ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 94(477.7) (=112.2) "18/20"

Э. Плесская

Самоорганизация немцев Причерноморья: исторический аспект     (скачать pdf)


Аннотация: В статье рассматриваются различные формы самоорганизации немецкого населения Причерноморья на протяжении XIX-XXI вв.
Ключевые слова: самоорганизация, немецкое население, Причерноморье, колония.

    Юридическим основанием немецкой колонизации Причерноморья являлся Манифест императора Александра I от 1804 г. В условиях, на которых приглашались немецкие переселенцы, содержались элементы будущей их самоорганизации: среди прочих гарантий им были обещаны компактные поселения, свобода вероисповедания и самоуправление1.
    Компактные поселения были необходимым условием для самоорганизации на чужбине. Они позволили прежде всего самоорганизоваться на религиозной основе в условиях отсутствия в течение нескольких лет духовных лиц протестантского и католического вероисповеданий. Переселенцы самостоятельно организовывали религиозные общины, конфессиональные школы, в которых ремесленники или колонисты пожилого возраста обучали детей вероисповеданию2.
    Важнейшим элементом экономической самоорганизации была уникальная система землевладения и землепользования. Землевла- дельцем-собственником была сельская община, которая получала землю в вечное владение без права передачи в другие руки. Часть земли (реки, озера, пастбища) передавалась в общее пользование, другая (усадьбы, поля, сенокосы)- в лично-потомственное владение семьям в одинаковом количестве независимо от численности семьи. Вместе с хозяйственным обзаведением надел образовывал хозяйство, которое владелец не имел права ни разделить, ни продать, ни заложить3. Эффективное хозяйствование обеспечивалось самоуправлением, т.е. общественной самоорганизацией: в случае нерадивости, утраты работоспособности или смерти хозяина судьба хозяйства решалась на мирском сходе, т.е. собрании хозяев. Сход имел право передавать хозяйство безземельным членам сельской общины, которые брали на себя обязательство по выплате казенных и частных долгов предыдущего хозяина. Таким образом, земельный надел оставался неделимым, а пользоваться им мог только хозяин, способный к эффективному землепользованию4.
    Системе землеустройства соответствовало наследственное право. В отличие от существовавшего в России права наследования на основе воли завещателя, в немецких колониях хозяйство наследовалось независимо от его воли младшим сыном, если общество признавало его способность к успешному ведению хозяйства. В противном случае хозяйство передавалось более способному члену сельской общины.
    Колонистское землеустройство было эффективным. Хозяин был уверен, что ухоженная им земля не попадет в нерадивые руки. Традиционное для России общинное землеустройство предполагало переделы земли в случае изменения количества членов крестьянской семьи. Такая форма самоорганизации не стимулировала хозяина - при очередном переделе земля могла перейти ленивому владельцу.
    Самоуправление в колониях являлось элементом общественной самоорганизации. Это была одна из важнейших колонистских привилегий. Колонисты каждой колонии составляли сельское общество. Высшим органом власти являлся мирской сход (собрание) владельцев хозяйств. На нем избирались староста и его помощники, принимались решения о строительстве школ, церквей, сельских приказов, хлебных магазинов (складов), мостов, дорог, передаче хозяйств, распределении налогов. На сходе утверждались условия приглашения пасторов и патеров, ежегодно определялись суммы на содержание школ и учителей. По рассмотренным вопросам составлялось письменное решение, мирской приговор, подписанный членами схода и заверенный печатью сельского приказа5.
    Важным элементом экономической и одновременно социальной самоорганизации была организация различного рода сумм (касс): общественных, ссудо-сберегательных, страховых, сиротских, вдовьих и др. Огромную роль в становлении хозяйств, благоустройстве колоний, развитии образовательных учреждений сыграли общественные суммы. Они образовывались от доходов общественных овчарен, садов и древесных плантаций, отдачи в откупное содержание рыбной ловли, пристаней, торговли вином и т.д. Общественные суммы использовались на закупку скота, фруктовых и лесных саженцев, пожарных инструментов, учебных пособий и школьных принадлежностей. Они же служили источником для выплат жалованья духовенству, учителям, старостам, сторожам. На эти средства строились и ремонтировались дороги, школы, церкви и другие общественные здания.
    Другие суммы защищали имущественные интересы вдов и сирот, не способных к работе, давали возможность предоставлять колонистам ссуды на хозяйственное обзаведение, покупку или аренду земель (после 1871 г.)6.
    Интересным примером социальной самоорганизации являются так называемые сиротские кассы. В случае, если на хозяйстве оставались малолетние дети, земельный надел умершего хозяина сдавался в аренду, вся движимость продавалась. Полученные средства составляли сиротский капитал. Назначенные обществом опекуны расходовали сиротские деньги под контролем общества. Все, что оставалось после расходов на сирот, выдавалось им при достижении совершеннолетия. Сиротские капиталы стали основой первых колонистских кредитных учреждений. К ним присоединили денежные накопления колонистов, излишние суммы сельских приказов и стали кредитовать колонистов под 6% годовых. Денежная сумма, включая сиротские капиталы, увеличивалась на 5% в год. Оставшийся процент употреблялся на возмещение убытков и составлял резервный капитал. Сиротские кассы позволяли приобретать земли для безземельных крестьян. В засушливые и неурожайные годы они предоставляли колонистам недорогие кредиты, что позволяло избегать займов у алчных кредиторов на стороне, в чьи лапы частенько попадали местные крестьяне7.
    После передачи земель в собственность колонистов на основании реформ императора Александра II в колониях появились небольшие банки, кредитные товарищества и общества взаимного кредита. С их помощью приобретались новые земли, основывались новые колонии и хутора. После 1917 г. количество кредитных учреждений сократилось, и они не имели большого влияния на хозяйственную жизнь.
    После ликвидации колонистского самоуправления в 1871 г. изменились формы самоорганизации сельского немецкого населения. Важнейшей формой осталась религиозная общность. Ослабление позиций национальной культуры привели к необходимости консолидации с городским немецким населением.
    Самоорганизация городского немецкого населения имела свои особенности. Оно не было однородным в сословном и конфессиональном отношении, как сельское немецкое население. Городские немцы относились к различным конфессиям, сословиям и были не только российскими, но и германскими или австрийскими подданными. Первоначальная их самоорганизация основывалась на вероисповедании. В дальнейшем основной формой самоорганизации стали национальные общества или клубы. Они отличались в выборе направлений деятельности, формировались по религиозному, сословному или социальному признаку, в редких случаях на основе общего подданства.
    В 1845 г. было основано Немецкое благотворительное общество в Одессе, которое ставило своей целью оказывать материальную помощь нуждающимся подданным различных немецких государств, с 1874 г. - подданным Германии. Основанное в 1861 г. в Одессе общество Гармония объединяло образованных и состоятельных немцев в целях "культурного препровождения" времени8. Такие же цели ставили перед собой организаторы Одесского немецкого клуба, основанного в 1908 г. Клуб ремесленников и промышленников (основан в Одессе в 1869 г.) объединял немцев по роду занятий. Одной из его целей была организация вспомогательно-сберегательных касс в помощь владельцам ремесленных или промышленных производств. В уставе указывалась и другая цель- культурное проведение времени. В 1880 г. по инициативе лютеранской общины в Одессе было основано Общество любителей гимнастики. Его цель - укрепление физического здоровья. В 1892 г. на его основе было создано городское Одесское гимнастическое общество, которое способствовало распространению физической культуры среди городского населения, объединяя людей разной национальности и вероисповедания9.
    В последней четверти XIX ст. в России распространились антинемецкие настроения, что заставило немцев изменить основы национальной самоорганизации. Первостепенной необходимостью становится защита национального достоинства и национальной культуры. Первыми поставили перед собой задачу сохранения национальной культуры немцы, проживающие в прибалтийских губерниях (Эстляндии, Лифляндии и Курляндии). Они стали создавать "Немецкие союзы" (Deutscher Verein), которые должны были способствовать объединению всего немецкого населения империи.
    Появились такие общества и в Причерноморье. Их основателями были представители национальной интеллигенции и духовенства, которые ставили перед собой задачу сохранения родного языка и национальной самобытности. Появляется и совершенно новая цель - стремление к объединению всех немцев русского подданства без различия вероисповедания и сословия. В 1906 г. в Одессе регистрируется Южнорусское немецкое общество (Sьdrussi- scher deutscher Verein). Всесторонняя защита интересов немецкого населения проявилась в учреждении обществом Женского коммерческого училища в Одессе, открытии библиотеки и читального зала; чтении научно-популярных лекций по литературе, истории, естественным наукам, гигиене; организации для больных и бедных детей летних колоний на берегу моря и рождественских елок.
    В том же 1906 г. было зарегистрировано Немецкое общество образования Южной России (Sьdrussischer deutscher Bildungsverein). Его деятельность ориентировалась на сельское немецкое население и распространялась на территории Херсонской, Бессарабской, Екате- ринославской и Тифлисской губерний и области войска Донского. Основными направлениями в его работе были повышение культурного уровня сельского немецкого населения и качества школьного образования в колониях, организация учительских курсов, устройство передвижных библиотек и читален.
    В 1909 г. по инициативе студентов Новороссийского университета, поселян из Бессарабии и Екатеринославской губернии, мещанина из Лифляндской, основали Корпорацию студен- тов-немцев также с целью защиты родного языка и содействия умственному и физическому развитию10.
    Последним в дореволюционной России был основан Всероссийский союз русских немцев (1917). Это было объединение на политической основе для участия в выборах в Учредительное собрание, которые назначило Временное правительство после Февральской революции 1917 г. Ситуация в России требовала защиты экономических и национально-культурных интересов немецкого населения. Это можно было сделать лишь через своих представителей в Учредительном собрании. Союз развернул подготовку к выборам и выдвинул кандидатов от Херсонской, Екатеринославской, Таврической и Бессарабской губерний11.
    Ни один из немецких кандидатов избран не был. Учредительное собрание разогнали большевики. Началась гражданская война, сопровождавшаяся распадом государства. Всероссийский союз русских немцев был переименован в Союз немцев-колонистов Причерноморья и продолжал свою деятельность, представляя немцев и их интересы перед всеми властями, которые сменяли друг друга до окончательного установления советской власти в 1920 г.
    Немецкие объединения, защищавшие национальное достоинство и национальные интересы, в советский период были распущены. Агрессивная атеистическая политика привела к разрушению многовековой формы самоорганизации - религиозной общины. Для немецкого населения, религиозного и консервативного, столетиями находившегося под влиянием религиозной культуры и духовенства, это означало крушение основ духовной культуры. Ее не могли восполнить национально-культурные учреждения (учебные заведения, театр и др.), которые власти предложили немецкому населению. Тем более, что их создание преследовало политические цели - привлечь немцев к "социалистическому строительству"12. Уничтожение привычных форм хозяйственной, духовной, общественной и социальной самоорганизации привело к невосполнимым национально-культурным потерям немецкого населения. Были ослаблены позиции немецкого языка, степень владения им значительно снизилась13. После прихода в Германии к власти А. Гитлера в СССР начались репрессии по национальному признаку. Сотни тысяч граждан немецкой национальности были арестованы, подвергнуты принудительному выселению или расстреляны14. Репрессии по национальному признаку оказались гибельными для национальной культуры - у немецкого населения формировалось отношение к собственной нации как опасной для себя и своей семьи. Репрессии по национальному признаку полностью исключали все возможности самоорганизации немецкого населения СССР.
    Национально-культурные потери немецкого населения к началу Второй мировой войны были ужасающими. Наибольший ущерб был нанесен ликвидацией религиозных институтов. Именно вероисповедание формировало особенности немецкой ментальности - трудолюбие, рационализм, право выбора и личную ответственность за него, за свою нравственность и хозяйственную деятельность, стремление к обеспеченной жизни, угодной Богу. Вместе с верой разрушались национальные черты характера, традиционный уклад жизни.
    После начала Великой Отечественной войны специальными постановлениями Комитета государственной обороны СССР немецкой население было выселено из Поволжья, Ленинграда и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Саратовской Сталинградской. Ростовской, Запорожской, Сталинской, Воро- шиловградской, Воронежской, Тульской областей; Грузинской, Армянской и Азербайджанской ССР; Дагестанской, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР15. Немцев из Одесской и Николаевской областей полностью выселить не успели ввиду стремительного наступления войск вермахта. Некоторые из них были расстреляны покидавшими город советскими властями. Среди них - Теофил Рихтер, отец музыканта с мировым именем, Святослава Рихтера.
    Основная часть немецкого населения оказалась под румыно-германской оккупацией. Но гитлеровские немцы, братья по крови, не признали местное население полноценными немцами, и предоставили им статус фольксдойче, т.е. неполноценных немцев. Оккупационные власти составили реестр немцев Украины, т.е. фольксдойче. Их регистрация преследовала единственную цель - создать условия местному крестьянскому немецкому населению для эффективного хозяйствования с целью обеспечения продовольствием воюющей германской армии. Им было запрещено переезжать в город, молодежь призывали оставаться верными крестьянскому предназначению16. Налоги с их хозяйств составляли 50 %. Сельскохозяйственная продукция вывозилась в Одессу, затем отправлялась дальше, на фронт или в Германию.
    Когда весной 1944 г. стало ясно, что гитлеровская армия должна будет оставить оккупированные территории СССР, все немецкое население по приказу гитлеровского командования должно было в течение суток покинуть родные дома и переселяться на Запад. Эвакуация этнических немцев началась 12 марта, за один день до выхода советских войск на берег реки Буг.17Это была насильственная депортация. А через месяц многие из них вновь были высланы, уже с западных территорий, занятых войсками союзников и СССР, за Урал и в Сибирь по обвинению в измене Родине18.
    Тяжелыми для немецкого населения последствиями Великой Отечественной войны стали враждебность и предубеждение против него народов СССР. О существовании немцев как национального меньшинства, живущего на территории страны более полутора веков, умалчивалось. Изучение их истории находилось под негласным запретом. У населения СССР возобладало ассоциативное восприятие немцев как фашистов. Чтобы не усложнять жизнь детям, родители перестали давать национальные имена, сохранять национальные фамилии, отказывались от национальности. Родной язык утрачивался даже в быту, его знание скрывалось, передача последующим поколениям стала нежелательной. Степень владения им заметно снизилась.
    Сегодня многие немцы сохранили национальное самосознание, но без знания языка. собственной истории и культуры оказались без родины и без национальности.
    В настоящее время единственной формой самоорганизации немецкого населения является организованное ими Национально-культурное общество немцев Украины "Wiedergeburt" (Возрождение), созданное в 1989 г. Почти во всех областных центрах Украины, в том числе и в Одессе, созданы его отделения. Общество поставило перед собой цель объединить немцев страны для возрождения родного языка и культуры. Трудно предугадать, насколько результативной будет его деятельность после долгих десятилетий разобщенности, страха и унижений, которые привели к ужасающим потерям, и от которых в полной мере не удалось избавиться и сегодня. Это сложнейшая задача, решение которой зависит от усилий и упорства самих немцев, от поисков более эффективных форм самоорганизации, от политики властей, и от доброжелательности всего многонационального населения Украины.

1 ПСЗРИ,- Т.28. - №21163. - С. 137- 140.
2 Плеская Э. Г. Немцы Причерноморья. - Одесса, 2008. - С. 38- 39.
3 Клаус А. Наши колонии. - СПб., 1869. - С. 18- 19.; Дитц Я. Е. История поволжских немцев-ко- лонистов. - М.,1997. - С. 216; Государственный архив Одесской области (далее - ГАОО). - Ф. 6. - Оп. 1. - Д. 5313.
4 Там же.
5 Gesetzgebung fbr die Kolonien der АшІдМег im Reiche= Свод учреждений и уставов о колониях иностранцев в империи.. Aus dem XII- Bande des Gesetzbuches. - Odessa, 1862. - S. 7.
6 В ГАОО хранится большое количество документов, связанных с наличием различного рода касс. См. Попечительный комитет об иностранных переселенцах Южного края России. 1799- 1896. Аннотированная опись дел. - Тт. 1- 7.
7 Weise R. Unsere bessarabische Vergangenheit. - S. 49.
8 Плесская Э. Г. Одесские немцы. 1803- 1920. - Одесса, 1999. - С. 317-318.
9 Там же. - С. 318- 326.
10 Там же. - С.326- 346.
11 Там же. - С. 347- 352.
12 С 1920 г. в немецкие школы вернули родной язык в качестве языка обучения, был открыт Одесский немецкий педагогический институт (1934- 1938), основан Одесский немецкий рабоче-колхозный театр (1933- 1938) и т. д.
13 В. Хердт. Российские немцы накануне Второй мировой войны // Немцы СССР в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие: 1941- 1945гг.: Материалы 7-й международной научи. конф. Москва, 19- 22 окт. 2000 г. - М., 2001. - С. 40- 49.
14 Немцы Украины - жертвы сталинских репрессий. 1929- 1945 гг.: Сб. документов / Сост. А. А. Дынгес, Ю. А. Дынгес. - Донецк, 2002.
15 История российских немцев в документах (17631992 гг.) / Сост. Ауман В. А., Чеботарева В. Г. - М., 1993. - С.163- 168.
16 Шевчук Н. А. Этнические немцы в Транснистрии (1941- 1944 гг.)// Немцы Одессы и Одесского региона: Сборник докладов, сделанных на международных научных конференциях в Гёттингене (Германия)/ Сост. A. Айсфельд (Германия), Э. Плеская (Одесса). - Одесса, 2003. - С.355- 372.
17 А. Айсфельд. Немцы на Юге Украины (1871- 2003) // Причерноморские немцы в жизни и деятельности г. Одессы и региона, 1803- 2003: Библ. указатель/ Сост. B. Самодурова, А. Айсфельд, Н. Шевчук. - Одесса, 2003. - С. 82- 83.
18 Там же. - С. 83.