ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Историческая реконструкция и музей. Пути и формы сотрудничества   Ровнер О. П.

    (скачать pdf)

УДК 069.1


 


О. П. Ровнер


 


Историческая реконструкция и музей. Пути и формы сотрудничества

В статье дается определение явлению исторической реконструкции, рассматривается история возникно­вения и становления этого социального явления, а также перечисляются формы возможного сотрудничества исторической реконструкции и музея.

Ключевые слова: историческая реконструкция, музейная экспозиция, сотрудничество.


 


 

Историческая реконструкция довольно мощ­ное, современное, социальное движение в Ев­ропе и США, оно охватывает все слои населе­ния, без деления по возрасту и полу. Перед тем как коротко рассказать о истории становления этого явления, прежде всего следует сказать — кто такие реконструкторы? Исторические ре­конструкторы - это люди, которые ставят пе­ред собой цель точно воспроизвести военную или материальную (быт, развлечения, кухня, мода) культуру отдельной исторической эпохи и географического региона. Их традиционно разделяют на бытовых и военных реконструк­торов, хотя это деление условно — одни и те же люди могут заниматься обоими направлени­ями данной деятельности. Реконструкторов следует отличать от представителей направ­ления турнирно-спортивного фехтования, это движение возникло в 2000-х гг. Его участники ставят перед собою спортивные задачи, и, хотя представители этого направления и экипирова­ны стилизацией средневекового снаряжения и заявляют, что практикуют историческое фехто­вание, комплексы доспехов участников турнир­но-спортивного фехтования собраны без учета исторической достоверности, аутентичности и соответствия музейным аналогам. Зачастую в изготовлении этих доспехов используются аб­солютно не исторические материалы, а приемы боя, демонстрируемые этими спортсменами, также не привязаны к приемам исторических фехтовальных школ средневековой Европы. Ис­токи реконструкции принято начинать от евро­пейских городских карнавалов XIX в. Во время этих праздников участники не только одевались в костюмы ушедших эпох, но и старались во­спроизводить танцы, игры и другие развлечения прошлого. Тогда же в Европе распространилась мода на изготовление предметов старины, при­чем отнюдь не с коммерческой целью. В конце

XIX   в. была сделана первая попытка провести реконструкцию на государственном уровне. Это произошло в кайзеровской Германии. По специальному распоряжению правительства целые военные роты были выделены для того, чтобы заниматься восстановлением событий прошедших эпох. Кто-то восстанавливал вне­шний вид и боевые приемы солдат Древнего Рима, кто-то — соперничавших с ними варва­ров, кто-то изображал рыцарей, ландскнехтов и т.п. Подобные реконструкции были уже не только элементами шоу тех времен — их участ­ники помогали историкам например, таким как исследователь военного искусства Г. Дельбрюк [1], проводить на практике некоторые исследо­вания по эволюции военного искусства. Именно реконструкция битвы при Грюнвальде, прове­денная в те годы, помогла прояснить некоторые загадки этого выдающегося сражения XV в.

Пример немцев оказался заразительным — с этого момента многие клубы любителей старины в Европе и Америке получили госу­дарственную поддержку. И хотя бурная исто­рия XX в. неоднократно прерывала деятельность реконструкторов, однако тогда, когда наступали мирные времена, они опять возвращались к сво­им занятиям. Постепенно это хобби для многих становилось профессиональной деятельностью. Именно реконструкторы стали основателями так называемых «музеев под открытым небом». И на основе их деятельности возникла дисци­плина - живая история (living history), находя­щаяся на пересечении таких сфер деятельности, как экспериментальная археология и музейная педагогика. Следует заметить, что живая исто­рия подразумевает точное воссоздание повсед­
невного быта жителей какого-либо конкретного региона в определенный исторический период. Эта деятельность может проходить в форме органи­зации музея живой истории или проведения фестиваля живой истории, а также уроков живой истории в школах. При этом воссоз­дается буквально все, на­чиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни, музы­кой, развлечениями и т.д.

 


Подобные мероприятия интересны не только са­мим участникам, но и зрителям, которые могут воочию увидеть историю своей страны, представлен­ную не статично на стра­ницах энциклопедий или в музейных витринах, а в реальности. Так что сейчас в Европе и США существу­ют десятки подобных му­зеев под открытым небом, где живут и трудятся люди в обстановке былых времен. А поскольку они привлекают туристов, то можно сказать, что их участники получают значительную прибыль от своего занятия. Впро­чем, такие мероприятия уже давно проводятся и на постсоветском пространстве. Вообще, исто­рия реконструкции на постсоветских террито­риях прослеживается с начала ХХ в., со времен Российской империи. Но после революционных событий 1917 г., граждан­ской войны, разрушения старого государственного строя и создания СССР это социальное явление было надолго забыто. Ис­торическая реконструкция рассматривалась советс­кими властями как «про­явление культуры капита­листического Запада» и не приветствовалась, а энту­зиасты-одиночки, которые в 1960- 1970-е гг. пытались заниматься темами исто­рической реконструкции, преследовались КГБ и милицией. Первыми ре­конструкторами в СССР были люди, которых инте­ресовала война 1812 г. Это произошло в конце 70-х гг.

ХХ                                   в. [4, с. 37]. Уже в 1989 г. состоялось первое в СССР официальное масштаб­ное военно-историческое мероприятие — реконструкция Бородинского сражения [2, с. 12-13], которое с этого времени проводится ежегодно. Сейчас в каждом госу­дарстве на всем постсоветском пространстве есть клубы любителей старины, которые ежегод­но проводят свои тематические фестивали или иные мероприятия, связанные с их увлечением.

Что же движет реконструкторами? Главный сти­мул — желание воссоздать историю в действии и по возможности во всех бытовых деталях и мелочах. Потому что именно в такой форме её намного легче изучать и проще придти к комплек­сному пониманию жизни людей определенной эпохи на определенной террито­рии [3].

Именно поэтому реконструкторы всегда тесно взаимодействуют с историками и музейными работниками, причем это сотрудничество взаимо­выгодно. Историк или му­зейный работник может ознакомить реконструк­тора с определенными ма­териальными артефактами прошлых веков, которые хранятся в археологичес­ких и краеведческих му­зеях, сообщить о деталях одежды, оружия, утвари, материалах, из которых они изготовлены, дать воз­можность исследовать их.

А реконструктор помогает ученому на примере вос­создания точных, работа­ющих, исторических реп­лик музейных артефактов сформировать целостное видение комплекса одеж­ды, быта и военного сна­ряжения, ознакомить с приемами военного искус­ства. Такое сотрудничест­во дает верное понимание назначения и использова­ния различных видов ис­торического вооружения и снаряжения. Это в свою очередь помогает музейно­му работнику в правиль­ном, отвечающем совре­менным знаниям, подходе в создании исторических, этнографических и оружейных экспозиций, правильной атрибутации отдельных предметов из музейных коллекций, дает возможность из­бежать ошибок при оформлении или монтаже того или иного экспозиционного комплекса. Ре­конструкторы, как было сказано, выше своей деятельностью «оживляют» историю, способ­ствуя не только удалению исторических мифов из мышления обывателя через предоставление возможности увидеть материальную культуру разных эпох в действии (в виде фестивалей, мастер- классов и выставок, про­веденных на базе музеев), а не в виде статичной демон­страции зачастую плохо со­хранившихся фрагментов исторических артефактов в витринах, что не дает посе­тителю понимание темы и может порождать ошибоч­ные представления и суж­дения. Они также помога­ют пробуждать интерес к истории и ее изучению в разных слоях населения. Это положительно влияет не только на общий уро­вень развития, но и на фор­мирование гражданской сознательности и патрио­тичности. Также симбиоз музея и реконструкторов может улучшить и посе­щаемость первого, пото­му как исторические ме­роприятия (фестивали, уроки «живой» истории, тематические выставки реплик, посвященных тем или иным материальным историческим комплек­сам) - это всегда яркое и запоминающееся собы­тие, которое притягивает к себе большое количество посетителей. В последнее десятилетие ряд музеев го­родов Украины стал тесно сотрудничать с местными группами и клубами ис­торической реконструк­ции, помогая им не только возможностью проводить научные исследования в своих стенах, но и рекла­мой и предоставлением территории для проведе­ния мероприятий, что, как показала практика, благотворно влияет на обе стороны и дает воз­можность проводить массовые и мелкие исто­рические фестивали, привлекающие туристов и местных жителей в музей. Примером может
стать сотрудничество Каменец-Подольского государственного музея-заповедника и Каме- нец-Подольского городского исторического то­варищества, что дало возможность проводить фестиваль Terra Heroica, посвященный собы­тиям польско-козацких войн (и самый крупный фестиваль по событиям XVII в. в Европе), про­ект «Жива фортеця», действующий постоянно в выходные дни на территории Каменец-Подоль- ской крепости.

Энографический музей им. И. Гончара в Киеве сотрудничает с ВИК «Курінь печерської сотні Київського реєстрового полку». Участ­ники клуба на базе музея проводят мероприя­тия, посвященные воссозданию эпохи гетмана Б. Хмельницкого.

Музей «Шевченковский гай» во Львове также сотрудничает с местным клубом, занимающим­ся реконструкцией XVII в.

КП «Фортеця», г. Белгород-Днестровский, сотрудничает с местным ВИК «Белый град» участники которого на постоянной основе про­водят на выходных историко-образовательные выступления для посетителей крепости.

Также есть целый ряд музеев частного и государственного уровня по всей Украине, плодотворно сотрудничающих с группами ис­торической реконструкции, занимающимися исследованием той или иной эпохи.

Реконструкторы взаимодействовуют с ре­жиссерами документальных и художественных фильмов на исторические темы. Они не только консультируют киношников, но и с удовольстви­ем снимаются в массовых сценах. Таким обра­зом, режиссеры получают возможность создать живописный и правильный исторический фон, соответствующий теме кинофильма, а реконст­рукторы — прорекламировать свою деятельность.

Так что следует признать — деятельность клубов любителей старины очень полезна и необходима для современного исторического музея. Реконструкторы предосталяют уникаль­ную возможность прикоснуться к ожившей ста­рине и ощутить себя свидетелем исторических событий, без детального знания которых невоз­можно патриотическое воспитание граждан, ко­торое также является одной из основных задач исторических и краеведческих музеев.


 


Источники и литература


 


1.  Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках по­

литической истории: в 4 т. - СПб.: Наука, 2001.

  1. Белоусова Е. Вперед в прошлое // Империя истории. —

2006. — № 4. — С. 10- 13.

  1. Коробейников А. В. Историческая реконструкция по данным археологии. — Ижевск, 2005. — 180 с.
  2. Шлыков А. Г. К нам приехали уланы! // ОРЕЛ. — 1992. — № 1. — С. 37.

 

 

 

 


Historical reconstruction and a museum. Ways and forms of cooperation

О. Rovner

The article defines the phenomenon of historical reconstruction, discusses the history of origins and development of this social phenomenon, as well as lists the possible forms of cooperation of a historical reconstruction and a museum.

Keywords: Historical reconstruction, museum permanent exhibition, cooperation.