. - С. 21.
(41) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 1. - Д. 160. - Л. 21.
(42) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1986. - 9-е изд. - Т. 11. - С. 123-139.
(43) Там же. - С. 138.
(44) Ангелов Г. В., Ануфриев Л. А., Артеменко Е. Д. и др. Очерки истории Одесской областной партийной ор-ганизации. - Одесса, 1981. - С. 439.
(45) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1986. - 9-е изд. - Т. 11. - С. 333-347.
(46) Бычкова Ю. Музеи великого подвига // Музей и современность: Тр. науч.-исслед. ин-та культуры М-ва культуры РСФСР. - М., 1976. - Т. 36. - Вып. II. - С. 63.
(47) Музей - очаг воспитания. // Правда. - 1982. - 20 августа.
(48) Там же.
(49) Сборник документов по музейному делу. 1964-1984. - М., 1987. - С. 50-53.
(50) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 1. - Д. 112. - Л. 23.
(51) Там же. - Д. 110. - Л. 29.
(52) Там же. - Д. 114. - Л. 47-49.
(53) Там же. - Д. 115. - Л. 35.
(54) Третяк О. І., Омельченко Ю. І. Організація та принципи діяльності музеїв загальноосвітніх шкіл, СПТУ, ВУЗів у світлі перебудови системи освіти: Метод. рекомендації. - К., 1990. - 32 с.
(55) Відомості Верховної Ради України. - 1992. - № 21. - С. 599-609.
(56) Урядовий кур'єр. - 1995. - 17 серпня.
(57) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 1. - Д. 119. - Л. 2.
(58) Відомості Верховної Ради України. - 1999. - № 28. - С. 562-565.
(59) ГАОО. - Ф. Р-7376. - Оп. 1. - Д. 120. - Л. 4.
(60) Там же. - Д. 119. - Л. 7.
(61) Відомості Верховної Ради України. - 2000. - № 39. - Ст. 333.
(62) Офіційний вісник України. - 2000. - № 13. - С. 58-59.
(63) Основні положення програми "Регіональна ініціатива 2002-2006 роки". - Одеса, 2003. - С. 3.
(64) Там же. - С. 66.
(65) Офіційний вісник України. - 2001. - № 4. - С. 63.
(66) Збірник урядових нормативних актів України. - 2003. - № 35. - С. 14-26.
(67) Текущий архив ОИКМ 2004 г.
(68) Офіційний вісник України. - 2000. - № 13. - С. 58.
(69) Відомості Верховної Ради України . - 2002. - № 6. - С. 114-115.
(70) Там же.