ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)




Е. Илясова

Открытое хранение: перспективы развития экспозиции и фондов     (скачать pdf)


    В экспозициях большинства музеев мира представлена лишь небольшая часть их коллекций. И если по разным оценкам, у небольших музеев - 15-20 % основного фонда, то у крупных музеев примерно 1-5 %. Соответственно, остальная, во много раз большая часть собрания находится в фондохранилище, в которое доступ для посетителей обычно закрыт. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям весьма актуальна.
    В отдельных музеях применительно к некоторым коллекциям используется форма открытого хранения фондов, позволяющая посетителям осматривать каждый из предметов, находящихся в специально оборудованном для этого фондохранилище. Такая система хранения неизбежно ухудшает световой режим, поэтому для некоторых материалов она неприемлема. Открытое хранение фондов более безопасно для тех материалов, которые в наименьшей степени страдают от воздействия окружающей среды. Это - керамика, бесцветное стекло, некоторые виды металлов, поделочные камни и пр.
    Уже не одно десятилетие открытое хранение коллекций декоративно-прикладного искусства существует в России. Речь идёт не только о столичных музеях, таких, как, например, Центральный музей современной истории России (прежде музей Революции). Среди них и провинциальные музеи: Тольяттинский краеведческий музей, музей изобразительных искусств Республики Карелии, Великоустюгский музей-заповедник, и т. д. Причём новое фондохранилище последнего - это итог многолетнего серьёзного проекта по переоборудованию здания бывшего кинотеатра в специальное музейное хранилище. В 2007 г. фонды музея из множества приспособленных помещений были перемещены в здание депозитария, где и разместились многочисленные коллекции.
    Отдельного упоминания заслуживает создание реставрационно-хранительского центра
    "Старая Деревня" Государственного Эрмитажа. Проект начал осуществляться ещё в 1990 г., в связи с необходимостью перемещения ряда запасников и мастерских из перегруженных фондами исторических зданий музея, где условия хранения не отвечали современным требованиям. На сегодняшний день, реставраци- онно-хранительский центр (общей площадью 35 000 кв. м.) включает в себя пять зданий: непосредственно фондохранилище, выставочнолекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса. Большие площади фондохранилища отведены под открытое, то есть доступное для посетителей, хранение предметов, и эта система отвечает самым последним требованиям, как с функциональной, так и эстетической точки зрения. Отличительной чертой фондохранилища является продуманно организованное пространство и специально спроектированное и выполненное на высоком уровне оборудование. Система кондиционирования и вентиляции создаёт необходимый микроклимат в помещении хранения. Центр "Старая Деревня" - хранилище, созданное совместным трудом дизайнера, реставраторов и хранителей - позволяет посетителям получить достаточно полное представление о многочисленных и разнообразных коллекциях, бывших до этого "невидимыми" для музейной аудитории.
    Таковы тенденции развития музеев за рубежом и, в частности, в ближнем зарубежье. А что происходит у нас в Украине? Безусловно, в музеях создаются новые экспозиции, отдельные музеи реконструируются и даже открываются новые. Но при этом, к сожалению, не учитывается ни опыт зарубежных коллег, ни новейшие тенденции организации музейного пространства, не рассматривается создание системы открытого хранения.
    Исключением из общего ряда является Одесский муниципальный музей личных коллекций им. А. В. Блещунова, который с 2007 г. использует систему открытых фондов. При том недостатке экспозиционных площадей и дефиците финансовых средств, который испытывают наши музеи, речь шла не о создании специально оборудованного депозитария, а о внедрении системы открытого хранения в постоянную музейную экспозицию.
    Впервые в нашем музее она была применена при создании экспозиции "Дамская гостиная" для демонстрации отреставрированной коллекции вееров XVIII-XIX вв. Экспозиция, построенная по принципу "открытого хранения" значительно отличается от традиционной тем, что удачно соединяет в себе функции выставочного помещения и фондохранилища. Коллекция вееров была размещена в выдвижных ящиках специальных шкафов-стеллажей, совмещающих функции витрины и сейфа. Веера в них выглядят особенно эффектно и защищены от негативного воздействия внешней среды.
    Создание подобной экспозиции с самого начала предполагало активное участие взрослой и детской аудитории в процессе музейной коммуникации. Благодаря системе открытого хранения в постоянной экспозиции была создана особая интерактивная зона. Каждому посетителю предоставлена возможность самостоятельно открывать застеклённые ящики- полки, тем самым он получает личный опыт в освоении музейного пространства и коллекции. Скрытая на первый взгляд от посетителей часть экспозиции постоянно используется как в интерактивных занятиях, так и при разработке сопроводительных материалов (листков активности, творческих заданий, интерактивных путеводителей).
    Применение отдельных экспозиционных приёмов системы открытого хранения в музее активно продолжается. Благодаря этому подходу постоянная экспозиция постепенно расширяется. Так, в открытом после реэкспозиции в январе 2011 г. зале "Христианство" впервые целиком представлена коллекция российской меднолитой пластики XVIII-XIX вв. Большинству произведений из этой коллекции ещё только предстоит пройти этап изучения. Однако их появление создаёт в зале особую атмосферу, предоставляет посетителям возможность познакомиться с неизвестными ранее коллекциями и лучше понять специфику научно-исследовательской, реставрационной и хранительской работы музея.
    В последующем системой открытого хранения планируется оснастить все экспозиционные залы музея.