ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 15)


Результаты сотрудничества Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины с Одесским историко-краеведческим музеем   Русина И. А.

    (скачать pdf)

УДК 069.1(477.74-21)

И. А. Русина

Результаты сотрудничества Одесского филиала Национального научно-исследова­тельского реставрационного центра Украины с Одесским историко-краеведческим музеем

Статья о сотрудничестве Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставраци­онного центра Украины и Одесского историко-краеведческого музея. Одной из важнейших функций му­зеев является сохранение музейных предметов, в том числе их реставрация. На протяжении почти 30 лет научными сотрудниками и художниками-реставраторами Одесского филиала проводится реставрация произведений музейной коллекции.

Ключевые слова: реставрация, музейный предмет, художник-реставратор, выставка.


 

 


 

Одесский филиал является подразделени­ем Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины (далее — ННИРЦУ) и осуществляет мероприятия по сохранению, исследованию, консервации и реставрации движимых памятников истории и культуры Музейного фонда Южного региона страны уже более 30 лет.

В становлении филиала большую помощь оказал Одесский историко-краеведческий му­зей (далее — ОИКМ). Для лучшего осмысления значимости музея в жизни реставрационного центра необходимо вернуться в 1988 г., когда в филиале уже работали профессиональные художники-реставраторы Н. Н. Прокопенко, И. А. Русина, Г. Е. Шувалова и научные сотруд­ники О. В. Семенова, С. И. Остапова, Ж. Н. Бо­ровская, но еще не было своего помещения. В это время начались сотрудничество и дружба с научным сотрудником музея В. В. Солодовой и сотрудником фондов музея И. М. Озерянской. Первоначально деятельность Одесского фили­ала проводилась на базе ОИКМ, а затем была продолжена в специально оборудованном для реставрации здании центра.

Работа началась с реставрации значимых произведений живописи и графики, о которых необходимо рассказать подробнее. Первый на­учный реставрационный совет Одесского фи­лиала ННИРЦУ состоялся 26 апреля 1988 г. с участием сотрудников музея, на котором был представлен портрет Армяно-Григорианско­го патриарха Иосифа Аргутинского-Долгору- кого — основателя города Григориополя на Днестре, кисти неизвестного художника конца

XVIII   — начала XIX в. Произведение живописи нуждалось в срочной реставрации. Ранее этот портрет украшал экспозицию Музея император­ского Одесского общества истории и древностей (первого музея в Одессе). Иосиф Аргутинский- Долгоруков — выдающейся политик и дипломат, чья деятельность тесно связана с историей на­шего края. Этот высокохудожественный портрет был в аварийном состоянии сохранности. Была угроза осыпания и безвозвратной потери живо­писи, значительные прорывы холста. Возвращен к жизни художником-реставратором живописи высшей категории И. А. Русиной.

Также в числе первых были отреставрирова­ны портреты гетманов: «Полковник Иван Сто­роженко», «Даниил Апостол», «Богдан Хмель­ницкий», «Казацкий старшина Иван Мазепа», «Максим Кривонос». Последний портрет нуж­дался в срочной реставрации. Плохая связь грунта с основой ставила под угрозу существо­вание данного произведения. Также было от­реставрировано художественное полотно «Казак Мамай». Благодаря работе реставраторов произ­ведения смогли войти в воссозданную экспози­цию музея «Степовая Украина».

Необходимо отметить проведение сложной реставрации художником-реставратором I ка­
тегории Н. Н. Прокопенко «Портрета старого служаки», который занял достойное место в экспозиции современного музея, наравне с от­реставрированными парсунными портретами братьев Ивана и Якова Шиянов.

Художник-реставратор графики высшей ка­тегории Г. Е. Щувалова отреставрировала серию графических листов с видами Одессы XIX в., ко­торые ранее были основой музея «Старая Одесса».

Значительным событием для города была реставрация литографий, отражающих подвиг 4-пушечной батареи прапорщика А. П. Щего­лева, которая смогла противостоять огню более мощных и дальнобойных орудий морских су­дов объединенного англо-французского флота и отбить все атаки противника 10 апреля 1854 г.

Проведенная реставрация первого периода ра­боты Одесского филиала ННИРЦУ нашла свое отражение в выставке «Возрожденные к жиз­ни», которая состоялась в декабре 1992 — янва­ре 1993 г. в Выставочном зале ОИКМ. На этой выставке впервые были экспонированы отрестав­рированные произведения живописи и графики. Всего было представлено около 50 произведений.

В последующие годы в Одесский филиал пришли новые сотрудники. Сегодня наш кол­лектив состоит из профессиональных аттесто­ванных художников-реставраторов произведе­ний масляной и темперной живописи, графики, керамики, ткани и дерева, научных сотрудников по вопросам химии и биологии.

Была продолжена реставрация станковой масляной живописи из собрания ОИКМ. В конце 1990-х гг. были отреставрированы пор­треты «Шевич» и «Иван Хорват, основатель Ново-Сербии». Портрет И. Хорвата поступил в реставрацию после непрофессиональных реставрационных вмешательств. Был изменен авторский размер произведения и сверху зна­чительная часть холста с авторской живописью была загнута на тыльную сторону. В результате реставрации портрет приобрел свой истинный размер. После утоньшения пожелтевшей лако­вой пленки был выявлен авторский колорит живописи.

Следующим этапом в реставрации живопи­си была работа художника-реставратора масля­ной живописи ІІ категории А. М. Черешни. Ею был отреставрирован «Портрет Миниха» кисти Г. Честаховского. Данное произведение имело изломы и прорывы холста, утраты и жесткий сетчатый кракелюр грунта и красочного слоя. После проведения научной реставрации восста­новлена целостность произведения и портрет приобрел экспозиционный вид.

Необходимо отметить и реставрацию «Пор­трета Феликса Дерибаса» работы К. Рейхеля. Произведение находилось в аварийном состо­янии сохранности. Произошли значительные деформации холста. Была нарушина связь грун­та с основой. В результате реставрации портрет был сохранен для потомков.


 

 

 

 

 


 


 


 

 


К. Рейхель. Портрет Феликса Дерибаса (до реставрации)               (после реставрации)


 

Несколькими поколениями художников- реставраторов станковой темперной живопи­си были возвращены к жизни иконы XVIII- XX вв. О. В. Подобед, А. М. Волков, А. А. Рудой,

В. Ф. Кружков, С. П. Бабиенко, З. О. Дулгерь — это имена реставраторов, сохранивших иконы. Многие иконы были в аварийном состо­янии сохраннос­ти и имели утраты левкаса и красочно­го слоя. Некоторые из них находилась под плотным сло­ем поновлений, за­грязненной олифы и затеков воска. На­пример, икона «Три святителя» посту­пила в реставрацию на растрескавшейся основе. На живо­писной поверхнос­ти лежали плотный слой олифы и позд­ние реставрацион­ные записи. Благо­даря проведению научной реставра­ции коллекция тем­перной живописи ОИКМ сохранена.

Большой вклад в сохранение графи­ческих работ из соб­рания музея внесла художник-реставра­тор графики ІІ ка­тегории А. В. Мац- кевич. На ее счету более 100 отрестав­рированных про­изведений. Это литографии Грабов- ского, Ж. Гайюи,

Ф. Гросса с изобра­жением портретов выдающихся деяте­лей, причастных к процветанию нашего города, сюжетные компо­зиции и, конечно, изображения Одессы разных временных периодов.

Например, одна из литографий Ж. В. Гайюи «Вид входа в Ришельевскую улицу города Одес­сы». Работа поступила в реставрацию со следу­ющими повреждениями: пожелтевшая основа с изломами, короблениями и многочисленными утратами и разрывами; плотные загрязнения и следы непрофессиональной реставрации. После реставрации литография приобрела прочность и целостность.

В музейной кол­лекции художни- ком-реставрато­ром произведений ткани ІІ категории

С.     В. Омелиной сохранены знаме­на, национальные костюмы, наряды предыдущих эпох, предметы сокраль- ного искусства. Например, «Воз­дух. (Покровец)» начала ХХ в. со­четает различные виды работы. Это и ручное шитье, и аппликация, и вы­шивка. Для прове­дения реставрации музейных предме­тов такого вида не­обходимо подбирать различные методики реставрационных процессов. Большой интерес представля­ет реставрация мол­давского свадебного костюма. Проведена кропотливая работа с восстановлением ветхой ткани, вы­шивки и пришитых украшений.

Шкаф-ледник, ломберный столик, жардиньерка, при- диванный столик — это небольшой перечень отрестав­рированных музей­ных предметов художниками-реставраторами дерева ІІІ категории В. Н. Зайцевым и А. В. Зай­цевым. «Шкаф-ледник (Холодильник)» конца

ХІХ  — начала ХХ в. имел значительные по­вреждения: растресканная столешница, дефор­мированные накладные части, на поверхности
загрязнения и следы окислов железа. Музейный предмет нуждался в срочной научной реставра­ции. После проведенных реставрационных про­цессов восстановлена жесткость конструкции и произведение приобрело экспозиционный вид.


Художником-реставратором керамики и фар­фора ІІ категории Н. Л. Мариненко спасено зна­чительное количество произведений. Большой интерес вызывает реставрация фарфорового ки­тайского блюда, которое поступило на рестав­рацию после непрофессионального склеивания 9 фрагментов и находилось в плохом состоянии сохранности. Была восстановлена целостность произведения.

Необходимо отметить, что научная рестав­рация в Одесском филиале неразрывно связана с работой отдела научных исследований — за­ведующего отделом Ж. Н. Боровской в области химии и научного сотрудника В. Г. Коритнянс- кой, микробиолога. Также неотъемлемой частью является фондовая работа филиала во главе с хранителем К. В. Богомолой.

В результате проведенных реставрационных работ возникла потребность в организации выставки. Одесский филиал ННИРЦУ провел выставку «Спасенные реликвии Одесщины» в Выставочном зале ОИКМ. Выставка была пос­вящена 25-летию сотрудничества (1988-2013 гг.)

ОИКМ и Одесского филиала ННИРЦУ. Целью мероприятия являлась презентация отрестав­рированных памятников историко-культурного наследия из музейного собрания.

По случаю памятной даты на выставке «Спасенные реликвии Одесщины» были пред­ставлены отреставрированные произведения живописи XVIII-XIX вв., графики, декоратив­но-прикладного искусства, связанные с истори­ей нашего края, его выдающимися событиями, сохранившими память о знаменитых деятелях, талантливых художниках, родившихся на этой земле

Широкой общественности, ценителям ста­рины были показаны возрожденные одесскими реставраторами редкие с точки зрения истори­ческой и культурной ценности художественные произведения. Среди которых портреты като­ликоса Иосифа Аргутинского-Долгорукого; архиепископов Евгения Булгариса и Никифора Феотоки; портреты Александра де Рибаса рабо­ты Е. Буковецкого и Феликса де Рибаса работы К. Рейхеля; серия графических листов с видами старой Одессы, литографии, акварели А. Жда- хи. Выставку украсили иконы с изображениями святых покровителей города Одессы.

Экспозиция содержала не только произве­дения изобразительного, но и декоративно­прикладного искусства, в частности, изделия фарфорово-фаянсового завода «Sussman» Во­лынской губернии, произведения украинских резчиков, старинную мебель, предметы церков­ного и светского шитья и т.п.

Некоторые из экспонатов выставки были представлены впервые и поэтому, несомненно, привлекли внимание историков, искусствове­дов, культурологов.

Экспозиция выставки сопровождалась ви­зуальным рядом научно-практических нарабо­ток Одесского филиала ННИРЦУ, демонстри­ровала высокий профессиональный уровень художников-реставраторов, знакомила посети­телей с методиками и техническими приемами научной реставрации. Выставка являлась свое­образным отчетом о совместной работе Одес­ского филиала ННИРЦУ и ОИКМ за двадцать пять лет.

ОИКМ имеет неповторимую коллекцию про­изведений не только исторического значения, но и высокохудожественного уровня. Сотрудни­ки музея во главе с директором В. В. Солодовой ведут большую научную, просветительскую ра­боту. А сохранность коллекции музея обеспече­на сотрудниками фондов и главным хранителем И. М. Озерянской.

В течение плодотворного сотрудничества между нашими учреждениями культуры, ху- дожниками-реставраторами, научными со­трудниками Одесского филиала ННИРЦУ было исследовано и отреставрировано более трехсот раритетов из коллекции ОИКМ. Реставраторы и научные сотрудники Одесского филиала горды, что смогли сохранить для потомков музейные предметы из музейного собрания.

Благодарим сотрудников музея за совмест­ную интересную профессиональную работу.


 

 

 

 

 


The results of cooperation between Odessa branch of the National Research and Restoration Center of Ukraine and the Odessa Regional History Museum

I. Rusyna

The article discusses the cooperation between Odessa branch of the National Research and Restoration Center of Ukraine and the Odessa Regional History Museum. One of the major functions of the museums is the preservation of museum objects, including their restoration. For the last 30 years, the scientific museum workers together with the conservators of the Odessa branch of national restoration center carry out the restoration of the museum collection.

Keywords: restoration, museum object, conservator-restorer, exhibition.