ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Тема Чернобыльской трагедии в выставочной деятельности музеев Украины   Письмак Ю. А.

    (скачать pdf)

УДК 069.1(477)

Ю. А. Письмак

Тема Чернобыльской трагедии в выставочной деятельности музеев Украины

(к 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС)

Автор этой статьи — участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (солдатом служил 15 месяцев и 21 день в зоне отчуждения ЧАЭС), член Национального союза художников Украины. Тема Чернобыльской трагедии нашла отражение в произведениях украинских художников. Национальный музей «Чернобыль» является многофункциональным историко-культурным заведением, которое сочетает научную, культурно-просветительскую деятельность с деятельностью современного музея по архивирова­нию, хранению и обнародованию истории аварии на Чернобыльской АЭС как наиболее тяжелой радиоэко­логической катастрофы ХХ века. Одесский историко-краеведческий музей подготовил и провел выставки «Трагедия человечества — Чернобыль» (2012, 2016 г.).

Ключевые слова: Национальный музей «Чернобыль», выставка «Звезда Полынь», катастрофа.


 


 

Указом Президента Украины № 702/2015 от 14 декабря 2015 г., в связи с 30-й годовщиной Чернобыльской катастрофы, 2016 г. объявлен Годом чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и памяти жертв Чернобыльской катастрофы. Трудно переоценить роль музеев в деле сохра­нения исторической памяти о подвиге героев- чернобыльцев.

Национальный музей «Чернобыль» в Киеве впервые распахнул свои двери для посетителей 26 апреля 1992 г. Он был размещен в помещениях Подольского пожарного депо. Именно воины- огнеборцы, подчиненные Киевскому област­ному управлению пожарной охраны, первыми выступили на борьбу с вырвавшейся из-под кон­троля огненной чернобыльской стихией. Музей находится в ведомственном подчинении МВД Украины. В экспозиции музея — около 7000 экспонатов. Сотрудники музея отмечают: «На­циональный музей «Чернобыль» — многофунк­циональное историко-культурное учреждение, сочетающее научную, культурно-просвети­тельскую деятельность с работой современного музея по архивированию, сохранению и обна­родованию истории аварии на Чернобыльской АЭС как наиболее тяжелой радиоэкологической катастрофы ХХ столетия, последствия которой не имеют аналогов...» [2]. Следует отметить, что Национальный музей «Чернобыль» ак­тивно использует возможности компьютерной техники в своей выставочной деятельности. Так, например, в музее действует виртуальная выставка графики художника Олега Векленко «Мы вышли из чернобыльского боя». Участник ликвидации последствий катастрофы на Чер­нобыльской АЭС О. А. Векленко (1950 г. р.) — член Союза художников с 1983 г., заслуженный деятель искусств Украины с 1986 г., заведую­щий кафедрой графического дизайна Харьков­ской академии дизайна и искусств, профессор, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, президент Международного триеннале экологического плаката и графики «4-й блок». Мобилизованный как офицер за­паса, после аварии на ЧАЭС, 35-летний худож­ник-график О. А. Векленко в мае — июне 1986 г. принимал участие в ликвидации её последствий. В свободные минуты он создавал графические портреты своих соратников — участников ликви­дации Чернобыльской аварии. Именно эти про­изведения стали основой названной выставки.

 


Весомый вклад в сохранение исторической памяти о Чернобыльской трагедии внесли со­трудники Одесского историко-краеведческого музея (ОИКМ). 29 февраля 2012 г. в Выставоч­ном зале ОИКМ впервые открылась выставка «Трагедия человечества — Чернобыль», посвя­щенная героям преодоления Чернобыльской катастрофы. Для того чтобы оценить ту огром­ную работу, которую проделали научные со­трудники музея, следует отметить, что до этого
в музейной коллекции было всего два экспона­та, тематически связанных с Чернобыльской трагедией: юбилейная монета Украины 1996 г. и предвыборная листовка одного из кандидатов в депутаты. Автор этих строк с удовольствием от­кликнулся на приглашение руководства музея принять участие в создании выставки. Резуль­татом достойных восхищения усилий коллек­тива ОИКМ стала фундаментальная и много­гранная выставка, на которой экспонировались уникальные документы, фотографии, реликвии (в Выставочном зале, ул. Ланжероновская, 24-а) и выставки произведений одесских художников С. Г. Крижевской и Ю. А. Письмака, связан­ных с чернобыльской темой (в главном здании музея ул. Гаванная, 4). Насыщенные информа­цией и выполненные на достаточно высоком художественно-эстетическом уровне планше­ты-постеры, подготовленные к основной вы­ставке в Одессе, впоследствии с успехом экс­понировались на «передвижных» одноименных выставках в районах Одесской области. Одним из тех, кто представил для экспонирования на выставке принадлежащие ему уникальные до­кументы, фотографии, карты и схемы, релик­вии был проживающий в Одессе полковник в отставке, воин-чернобылец А. А. Прошлецов. Он был начальником инженерно-технической службы охраны ЧАЭС, 10- и 30-километро­вых чернобыльских зон специального «черно­быльского» полка войск МВД СССР. А портрет этого офицера-чернобыльца, также экспони­ровавшийся на выставке «Трагедия человечес­тва — Чернобыль», был написан акварелью его бывшим солдатом — автором этих строк. После экспонирования на выставке в дар ОИКМ был передан оригинал созданного в зоне отчужде­ния Чернобыльской АЭС эскиза нагрудного знака «Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» для награждения воинов-чер- нобыльцев войск МВД СССР. Нагрудный знак был начеканен по эскизам солдата-чернобыль- ца Юрия Письмака в конце 1988 г. или в начале 1989 г. (предположительно в г. Киеве) (рис. 3), уже после окончания службы автора и его воз­вращения в Одессу. Из трех вариантов проекта знака у автора сохранились два оригинала (1-й и 2-й варианты) и авторское повторение третьего варианта (созданное в те же дни). Опыт подго­товки и проведения «чернобыльских» выставок в музеях Киева и Одессы свидетельствует о том, что единение усилий музейных сотрудников и людей, судьба которых была опалена смерто­носным дыханием Чернобыля, при поддержке соответствующих государственных органов мо­жет приносить замечательные результаты.

Каталог художественных произведений Юрия Письмака, связанных с темой Чернобыль­ской трагедии

1. Портрет капитана А. К. Линника, участника ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС. 1987 г.

Б., тушь, перо. 21 х 15 см. Портрет создан в с. Россоха1 и подарен изображенному.

с. Россоха - зона отчуждения Чернобыльской АЭС.

2.  Портрет ефрейтора С. Сарапулова, участника ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС. 1987 г.

Б., акв., графитный и цветные карандаши. 21 х 15 см. Портрет создан в с. Россоха и подарен изображенному.

3.  Портретная зарисовка ефрейтора Т. Ариски- на, участника ликвидации последствий ава­рии на Чернобыльской АЭС. 1987 г.

Б., тушь, перо. 10 х 7 см. Создана в с. Россоха. Собрание автора.

4.  Вид из окна казармы: с. Россоха, Чернобыль­ский район. Зона отчуждения Чернобыль­ской АЭС. 1988 г.

Б., акв. 29,9 х 21,1 см. Собрание автора.

5.  Эскиз нагрудного знака «Участнику ликвида­

ции последствий аварии ЧАЭС МВД СССР» (1-й вариант). 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Создан в с. Россоха. Собрание автора.

  1. Эскиз нагрудного знака «Участнику ликви­дации последствий аварии ЧАЭС ВВ МВД СССР» (2-й вариант). 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Создан в с. Россоха.

В результате конкурса проект Юрия Пись- мака был признан лучшим и взят за основу для воплощения в металле. Нагрудные знаки (h=4,1; Ьтах=2,7см) были начеканены и ими награжда­лись воины-чернобыльцы (рис. 3). За эту работу победитель конкурса Ю. Письмак был награжден Знаком ЦК ВЛКСМ (1988). Этот нагрудный знак и три эскиза (авторское повторение) хранятся в собрании Государственного исторического музея (ГИМ). г. Москва (Россия). Собрание автора.

7.  Эскиз нагрудного знака «Участнику ликви­дации последствий аварии ЧАЭС ВВ МВД СССР» (3-й вариант). 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Создан в с. Россоха. Передан на завод-изготвитель (г. Киев).

  1. Эскиз нагрудного знака «Участнику ликви­дации последствий аварии ЧАЭС ВВ МВД СССР» (3-й вариант). 1988 г.[1]

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Авторское повторение. Выполнено в с. Россоха. Собра­ние ОИКМ.

9.  Эскиз нагрудного знака «Участнику ликвида­

ции последствий аварии ЧАЭС МВД СССР» (1-й вариант). 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Авторское повторение созданного в с. Россоха. Собра­ние ГИМ. Инв. № 112757/2.

10. Эскиз нагрудного знака «Участнику ликви­дации последствий аварии ЧАЭС ВВ МВД СССР» (2-й вариант). 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Авторское повторение созданного в с. Россоха. Собра­ние ГИМ. Инв. № 112757/3.

11. Эскиз нагрудного знака «Участнику ликви­дации последствий аварии ЧАЭС ВВ МВД СССР» (3-й вариант). 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Авторское повторение созданного в с. Россоха. Собра­ние ГИМ Инв. № 112757/4.

12.  Воины-чернобыльцы, приветствующие ко­мандира полка подполковника О. И. Калюж­ного в день его 35-летия. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. Работа создана в с. Россоха и подарена участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подполковнику О. И. Калюжному.

13. Покинутая хата в Россохе. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, кисть. 21 х 29,8 см. Рабо­та создана в с. Россоха и подарена участнику ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС подполковнику В. А. Деркачу, начальнику штаба 17-го спец. полка.

14. Ночные бдения в штабе чернобыльского пол­ка. Карикатура. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, кисть. 42 х 29,8 см. Рабо­та создана в с. Россоха и подарена участнику ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС подполковнику В. А. Деркачу, начальнику штаба 17-го спец. полка.

15.  Солдат-чернобылец на пути домой (в Азер­байджан). 1988 г.

Б., тушь, перо, кисть. 29,8 х 42 см. Работа со­здана в с. Россоха и подарена изображенному участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Частное собрание. Азербайджан.

16. Портрет подполковника Гурского, кавалера ордена Красной Звезды, воина-интернаци- оналиста и участника ликвидации последс­твий аварии на Чернобыльской АЭС. 1988 г. Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Портрет со­здан в с. Россоха и подарен изображенному.

  1. Афганский моджахед с автоматической вин­товкой М-16. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 30 х 21 см. Работа создана в с. Россоха и подарена воину-интернациона- листу и участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, кавалеру орде­на Красной Звезды подполковнику Гурскому.

18. Портрет ефрейтора А. И. Шилина, участни­ка ликвидации последствий аварии на Чер­нобыльской АЭС. 1988 г.

 


Б., графитный карандаш. 19,3 х 15,5 см. Пор­трет создан в с. Россоха. Собрание автора.

19. Ликвидатор Акулкин в Киеве. Композиция. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

20.  Вертолет, летящий над Чернобыльской АЭС.

1988  г.

Б., тушь, перо, кисть. 5,8 х 12 см. Собрание автора.

21. Чернобылец в респираторе «лепесток». 1988 г. Б., тушь, перо, кисть. 6 х 5 см. Собрание ав­тора.

  1. Рука с пером. Чернобыль. 1988 г.

Б., тушь, перо, кисть. 8 х 8 см. Собрание автора.

  1. Майор Г. Э. Куценко, заместитель началь­ника штаба полка, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, перед кар­той зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, с. Россоха. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

  1. Участник ликвидации последствий катаст­рофы на Чернобыльской АЭС А. К. Линник получает воинское звание «майор». Компо­зиция. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

  1. Участник ликвидации последствий катас­трофы на Чернобыльской АЭС Ю. Письмак получает воинское звание «младший сер­жант». Композиция. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

  1. Мародеры. Чернобыль. Карикатура. 1988 г. Б., акв., тушь, перо, кисть, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.
  2. Сон на посту (ночные грезы). Чернобыль. Карикатура. 1988 г. Б., акварель, тушь, перо, кисть, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание ав­тора.
  3. Солдаты, несущие бюст Наполеона. Кари­катура. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

29.  Точка замера. Чернобыль. 1988 г.

Б., акварель. 14 х 12 см. Собрание автора.

  1. Реликвия Рыжего леса (сосна). Чернобыль. (Первый вариант). 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, кисть. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

31.Начальник автомобильной службы чернобыль­ского полка майор Марченко рядом с эмблемой (щит, меч и золотая звезда). Шарж. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

32.  Впечатлительный дозиметрист. Чернобыль. 1988 г.

Б., акв., тушь, перо, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

33. Неблагодарное Отечество. Карикатура. 1988 г. Б., акв., тушь, перо, кисть, коллаж. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

34.  Очертания 10-километровой Чернобыльской зоны, напоминающей профиль крокодило­подобного монстра, пожирающего красные кровяные тельца и молекулы ДНК человека.

1988  г.

Б., акв., тушь, перо, кисть. 32,1 х 26,5 см. Собрание автора.

  1. Портрет командующего на фоне. 1987 г. [Чернобыль] (генерал-лейтенант Н. Т. Алекса (28.08.1929-16.08.2009). 1989 г.[2]

Б., акв. 36,5 х 24,5 см. Собрание автора.

36.  Впечатлительный дозиметрист. Чернобыль.

1989  г.[3]

Б., акв., тушь, перо. 36,5 х 24,5 см. Собрание автора.

37.  «Сватовство» майора. Село Россоха. 1988 г. Эскиз карикатуры. 1989 г.

Б., графитный карандаш. 17,5 х 30 см. Соб­рание автора.

38.  Портрет Анатолия Кушниренко, участника ликвидации последствий аварии на Черно­быльской АЭС. 1991 г.

Б., акв. (гризайль). 42 х 29,8 см.

39.  Солдаты, несущие бюст Наполеона. 1993 г.[4] Б., акв., тушь, перо. 37 х 24,5 см.

  1. Солдат, измеряющий дозиметром уровень радиоактивного заражения. Чернобыль (из армейских воспоминаний). 1995 г.

Б., уголь, сангина. 29,5 х 20,9 см. Собрание автора.

41. Реликвия «Рыжего леса». Чернобыль. 1995 г.[5] Б., акв., тушь, перо, кисть. 37 х 27 см.

42.  Mementomori (композиция). 1995 г.[6] Б., акв., тушь, перо, кисть. 28 х 25 см.

43.  Автопортрет 88 г. Чернобыль. 1995 г.

Б., графитный карандаш. 74,2 х 54,3 см. (Кар­тон к акварельному автопортрету). Собрание автора.

44.  Автопортрет 88 г. Чернобыль. 1996 г.[7] Б., акв. 75 х 55 см.

45. Звезда Полынь. Композиция к 10-летию ава­рии на Чернобыльской АЭС. 1996 г.7

Б., акв., тушь, перо, кисть. 37 х 27 см.

4

Произведение экспонировалось на персональных вы­ставках Юрия Письмака: «Звезда Полынь» в Одесском Доме ученых с 18 апреля по 14 мая 1996 г. (См. каталог выставки. [1, с. 4, № 8]); а также в Одесской государс­твенной научной библиотеке им. М. Горького (ОГНБ), апрель- май 1998 г. 17- 18 декабря 2000 г. работа была продемонстрирована на экспресс-выставке произве­дений Юрия Письмака в помещении Forderkre is Alte Kirchen (г. Марбург, Федеративная Республика Гер­мания). 4 января 2001 оставлена в доме семьи Аренд (Эрлензее. Округ Майн-Кинциг. Федеральная земля Гессен. Германия).

Работа экспонировалась: на персональной выставке Юрия Письмака «Звезда Полынь», посвященной 10-ле­тию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Одесский Дом ученых. 18 апреля — 14 мая 1996 г. (см. Каталог выставки [1, с. 4, № 9]); на персональной выставке Юрия Письмака «И упала Звезда Полынь.» (ОГНБ. 27 апреля — 22 июля 1998 г.); 17- 18 декабря 2000 г. ра­бота была продемонстрирована на экспресс-выставке произведений Юрия Письмака в помещении Forderkre is Alte Kirchen (г. Марбург, Федеративная Республика Германия). 4 января 2001 оставлена в доме семьи Аренд (Эрлензее. Округ Майн-Кинциг. Федеральная земля Гессен. Германия).

Работа экспонировалась: на персональной выставке Юрия Письмака «Звезда Полынь», посвященной 10-ле­тию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Одесский Дом ученых. 18 апреля — 14 мая 1996 г. (см. Каталог выставки [1, с. 4, № 3]); на персональной выставке Юрия Пись­мака «И упала Звезда Полынь.» (ОГНБ. 27 апреля — 22 июля 1998 г.); на персональной выставке Юрия Пись­мака «У родных берегов» в Муниципальном музее лич­ных коллекций им. А. В. Блещунова. г. Одесса. 11- 29 ап­реля 2000 г. (см. Каталог выставки). 17- 18 декабря 2000 г. работа была продемонстрирована на экспресс-выставке произведений Юрия Письмака в помещении Forderkre is Alte Kirchen (г. Марбург, Федеративная Республика Гер­мания). 4 января 2001 г. оставлена в доме семьи Аренд (Эрлензее. Округ Майн-Кинциг. Федеральная земля Гес­сен. Германия). Картина воспроизведена в газете «Голос України» (24.04.2004 г.) в качестве иллюстрации к статье Г. Воротнюка «Зірка Полин» Юрія Письмака». Произведение экспонировалось на персональных вы­ставках Юрия Письмака: «Звезда Полынь» в Одесском Доме ученых с 18 апреля по 14 мая 1996 г. (см. Ката­лог выставки. № 1 и иллюстрацию, размещенную под словом Catalogue) [1, с. 3, 4, № 1]; а также в ОГНБ, ап­рель- май 1998 г. Подарена автором благотворительной организации Журавли округа Майн-Кинциг (Гессен, Германия).

  1. Моление о Чаше. 1996 г.1

Б., акв. 75 х 50 см. Собрание автора.

47.  Точка замера. 1996 г.2 Б., акв. 37 х 27 см.

4 января 2001 г. оставлена в доме семьи Аренд (Эрлензее. Округ Майн-Кинциг. Фе­деральная земля Гессен. Германия). Карти­на воспроизведена в газете «Голос України» (24.04.2004 г. № 77 (3327), с. 5) в качестве иллюстрации к статье Г. Воротнюка «Зірка Полин» Юрія Письмака».

Источники и

  1. Абрамов В. А. «Звезда Полынь» (каталог персональ­ной выставки Юрия Письмака, посвященной 10-летию Чернобыльской катастрофы). Одесский Дом ученых, 18.04- 14.05.1996 г. - Одесса: Принтмастер, 1996. — 8 с.

48.  Село Россоха. Чернобыльский район (выпол­нена на основе натурного этюда 1988 г.). 1996 г.[8] Б., акв. 37 х 25 см.

49. Портрет участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС майора А. А. Прошлецова. 1996 г.[9]

Б., акварель. 37 х 27 см. Подарена автором изоб­раженному.

50. Дозиметрист в респираторе. Чернобыль. Эс­киз-идея картины. 2000 г.

Б., шариковая ручка (синий цвет). Лист 29,8 х 21,1 см., изображение 8 х 5,4 см. Собрание автора.

литература

  1. Национальный музей «Чернобыль» [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www. chornobylmuseum. kiev.ua.

 

 


The Chernobyl disaster topic in exhibition activity of Ukrainian museums (dedicated to the 30th anniversary of the Chernobyl disaster)

Y. Pismak

The author of the article is one of the liquidators who were called upon to deal with consequences of Chernobyl accident (the author spent 15 months and 21 days of military service in the contaminated zone). He is a member of National Union of Artists of Ukraine

The topic of Chernobyl tragedy is developed in works of Ukrainian artists. “The National Museum “Chernobyl” is a multifunctional institution combining scientific, cultural and education activity with a modern museum and archive, documenting, preserving and conveying the history of the Chernobyl nuclear disaster as the most severe radio-ecological catastrophes”. The Odessa Regional History Museum initiated and set up the exhibitions entitled “Chernobyl — the tragedy of mankind -” (2012, 2016).

Keywords: National Museum “Chernobyl”, exhibition “Zorya Polyn”, disaster.


 

 


1 Работа экспонировалась: на персональной выставке Юрия Письмака «Звезда Полынь», посвященной 10-ле­тию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Одесский Дом ученых. 18 апреля — 14 мая 1996 г. (см. Каталог выставки [1, с. 4, № 2]); на персональной выставке Юрия Пись­мака «И упала Звезда Полынь...» (ОГНБ. 27 апреля — 22 июля 1998 г.), на выставке «Трагедія людства — Чор­нобиль» (ОИКМ. 29 февраля — 5 мая 2012 г.).

Работа экспонировалась: на персональной выставке Юрия Письмака «Звезда Полынь», посвященной 10-ле­тию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Одесский Дом ученых. 18 апреля — 14 мая 1996 г. (см. Каталог выставки [1, с. 4, № 5]); на персональной выставке Юрия Пись­мака «И упала Звезда Полынь.» (ОГНБ. 27 апреля — 22 июля 1998 г.); 17- 18 декабря 2000 г. работа была про­демонстрирована на экспресс-выставке произведений Юрия Письмака в помещении Forderkre is Alte Kirchen (г. Марбург, Федеративная Республика Германия).


5 мая 2012 г.), на персональной выставке Юрия Письмака «На пути в Европу» (Всеукраинский центр болгарской культуры. Одесса. 26 мая — 14 июня 2016 г.).