ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 069.5:371.38:930:378.4(477.74)

Ю. Шахин

Особенности студенческой музейной практики на историческом факультете ОНУ имени И. И. Мечникова     (скачать pdf)


Аннотация: В статье дана характеристика выездной практики студентов истфака ОНУ имени И. И. Мечникова на базе музеев города Киева. Описано содержание практики и осуществляемая в ее ходе работа, представлены критерии, на основе которых формировался перечень посещаемых музеев.
Ключевые слова: музейная практика, Киев, экспозиция, исторический факультет.

    За последние десятилетия на кафедре новой и новейшей истории исторического факультета ОНУ имени И. И. Мечникова разработана уникальная система выездных студенческих музейных практик. Основной целью этих практик является не только знакомство с экспозициями отдельных музеев и музейных комплексов, но и приобщение студентов к "живой истории". Само посещение древнегреческих полисов, мест сражений, памятников средневековой архитектуры дает учащимся понимание непрерывности исторического процесса и их сопричастности к великому прошлому.
    Выездная музейная практика в г. Киеве проводится для студентов одесского истфака с 2006 г. Киев в качестве базы был избран потому, что открывает обширные возможности. Там сосредоточено несколько десятков музеев разнообразного профиля и с богатыми экспозициями. Тем самым студенты за период практики могут получить достаточно широкое представление о мире музеев. Разноплановый характер киевских музеев позволяет в полной мере удовлетворить потребности общекультурного и общеобразовательного развития студентов всех специализаций.
    На историческом факультете ОНУ имени И. И. Мечникова имеется, как известно, шесть направлений специализации: новая и новейшая история, история России и СССР, история Украины, история древнего мира и средних веков, археология, этнография. Студенты самостоятельно выбирают группу, в которой бы они хотели пройти практику, поэтому практически каждый год в Киев едут представители всех специализаций. Для каждой из них киевские музеи могут дать полезный материал. В связи с этим программа знакомства с музеями строится с учетом каждой из них.
    Во-вторых, когда вырабатывалась программа практики, были приняты во внимание особенности самих киевских музеев. Имеется ряд объектов, знакомство с которыми необходимо, ибо диктуется общекультурными и общеисторическими потребностями. К таковым музеям относятся Софийский собор, Лаврский комплекс, музей Великой Отечественной войны.
    В-третьих, на выбор объектов учебной музейной практики влияет специфика подготовки гуманитариев как таковых. В частности, практика преследует цель расширения их общегуманитарного кругозора. Для этого в программу были включены музеи художественно-искусствоведческого направления. Таковы Художественный музей, музей искусств имени В. и Б. Ханенко, музей русского искусства, музей исторических драгоценностей Украины и др. Оборотной стороной гуманитарного образования нередко является отчужденность от мира техники и ее истории. В последние годы и это обстоятельство было принято во внимание. Чтобы гармонизировать кругозор студентов-историков в программу посещений включены музей истории техники, музей авиации и космонавтики, музей Киевского метрополитена.
    В-четвертых, программа практики предусматривает знакомство с азами музейного дела. Для этого программа составлена так, чтобы студенты могли побывать в музеях самого разного типа. По этой причине уже имеющийся перечень дополняется новыми музеями. Так в обязательную программу входит посещение комплекса Природоведческих музеев НАН Украины.
    Правда, в рамках данной практики возможности углубленного изучения музейного дела ограничены. Ни с одним из киевских музеев Одесский университет не заключал договоров, предполагающих использование музеев в качестве баз практики. Поэтому студенты, по общему правилу, не имеют возможности проникнуть в фонды и посмотреть на работу музеев изнутри. Таким образом, знакомство с музейным делом в Киеве носит внешне ознакомительный созерцательный характер. Но даже и для этих скромных целей не всегда хватает средств. Так, в 2007 г. деньги были выделены только на проезд, а посещение музеев происходило за счет студентов. В 2010 г. финансирование проводилось по смете 2009 г., хотя в связи с кризисом киевские музеи существенно повысили цены на входные билеты.
    Независимо от всех этих трудностей, программа музейной практики в Киеве ежегодно реализуется. Она достаточно обширна. Группа практикантов находится в Киеве 12 дней и за это время успевает побывать примерно в 20 музеях, музейных комплексах, историко-архитектурных заповедниках и их филиалах. Вот как выглядел, например, список посещенных музеев в 2009 г.:

1. Национальный музей истории Украины
2. Музей исторических драгоценностей Украины
3. Национальный музей истории Великой Отечественной войны и его филиал Мемориальный центр-музей "Трагедия и доблесть Афганистана"
4. Киево-Печерский национальный историкокультурный заповедник
5. Национальный художественный музей Украины
6. Национальный заповедник "София Киевская" и филиалы "Золотые ворота" и Музей "Кирилловская церковь"
7. Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины: А) археологический музей; Б) ботанический музей; В) геологический музей; Г) зоологический музей; Д) палеонтологический музей
8. Музей истории Киевского метрополитена
9. Государственный музей украинского народного декоративного искусства
10. Киевский музей русского искусства
11. Музей искусств имени В. и Б. Ханенко
12. Мемориальный дом-музей М. А. Булгакова
13. Музей народной архитектуры и быта
14. Водно-информационный центр (Музей воды)
15. Музей истории техники НТУ КПИ
16. Выставка микроминиатюр Н. Сядристого
17. Киевский национальный музей Т. Г. Шевченко
    На наш взгляд, подобный перечень вполне соответствует тем четырем требованиям, которые сформулированы выше.
    Музейная практика в силу своего созерцательного характера ориентирована в первую очередь на ознакомление студентов с экспозициями. Однако я стараюсь использовать любую возможность для выхода за эти узкие рамки. После посещения каждого музея мы разбираем тематику и принципы построения увиденных экспозиций. А при наличии достаточных финансов посещение музеев проводится с экскурсоводом. После выхода из музея мы вместе с группой разбираем работу экскурсовода, чтобы студенты таким образом, приобрели представление о правилах проведения экскурсий. В ряде случаев нам удается разобрать и выяснить, каким образом происходит комплектование музейных фондов. В некоторых случаях студенты становятся свидетелями реставрационных работ (Софийский собор, Кирилловская церковь) и получают представление, как они осуществляются, и как происходит консервация объектов, представляющих музейную ценность.
    Особый интерес представляет знакомство с инновациями в музейном деле. В частности, речь идет об интерактивных музеях. Среди них особенно выделяется Киевский водно-информационный центр, больше известный под неофициальным именем "музей воды".
    По окончании практики студенты сдают отчетность, которая представлена дневником и сводным отчетом. В последнем документе студенты должны в обобщенной форме отразить все то, что они узнали, и чему научились в ходе практики. Как содержание отчетов так и общие наблюдения за студентами-историками, прошедшими практику, позволяют сделать вывод, что в целом музейная практика дает им базовые представления о музеях и позволяет расширить культурный кругозор.
    Студенты получают яркие и разнообразные впечатления и остаются довольны практикой. Это видно хотя бы из такого факта. Сперва, когда практика только начиналась, желающих записаться на поездку в Киев было мало, и группа формировалась с трудом. Однако теперь от желающих нет отбоя. Студенты начинают интересоваться перспективами поездки за три-четыре месяца до нее, и поскольку лимиты ограничены, главная проблема сейчас - успеть записаться, пока не опередили однокурсники. По нашему мнению, данная выездная практика способствует пробуждению у студентов интереса к музеям.