ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 7.04:929Кондаков(477.74)

А. Горохолинская

Н. П. Кондаков и его методика изучения икон     (скачать pdf)


Аннотация: Статья посвящена Н. П. Кондакову, периоду его пребывания в Одессе, значению его деятельности для своей страны. Кратко освящена научная работа Кондакова, отношение к его деятельности и методу иконографического анализа другими учёными.
Ключевые слова: Искусство, икона, иконографический анализ, учёный, исследователь, Н. П. Кондаков.

    Никодима Павловича Кондакова характеризуют как человека умевшего находить суть главного среди множества деталей второстепенного. Д. В. Айналов говорит о таких главных чертах его работ как новизна, глубина замысла и углублённость созерцанием предмета, присутствием таланта, работа мысли1, что даёт самостоятельное видение поставленной перед ним проблемы. Все это обеспечило признание в России (в н. 1880-х гг. он становится ординарным профессором Новороссийского университета, в 1888 г. - Петербургского, в 1892 г. членом-корреспонден- том АН, в 1898 г. ординарным академиком)2.
    Благодаря его работе русская наука впервые получила вес и известность за границей, он написал много работ посвящённых изучению византийского искусства: "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1876), "Византийские церкви и памятники Константинополя" (Одесса, 1886); "Византийские эмали: Собр. А. В. Звенигородского: История и памятники византийской эмали" (СПб., 1892)3. Но в данной статье будет рассмотрена методика изучения икон, которая была предложена Н. П. Кондаковым, так как именно она заключает в себе совокупность полученной информации и её синтез в научной деятельности профессора. Но для начала хотелось бы обратиться к тому периоду жизни Никодима Павловича, когда он жил в Одессе. Именно тогда был приобретён и закреплён не только авторитет и эмпирическая база учёного, но зародилась его школа4. К его последователям относят: Е. К. Редина, Я. И. Смирнова, Д. В. Ай- налова и многих других.
    Окончив историко-филологический факультет Московского университета в 1865 г. Работал преподавателем по истории искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
    Его магистерская диссертация в Московском университете (1873) называлась "Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства", а докторская (1876) "История Византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей". В 1870 г. он был приглашен на должность доцента (с 1877 г. профессор) по истории искусств в Новороссийский университет в Одессе, где преподавал до 1888 г.5 В определённом смысле академическая карьера Н. П. Кондакова начинается лишь с 1870 г. "На юге его привлекал климат, но удручала среда университетская (кроме естественнонаучных кафедр) и городская, а более всего студенческая, в которой преобладали "семинаристы и люди с Кавказа". Правда, оторванность от среды способствовала, по словам самого же Никодима Павловича, погружению в работу."6. В период 1870-1890-е гг. Кондаков совершил несколько научных экспедиций по странам Средиземноморья. Он изучил памятники великой Византийской империи практически на всей ее бывшей территории: Кавказ, Ближний Восток, Святая Земля, Афон, Балканы и в Константинополе, много работал в крупнейших музеях Европы7. Он был одним из первых, кто раскрыл значение Византийской империи для развития западноевропейского искусства и показал, что с XIII в. начинает оказываться и противоположное влияние, а преобладать оно начало в XV в. Благодаря уникальному знанию византийского искусства и искусства южных славян, он смог показать творческое восприятие византийской традиции в Древней Руси, вопреки распространенному мнению на тот момент, что русские пассивно перенимали византийское наследие. Как пишет сам Н. П. Кондаков: "В русской иконописи с к. XIV в. заметно изменение направления... Византийскую догму вытеснила религиозная жизнь, приблизившая человека к Богу...икона просыпается..."8. Кроме преподавательской и исследовательской деятельности, он создал там первый в России (если не считать "случайно подобранного музеем слепков в Академии художеств"9) музей античных слепков в Одесском университете. Этот систематический музей слепков, составлением каталога, которого занимался Д. В. Айналов, применялся к педагогическим целям и в тот момент был крупнейшим в стране. Так же Н. П. Кондаков основал Одесскую рисовальную школу, где с 1884 г. до 1888 г. был ее директором, в 1888 г. Кондаков был приглашен в С.-Петербург профессором кафедры истории искусств в университете, где преподавал на Высших женских курсах. Во время прибывания в Одессе происходит становление основных элементов иконографического метода Н. П. Кондакова. Учёный обращается к "внутреннему смыслу" изображения на том или ином предмете, говоря о том что ".древний памятник должен говорить современному зрителю то, что говорил своему создателю..."10. Группировка памятников происходила на основе иконографического типа, в который входили такие моменты изображении как: черты лица, возраст, костюм, позы, жесты, соотношение фигур в многофигурных композициях . Но слабой стороной данного подхода являлось то, что Никодим Павлович на вопрос о дате того или иного изображения отвечал опираясь только на эти характеристики, не задействуя других методов (хотя возможно это было единственно возможным в той ситуации), так как ".знаком с памятником лишь по плохим рисункам."12, что и приведёт в будущем его критиков к несколько резким высказываниям в его адрес. Важным вкладом в развитие исследования сюжетов иконописи, сейчас и не только иконописи, профессора состоит в том, что он отказался от применения в их характеристики термина "бессодержательности", а трактовал неизвестные значения как забытое содержание.
    Для многих своих современников Н. П. Кондаков был примером талантливого учёного, в котором чувствовалась огромная внутренняя сила; тем, кто ввёл в научный оборот большое количество новой информации. Для Д. В. Ай- налова он был учителем, который ".положил начало научному изучению византийского искусства."13 и тем кто имел дар изучения форм и их сравнения14. Это дало ему возможность в последствии сделать общие выводы о развитии древнерусского искусства и значение византийского влияния в нём. Никодим Павлович, по мнению Айналова, смотрел на изображения того или иного периода, как на ".продукт цивилизации."15, показывая связь их с духовным состояние народа в среде, которой они были созданы. Для Г. В. Вернадского он был "дорогим академиком"16, за чьим напечатанным словом присутствовал большой запас не опубликованного. Тот, кто посвятил жизнь для анализа и один день для синтеза17. Вернадский говорит о свободности взглядов (на момент современный для него) Кондакова, его идею развития ".может идти в ту или другую сторону, представлять собою прогресс, регресс или просто боковое отклонение.."18. Перечисляя достижения и заслуги Никодима Павловича оба учёных и (Айналов и Вернадский) сходятся на том, что он "чувствовал" свой материал как ни кто другой, в основе чего лежал его огромный опыт по вопросам искусства Византии и Древней Руси.
    Но не все исследователи позитивно относятся к методике изучения икон предложенной Н. П. Кондаковым. В частности В. Лазарев считает, что ".иконографический метод исследования теряет всякое значение для европейского искусства. к концу XIV в., когда индивидуальное начало художника устраняет необходимость прибегать к иконографических экскурсам."19, и можно датировать икону прибегая лишь к формальному анализу. Такая трактовка по отношению ко всему европейскому искусству кажется несколько преувеличенной, но значимость данного метода состоит не только в возможности с его помощью датировать иконографическое изображение, но и применять его относительно расшифровки символического изображения и растолковании данных коллективной памяти имевшей место отражения на иконе, в частности в православной иконописи ".икону...в XIV в. Можно было считать основным способом выражения религиозной мысли чувства народа."20. И именно в это время выходят на главные позиции именно славянские особенности в иконописи, к XVI в. ".греческие модели обретали русские черты."21 и тут можно использовать методику Кондакова. Так же Виктор Лазарев сводит развитие иконописи к отражению развития стиля22, чем уменьшает информативное значение последней. Он так же говорит по отношению к исследовательской деятельности Никодима Павловича, что ".иконография начисто покрывает понятие искусства, между иконографией и искусством ставиться знак равенства.23". С ним не согласна И. Л. Крызласова, которая видит у Н. П. Кондакова различие в объемности понятий и говорит о включении вторым первого, так же об исчезновении развития в византийской иконописи до завершения жизни византийского искусства24.
    Для ^ Ї. Кондакова задача иконы состоит в том, что бы изображая действительное событие, они окружили его памятью того, что сделало самую память незабвенной25, на это направлены все материалы задействованные в иконописи и все инструменты в руках конкретного иконописца занимающегося написанием определённого сюжета. Часто в декоративный сосуд языческого искусства была "влита" христианская символика26. Этот же момент нашёл своё применение и по отношению к выражению национальных особенностях иконописи. ^икодим їавлович говорит, что "...они (иконописцы. - примеч. автора) не нарушали традиций, а стремились усовершенствовать уже обретённую модель. їроцесс совершенствования привёл к изменению зарубежного образца и вместе с этим внёс национальное духовное содержание в форму, созданную под воздействием личного творческого ощущения."27. Исходя из этого иконописные изображения становятся уникальным источником для изучения среды, которая их породила, причём речь идёт не только о стилистических особенностях или натуралистическом выражении реалий времени и места создания иконы, но и символического наполнения и его расшифровки, что даёт более углублённую информацию относительно тех или иных процессов народа, к которому причисляют иконописное изображение. ^а иконе находит своё отражение не только догма иконографического написания, но и народная жизнь, с влиянием восприятия самого иконописца, который писал икону.
    Иконографический метод и последующие труды ^икодима їавловича посвящённые иконописи ("Иконография спасителя" 1905 г., "Иконография Богоматери" 1911 г., "Русская икона" 1927 г. и многие другие) возможно, имели бы несколько иную направленность, если бы в определённый период своей жизни академик Кондаков не жил в Одессе. Хотя это, наверное, слишком предвзятое мнение, с другой стороны всё в этом мире откладывает на нас свой отпечаток.

1 Айналов Д. В. Академик R Ї. Кондаков как историк искусства и методолог // Кондаков И Ї. Воспоминания и думы. - М., 2002. - С. 325.
2 Савицкий И. Архистратиг русской археологии http:// ruslo.cz/article s/142/
3 Квливидзе R В. Историография русского церковного искусства // Исторический вестник. - 2000. - № 7. - С. 238- 269.
4 Крызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства России. - М., 1985. - С. 93.
5 ^икодим їавлович Кондаков http://www.rusidea. org/?a=25021707
6 Савицкий И. Архистратиг русской...
7 Шкодим їавлович Кондаков...
8 Кондаков R ї. Иконы. - М., 2099. - С. 10.
9 Айналов Д. В. Академик R ї. Кондаков как историк... - С. 330.
10 Крызласова И. Л. История изучения византийского... - С. 95.
11 Там же. - С. 95.
12 Там же. - С. 95.
13 Айналов Д. В. Академик R ї. Кондаков как историк... - С. 343
14 Там же. - С. 343.
15 Там же. - С. 333.
16 Вернадский Г. В. О значении научной деятельности R ї. Кондакова. К 80-летию со дня рождения. 1844- 1924 // Кондаков R ї. Воспоминание и думы. - М., 2002. - С. 228.
17 Там же. - С. 230.
18 Там же. - С. 254.
19 Лазарев В. R ї. Кондаков. - М., 1925. - С. 25.
20 Кондаков R ї. Иконы... - С. 7.
21 Там же. - С. 10.
22 Лазарев В. R ї. Кондаков... - С. 26.
23 Там же. - С. 26.
24 Крызласова И. Л. История изучения византийского... - С. 99.
25 Кондаков R ї. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спасителя Нашего Иисуса Христа. - Сїб., 1905. - Т. 1. - С. 1.
26 Там же. - С. 3.
27 Кондаков R ї. Иконы... - С. 10.