ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)


УДК 371.335:069.017:929 Блещунов (477.74)

3. Шинчук

Музей и школа. Перспективы сотрудничества     (скачать pdf)


Аннотация: С декабря 2008 г. в Одесском муниципальном музее личных коллекций им. А. В. Блещунова регулярно проводятся методические семинары-тренинги "Создаём музей вместе" для преподавателей общеобразовательных школ города. Проект является одним из этапов планомерного, комплексного сотрудничества музея и школы и позволяет перейти к систематической работе.
Ключевые слова: Музей Блещунова, семинары-тренинги, преподаватели школ, сотрудничество музея и школы.

    Одесский муниципальный музей личных коллекций им. А. В. Блещунова (далее - ОММЛК) имеет яркие индивидуальные черты. Его небольшие залы-комнаты хранят одно из самых разнообразных по тематике собраний в Украине. При этом с одной стороны музей обладает очарованием камерности, а с другой - катастрофической нехваткой экспозиционного пространства и весьма скромным штатом сотрудников. Безусловно, такая ситуация имеет ряд особенностей в работе со школьниками и студентами, которые являются основной целевой аудиторией большинства музеев мира. Например, научный сотрудник Дома Блещунова может проводить экскурсию вне зависимости от её тематики для группы, в которой не более 12 человек. Таким образом, для обзорной экскурсии одного класса учащихся необходимо два или три научных сотрудника из пяти имеющихся. Иногда получается так, что в течение рабочего дня музей принимает группы из нескольких школ. Дети приходят неподготовленными к посещению музея, а педагоги часто раздражены необходимостью исполнения приказов свыше. Экспозицию составляет множество предметов небольших размеров, которые привлекают внимание детей, причём все и сразу. В такой обстановке лектор должен обладать не только знаниями, но и умением удерживать внимание аудитории на своём рассказе.
    Наряду с этим работа с маленькой группой даёт возможность что называется "достучаться" до сердца каждого ребёнка. Приведу пример одного из исследований, которые в течение последних пяти лет проводились в музее Блещунова. Каждому члену экскурсионной группы было предложено выбрать из множества картинок разнообразной тематики только одну, которая ассоциируется у него со словом "музей". Картинки выбирались дважды - до и после посещения экспозиции. Интересно, что у 80 % аудитории представление о музее до и после экскурсии радикально меняется. Иногда это связано с искренностью и мастерством экскурсовода, иногда с неожиданным решением экспозиционного пространства. В то же время секрет удачной экскурсии в музее во многом зависит от настроя преподавателя, который сопровождает учащихся. Именно его представление о будущем посещении влияет на восприятие детьми этого события. Не секрет, что отношение к музеям закладывается с детства. Слова и поступки взрослых, формируют систему приоритетов ребёнка, которая впоследствии служит своеобразным компасом. Особенно эффективным может стать планомерное, комплексное сотрудничество музейщиков и школьных наставников.
    Так у сотрудников ОММЛК появилась идея активнее наладить связь с заинтересованными в ней учителями. Был разработан стратегический план, в котором школа рассматривалась как полноправный партнёр и участник.
    Первым этапом этой работы стал поиск возможностей наладить диалог с системой школьного образования. В начале 2007 г. музей предложил Городскому управлению образования необычную форму сотрудничества. В течение нескольких дней его посетили завучи по внеклассной работе всех 120 школ города Одессы. Для них бесплатно провели экскурсии, которые знакомили как с экспозицией, так и с возможностями музея в целом. Для каждого были подготовлены информационные пакеты. Эту акцию можно было бы назвать "Шаг навстречу". Желание её провести было продиктовано необходимостью изменить представление о музее через личный опыт педагогов. Музеи могут предоставить широчайший спектр образовательных и воспитательных возможностей, которые пока ещё не задействуются в полной мере. Есть ещё один важнейший аспект, который также недооценён - это школьный музей.
    Так у сотрудников ОММЛК появилась идея активнее наладить связь с заинтересованными в ней учителями. Была задумана серия семинаров под общим названием "Создаём музей вместе". Они адресованы педагогам общеобразовательных школ города, которые хотят создать школьный музей или трансформировать уже существующий. Осенью 2008 г. мы снова обратились в Городское управление образования с предложением распространить информацию об этой инициативе. По нашему замыслу его участниками должны были стать творческие коллективы педагогов и учащихся, которые будут создавать в своей школе музей.
    Первый семинар-тренинг был задуман как информационный, ломающий стереотипы в отношении тематики школьных музеев. Он состоялся в декабре 2008 г. В нём приняли участие учителя с учениками из пяти школ города. Результатом стали сформулированные концепции будущих музеев и планы работы по их созданию. Этот проект был высоко оценен Центром развития музейного дела и награжден стипендией "Программы поддержки музейных работников (2009-2010 гг.)".
    Последующие семинары, которые прошли в 2009-2010 гг. были разработаны как методические, дающие конкретные знания о разнообразной музейной деятельности. А именно: исследовательской работе, правильном учёте и хранении экспонатов, реставрации, проектировании экспозиции, создании выставочных проектов, проведении тематических лекций и мастер-классов, о возможностях работы школьного психолога в пространстве музея. Участники узнали о том, что такое миссия музея, как составить SWOT-анализ. Также были подготовлены CD диски с нормативной базой музейного дела в Украине. Благодаря этому педагоги не только получили знания, но и изменилось их представление о музеях. Поменялось их отношение к работе в школьном музее, появились ясные цели, желание учиться и экспериментировать. Злосчастная поговорка "Инициатива наказуема" для некоторых из них перестала быть актуальной.
    Особенно радостно за тех учителей, которые, изменив своё отношение к ситуации, внесли новшества в свою работу, и за тех, кто не имея даже скромных возможностей для размещения уже накопленных экспонатов, смог осуществить свою мечту. Так, например, педагоги общеобразовательной школы № 31 разместили экспонаты школьного музея прямо в коридоре. В гимназии № 4 выпускники наших семинаров создали экспозиционный уголок из двух витрин в холе школы.
    Семинары показали хороший результат: активизирована работа ряда существующих школьных музеев, появились новые музеи там, где их не было раньше, сформированы инициативные группы учащихся, налажена связь с педагогами.
    Уверены, что предпринимаемые нами шаги делаются в правильном направлении, а учителя и повзрослевшие школьники с добрыми чувствами возвращаются в музей, который предстал перед ними в совершенно новом качестве.
    Музей поддерживает дружеские отношения с выпускниками семинаров "Создаём музей вместе". Мы информируем их обо всех наших событиях и достижениях. Специально для них был подготовлен праздник "Святки", который состоялся в Доме Блещунова 15 января этого года.
    Музей личных коллекций постоянно стремится расширить круг единомышленников. С этой целью уже несколько лет периодически проводиться мониторинг посетителей. Он выявляет недостатки в нашей работе и позволяет отследить эффективность распространения информации в СМИ и социальных сетях Интернет. Кроме того, так мы находим потенциальных партнёров и возможных волонтёров музея. Наши недавние исследования показали очень интересный результат.
    В течение октября и ноября 2010 г. в ОММЛК проходило анкетирование учителей, сопровождавших группы одесских школьников во время обзорных экскурсий. Практически все они выразили желание продолжить сотрудничество с музеем. Немалую роль в этом играет появление нового предмета в школьном образовании "Художественная культура". Выработать возможные варианты такого партнёрства может помочь изучение международной практики проведения урока в музее, когда тематическое занятие готовится педагогами и музейщиками совместно. А результаты таких уроков оцениваются школьными годовыми тестами. У нас много точек соприкосновения и немало желающих перейти к реальным шагам. Те усилия, которые мы приложим сегодня, дадут весомый результат лет через десять - двадцать. Но в то же время нельзя игнорировать необходимость этой работы и позволить себе равнодушную роль стороннего наблюдателя. Необходимо сосредоточиться на конкретных целях и выработать совместную стратегию - написать тексты занятий и разработать механизм посещений. В то же время есть множество проблем, решить которые без помощи городской и областной власти невозможно. Среди них - отсутствие у школ собственного транспорта, что существенно затрудняет доставку школьных групп в музеи на регулярные занятия. Безусловно, среди педагогов есть энтузиасты, но если рассматривать посещение музеев как неотъемлемую часть системы общего образования, то проблема транспорта не выглядит незначительной.
    Несмотря на очевидный прогресс, и весомый результат всех наших усилий, можно сказать, что это лишь очередной этап серьёзной долгосрочной работы.
    Мы находимся в начале большого пути, на котором встретится немало трудностей и проблем. Слишком многое необходимо сделать, чтобы постепенно перейти от отдельных шагов к систематической работе. Но мы надеемся, что наша инициатива будет поддержана и востребована в полной мере.