ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Краеведение как пространство для сотрудничества специалистов и любителей — работа на уроках курса «Одесса — мой город родной»   Бондаренко Н. И.

    (скачать pdf)

УДК 93(477.74-21):373.5

Н. И. Бондаренко

Краеведение как пространство для сотрудничества специалистов и любителей — работа на уроках курса «Одесса — мой город родной»

(из опыта работы)

Краткий экскурс в историю развития краеведения в Одессе. Новый предмет и учебник «Одессоведение» в 2010 г. С 2012 г. — предмет «Одесса — мой город родной». Из опыта работы в школе-интернате № 2: це­леустремленное воспитание, учеба, развитие и социализация школьников как жителей-патриотов города Одессы с развитым чувством личной ответственности за благополучие родного города. Участие в различных краеведческих конкурсах.

Ключевые слова: Одесса; воспитание у подрастающего поколения любви к своему городу; тесное сотруд­ничество с культурно-историческими, краеведческими, культурно-художественными заведениями города.


 


 

Эпохе краеведения в Одессе предшествует деятельность основанного в 1839 г. император­ского Одесского общества истории и древнос­тей. Оно ставило своей задачей всестороннее изучение края и внесло заметный вклад в раз­витие отечественной науки.

Образование Одесского общества истории и древностей было подготовлено многолетней, кропотливой работой преподавателей лицея, местной интеллигенции. Результатом деятель­ности научных обществ явилось создание ве­сомой источниковой базы, способствовавшей становлению самостоятельных разделов на­уки — палеонтологии, ботаники, археологии и др., ряда научно-вспомогательных дисциплин, созданию музеев, превратившихся в будущем в важные научно-исследовательские центры. Широкая программа исследований края подго­товила фундамент для развития исторического краеведения — одного из направлений общего краеведения.

Общество просуществовало до 1922 г. Пер­вая мировая война, революции, Гражданская война — было не до краеведения. В 1923 г. была создана Одесская комиссия краеведения, про­существовавшая до 1931 г.

Об истории развития краеведения мож­но долго говорить, но я хочу остановиться на 2009 г., когда в школах Украины в 9-х классах ввели новый предмет «Художественная культу­ра». Предмет интересный и очень важный для формирования культурной личности подраста­ющего поколения. В программе отводится 3 часа для изучения культуры своего региона, и мне было предложено написать материал по Одес­скому региону. Конечно, большую часть заняло краеведение Одессы. Был выпущен диск и его получили все школы города и области. Даль­ше — больше. Продолжали собираться материа­лы по краеведению нашего города. Мне повезло столкнуться с людьми, так же влюбленными в Одессу, как и я.

И, как плод этой любви, появился ребенок — новый предмет и учебник «Одессоведение». Группой энтузиастов: Андреем Красножоном, Анатолием Горбатюком, Аленой Яворской, Ли­лией Мельниченко, Галиной Закипной и авто­ром этой статьи было написано пособие к изуче­нию курса «Одессоведения». Нельзя не сказать и о тех, благодаря кому этот учебник получил «добро» в Киеве, все школы города получили диски. Это Н. В. Савельева, тогда заведующая городским отделом образования, О. М. Левчи- шина — ст. преподаватель Одесского област­ного института усовершенствования учителей, В. Ю. Крук — главный инициатор и спонсор.

Мы не изобрели велосипед, до этого была попытка ввести предмет «Мы — одесситы», но так как он был не обязательным для изучения, то хорошая идея очень быстро заглохла. Там, где администрация понимала нужность этого предмета, там он и велся.

А тут — обязательное изучение всеми вось­миклассниками!

Были выпущены диски для всех школ горо­да, началась подготовка к печати пособия, но сменилась власть в городе и на следующий год был презентован диск «Одесса — мой город род­ной» под авторством тогдашнего городского го­ловы. В прошлом году было выпущено пособие, которое я считаю слабым, мало чего дающим ученикам. Все педагоги-практики и краеведы должны объединить усилия и создать именно УЧЕБНИК, а не пособие, чтобы ребята могли нормально изучать предмет.

С 2012 г. я преподаю в школе-интернате № 2 свой любимый предмет. Наша школа уже третий год работает над Пилотным социально-педаго­гическим проектом «Я — ОДЕССИТ!». Прак­тически все учителя подключились к этому проекту. Особенностью проекта является це­леустремленное воспитание, учеба, развитие и социализация школьников как жителей-патри- отов города Одессы с развитым чувством лич­ной ответственности за благополучие родного города. И моя работа на уроках и во внеклассной деятельности направлена именно на это.

Достижение целей Проекта и ожидаемого педагогического эффекта осуществляется на основе сотрудничества, партнерских отноше­ний с родителями учеников, государственными учреждениями и общественными организаци­ями (Всемирный клуб одесситов, библиотека им. И. Франко и др.) при поддержке со стороны органов государственной власти.

В школьной библиотеке и кабинете Одессо- ведения школы созданы специализированные отделы по истории, культуре, экономике Одессы с концентрацией соответствующей литературы и электронных источников. В планы работы классных руководителей школы было включено регулярное посещение учениками социокуль­турных центров города — Историко-краевед­ческого музея, Литературного музея, Археоло­гического музея, Художественного музея и др., Всемирного клуба одесситов.

Все учителя-предметники ознакомились и приобрели электронную энциклопедию «Они оставили след в истории Одессы» и используют ее в своей работе.

Одной из главных задач было вовлечь ода­ренных детей в активную творческую работу в рамках проекта в качестве помощников учи­телей, экспертов, разработчиков отдельных тем, с поиском необходимых материалов, а также как участников олимпиад и конкурсов всех уровней. Было решено с 2014/2015 уч. года ежегодно проводить среди учеников 8-9-х и 10-11-х классов школьную олимпиаду на тему «Я — одессит».

С первых же дней работы постоянными гос­тями школы были одесские краеведы, писатели, поэты — А. Розенбойм, О. Губарь, А. Горбатюк, О. Дерибас, А. Гун, А. Сурилов, А. Львов, А. Ба­бич и многие другие. Мои ученики каждый год пишут и представляют на городской конкурс «Одесса — мой город родной» по 2-3 работы, занимающие призовые места. А один даже вы­пустил брошюру «Всемирный клуб одесситов». В первый же год своей работы я организовала работу краеведческого кружка, члены которого стали командой «А поговорить?!», в городском турнире «Что? Где? Когда?» по краеведению, попав в тройку лидеров. Участвовали мы и в квесте, посвященном 70-летию освобождения Одессы, заняв 4-е место.

С первых же дней работы я стала делать к каждому уроку презентации в PowerPoint, руко­водствуясь тем, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать... А если можно совместить и то, и другое? От этого — только польза. При выставлении тематических оценок я провожу зачеты в виде мини-викторин. Иногда я про­шу учащихся выразить свое отношение к уроку или теме при помощи приема СИНКВЕЙН. Это стихотворение в прозе из пяти строк, в кото­ром автор выражает свое отношение к проблеме: 1-я строка — одно ключевое слово, определяю­щее содержание синквейна; 2-я строка — два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3-я строка — три глагола, показываю­щие действия понятия; 4-я строка — короткое предложение, в котором отражено авторское от­ношение к понятию; 5-я строка — резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, свя­занные с понятием.

Одесса                               Оперный

Замечательная,                      Великолепный,

красивая

Процветает, растёт, хорошеет

Мой любимый город Красавица

В 2013/2014 учебном году я приняла учас­тие в городском конкурсе на лучший урок по краеведению и заняла 2-е место. Урок был составлен по материалам одной из глав моей будущей книги «Население одесских фаса­дов» — «Изображение исторических личностей в архитектурном декоре Одессы» (с внеклассным
мероприятием — экскурсией по городу, где эк­скурсоводы — ученики).

Раз в году проводится тематическая «Неде­ля Одессоведения», для которой дети готовят что-то вроде стенгазет, в которых рассказы­вают либо о каких-то периодах одесской ис­тории, либо о людях Одессы, театрах, памят­никах. Приглашаются известные личности, о которых я упоминала выше. И, как итог этой недели, — игра «Что? Где? Когда?» между вось­мыми классами. Кроме определения коман­ды-победителя, самый результативный игрок получает приз.

Если задать вопрос: «Зачем я иду на урок?», то могу ответить так: «Чтобы с «помощью» Дюка де Ришелье и графа Ланжерона, Г. Мараз- ли и И. Бабеля, М. Воронцова и А. Пушкина, А. Бернардацци и Л. Влодека, К. Паустовского и Ю. Олеши, И. Ильфа и В. Катаева, К. Кос- танди и многих-многих других, вместе с моими любознательными учениками делать открытия, искать ответы на вечные вопросы: «Что такое добро и зло? В чем смысл человеческой жизни? Что сделать, чтобы наш любимый город оста­вался «жемчужиной у моря»?

Мне кажется, что сегодня краеведческая ра­бота в школах ведется все-таки не на должном уровне. Связано это с разными причинами, но главная — слишком мало уделяется времени и внимания этой теме. В свое время мы обраща­лись с письмом в Департамент образования и науки и Департамент культуры и туризма Одес­ского городского совета с просьбой ввести пред­мет «Одесса — мой город родной» в программу 7-х и 9-х классов. Нам сказали, как это хорошо, но. воз и ныне там.

Мы сегодня хорошо видим результаты того, как уничтожают Старую Одессу, и если мы бу­дем воспитывать подрастающее поколение на­стоящими Патриотами своего города, то наши внуки и правнуки, те, кто придет на смену нам, скажут спасибо за сохраненный город.


 

 

 

 

 

 


Local history studies as a space for collaboration between professional s and amateurs — work for the classes of the education course “Odessa — my native city” (personal experience)

N. Bondarenko

A quick look back at development of local history studies in Odessa. Creation of a new study course and a manual “Odessovedenie” (“Studying Odessa”) in 2010. In 2012 — presentation of a study course “Odessa — my native town.” Principles of work in boarding school № 2: efficient training, education, development and socialization of students as the citizens of Odessa, patriots with a strong sense of personal responsibility for the welfare of their native city. Participation in various historical contests.

Keywords: Odessa; teaching of the younger generation to love their city; close cooperation with cultural, historical, cultural and artistic institutions of the city.