ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 2)



О. Кривохатская

Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"" и реальные собы-тия в Одессе в июне 1905 г.

    Вторая половина 20-х гг. ХХ в. стала временем великих творческих ус-пехов искусства экрана. Происходит его дальнейшее углубление в жизнь, рас-ширение художественно-эстетических горизонтов, обогащение образов.
    Одна из заметнейших тенденций этого времени - внимание к историко-революционной теме. В украинском кино она ярко проявляется, в частности, в картинах психологического направления.
    Одним из первых советских кинорежиссеров, обратившихся к этой теме, был Сергей Эйзенштейн.
    Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 января 1898 г. в г. Риге в семье инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна, происхо-дившего из прибалтийских немцев, и Юлии Ивановны, урожденной Конецкой, из семьи архангельских купцов. В 1915 г. окончил Рижское реальное училище, затем продолжал образование в Петрограде в институте гражданских инжене-ров. Из института добровольцем ушел в Красную Армию. На Западном фронте был техником-строителем и участвовал в самодеятельности как художник, ак-тер, режиссер.
    В 1920 г. был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков, однако эти курсы он не окончил и в 1921 г. ушел в театр Пролеткульта, где оформил спектакль "Мексиканец" по Дж. Лондону. Далее учился в театраль-ной мастерской у Всеволода Мейерхольда, оформлял с С. Юткевичем спектак-ли в театре Н. М. Фрепера. С 1923 г. Сергей Эйзенштейн руководил театраль-ной мастерской Пролеткульта, преподавал там различные дисциплины (от эс-тетики до акробатики), объединил вокруг себя много участников, среди кото-рых были Г. В. Александров, М.М. Штраух, И.А. Пырьев. Сблизился с груп-пой В. В. Маяковского, в журнале которого ("ЛЕФ", № 5, 1923г.) опубликовал творческий манифест "Монтаж аттракционов", противопоставлявший тради-ции драматургии соединение, включающее приемы цирка, эстрады, плаката, публицистики. Этим методом создал спктакль "Мудрец" (1923г.) по мотивам пьесы А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" (1).
    Сближение с пердовыми кинематографистами (Л. Кулешов, Д. Вертов и др.) помогло Сергею Михайловичу быстро овладеть навыками кинопроизвод-ства.
    В 1925 г. на экраны вышел фильм "Стачка", задуманный, как часть се-рии историко-революционных картин "К диктатуре". Изучая зарубежные фильмы, С. Эйзенштейн понял, что их успех обеспечивают увлекательные сюжеты и популярные актеры - "кинозвезды". Противопоставляя пролетар-ское кино буржуазному, вместо сюжета прокламировал монтаж аттракцио-нов, вместо "кинозвезд" - коллективного героя - массу. Интересны были и по-иски в области кинематографических средств - монтажа, ритма, крупных пла-нов, ракурсов. Операторские работы делал Э. К. Тиссе, обладавший опытом съемки фронтовой хроники.
    Правительственная комиссия поручила С. Эйзенштейну постановку фильма к 20-летию революции 1905 г. В 1925 г. совместно с оператором Н. Ф. Агаджановым-Шутко он снимал фильм "Броненосец "Потемкин"", ко-торый утверждал новые принципы изображения революционной борьбы наро-да, ознаменовал овладение режиссером метода социалистического реализма.
    На самом деле, в этом фильме на основе реальных событий, которые бы-ли либо приукрашены, либо изменены для аттрактивного восприятия зрителя-ми, был создан сюжет с нововведениями С. Эйзенштейна.
    Если детально разобрать фильм "Броненосец "Потемкин"", и сравнить с историческими событиями, то можно увидеть такую картину. Восстание на корабле "Князь Потемкин-Таврический" вспыхнуло в июне 1905 г. 14 июня, утром, к "Потемкину" подошел миноносец № 267 с провизией из Одессы. Ко-манда обнаружила, что на мясе, которое при выгрузке было развешено на па-лубе, ползают черви. Весть об этом быстро разнеслась по кораблю. Когда на-ступило время обеда, команда отказалась есть борщь, свареный из этого мяса. Командир корабля приказал собрать команду на шканцах. И заявил, что отказ от обеда и беспорядки на корабле вызваны подстрекателями незаконных дей-ствий и ему известны их имена, он объявил, что те, кто не хочет стать бунтов-щиками должны выйти из строя и стать отдельно от других. Боясь срыва орга-низованного восстания на флоте, которое готовилось на сентябрь 1905 г., соз-нательная часть команды стала выходить из строя, увлекая за собой осталь-ных матросов. Разгадав этот маневр, старший офицер Гиляровский, вместе с вахтенными офицерами, загородил дорогу остальным матросам, немедленно подошел караул и окружил группу из оставшихся 30-и человек. Когда старший офицер стал переписывать их фамилии и приказал принести брезент, матросы решили, что их окруженных товарищей будут расстреливать. Началось, вос-ставшие матросы захватили оружие, на корабле началась перестрелка, во вре-мя которой был убит матрос Г. Вакуленчук.
    Поздно вечером 14 июня 1905г. "Потемкин" и миноносец № 267 пришли на Одесский рейд и стали на якорь (2).
    Бастующие одесские рабочие восторженно встретили восставших матро-сов и спешили оказать им всяческую помощь.
    15 июня 1905г. матросы вынесли тело Г. Вакуленчука на Новый мол в порту, соорудили над ним палатку. Весь день прощания с Г. Вакуленчуком продолжались политические митинги.
    Власти, растерявщиеся в первое время, видя нерешительность команды корабля, прежде всего приняли меры к изоляции "Потемкина" от города. Ве-чером 15 и особенно 16 июня в город стали прибывать войска. 16 июня в Одессе было объявлено военное положение. Положение усугубилось еще больше, когда в ночь с 15 на 16 июня в Одесском порту вспыхнул пожар, для борьбы с огнем в порт были введены войска. Начался грабеж складов, в соз-давшемся положении солдатам пришлось открыть огонь по мародерам. Коли-чество убитых и сгоревших в огне в это ночь достигло примерно 2 тысячи че-ловек.
    16 июня в Одессе состоялись похороны Г. Вакуленчука. После них на заседании судовой комиссии было принято решение, в связи со сложившейся на берегу ситуацией в ответ на действия властей, обстрелять город.
    17 июня по приказу Николая II из Севастополя для захвата восставшего "Потемкина" вышла почти вся Черноморская эскадра. При приближении эс-кадры броненосец снялся с якоря и вышел к ней на встречу. Вместо захвата мятежного броненосца со всех кораблей эскадры слышались приветственные крики, а один из кораблей - "Георгий Победоносец" присоеденился к "Потем-кину". Создавшаяся ситуация заставила власти срочно отдать приказ эскадре - вернуться на базу в Севастополе.
    18 июня потемкинцы узнали, что на "Георгии Победоносце" произошел раскол команды и корабль сдался властям.
    Измена моряков "Георгия Победоносца" вызвала замешательство на "Потемкине", среди команды все больше стало укреплятся мнение, что надо идти в Румынию для пополнения запасов воды и продовольствия, а затем про-должать борьбу (3).
    20 июня 1905 г. "Потемкин" в сопровождении миноносца № 263 прибыл в Румынский порт Констанцу. Но румынское правительство в помощи "По-темкину" отказало.
    22 июня броненосец прибыл в Феодосиию, но также не получив помощи, команда приняла решение возвращаться в Румынию.
    24 июня 1905 г. "Потемкин" в сопровождении миноносца № 267 прибыл в Констанцу, а 25 июня восставшая команда сдала свой корабль властям.
    Таковы были реальные события лета 1905 г. На основе их и был постав-лен кинофильм "Броненосец "Потемкин"". Снимая этот фильм, С. Эйзен-штейн впервые соединил гротеск с реализмом. Для усиления эмоционального влияния на зрителя некоторые фрагменты были вымышленными и сильно подкреплены музыкальным сопровождением и показом крупных планом мат-росов с их эмоцианальными переживаниями. В этом фильме происходило за-кономерное чередование эпизодов, безупречный ритм, величавая композиция, сходная с древнегреческими традициями. Возмущение матросов гнилым мя-сом и издевательствами офицеров, попытка расправы над бунтовщиками, на-растание народного гнева в порту вокруг тела убитого Г. Вакуленчука, подъем на броненосце красного флага, ликование жителей Одессы на берегу, сцена расправы над мирными жителями на Одесской лестнице - она была от начала и до конца выдумана режиссером, как наиболее эмоциональный ход влияния на зрителя, наконец гордый проход революционного броненосца мимо царской эскадры, отказавшейся стрелять, - поражали своей убедительностью, вдохно-венным пафосом. Незабываемые образы: гигантская волна, захлестнувшая бе-рег - "волна Революции", сцены борьбы матросов с офицерами, данные круп-ным планом, колышущийся брезент, которым накрыли матросов, повисшее на рее пенсне врача, выброшенного за борт, крест священника, вонзившийся в палубу, траурные туманы в порту, кипение возмущенных толп на молу, флаг окрашенный (от руки!) в алый цвет, мерные, неотвратимые шаги солдат-карателей по лестнице (гротескный прием в кинематографе того периода), рас-треляный ребенок, детская коляска, скатывающаяся по ступеням среди бегу-щих, кричащих, умирающих людей, лицо женщины, рассеченное казацкой на-гайкой (прием применения крупных планов с аттрактивным воздействием на зрителей), залп по штабу карателей и вскакивающий мраморный лев - как об-раз наивысшего накала борьбы, ритм машин броненосца, как биение огромно-го сердца революции, и высокий нос корабля, надвигающийся на зрителя, словно вырывающийся из рамок экрана в историю. Все это стало классиче-ским выражением революционного искусства, кино социалистического реа-лизма (4).
    В послевоенные годы вышли однотомные и шеститомные собрания со-чинений С. Эйзенштейна. В 60-х годах XX в. устраивались выставки его ри-сунков и эскизов к фильмам в разных странах. Всего было создано более 10-и документальных кинофильмов о его творчестве.
    Творческое наследие С. Эйзенштейна, в основном приемы, примененные в кинофильме "Броненосец "Потемкин"", который с упехом прошел на экра-нах всего мира, до сих пор изучаются кинематографистами. Оно во многом определило развитие прогрессивного киноискусства во всех странах мира.


(1) Козлов Л.К. Творчество С.М. Эйзенштейна. - М., 1968. - С. 10-12.
(2) "Восстание на броненосце "Князь Потемкин Таврический". Воспоминания, материалы и документы". - М., 1924. - С. 303-304, 318-319, 321.
(3)Хроника событий // Пролетарий. - 1905. - № 10.
(4) Кулешов Л.В Основы кинорежиссуры. - М., 1941. - С. 50-55.