ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 10)




Ц. Хамула

Памятник римской пластики из частной коллекции: бронзовый бюст Силена     (скачать pdf)


Аннотация: Вводится в научный оборот ранее неизвестный памятник римской пластики, найдены его ближайшие аналогии.
Ключевые слова: римская пластика, Силен.

    В одном из частных собраний Украины хранится интересный и редкий для Северного Причерноморья бронзовый бюст Силена римского времени. Среди находок металлических бюстов в Северном Причерноморье известен разве что бюст царицы Динамии, найденный в 1898 г. в имении И. П. Кулековича1. Точное происхождение изучаемого нами бюста неизвестно. Известно только, что до 1998 г. он находился у скульптора и собирателя М. М. Кутеповой (1917-2000). По словам М. М. Кутеповой этот бюст попал к ней из рук лица, перекупившего этот памятник у одесского купца и коллекционера П. А. Мавро- кордато. Возможно также, что памятник мог быть приобретен в Италии в кон. XIX - нач. XX вв. Ныне бюст расчищен от наслоений и коррозии. Мне довелось видеть его до реставрации. Он был покрыт толстым слоем серо-зелёного цвета, полностью закрывавшего серебряную инкрустацию. Внутренняя часть головы была полностью заполнена кристаллической массой окислов ярко-зелёного цвета. Предварительная и небрежно произведённая реставрация, тем не менее, выявила до того скрытые от глаз детали отливки и декора бюста. Сейчас бюст покрыт тонким слоем воска. Высота бюста составляет 10,4 см, ширина 7,3 см. Голова Силена полая внутри, однако, стенки отливки очень толстые, с колебанием от 5-6 до 8-9 мм. Силен лысый, на его голове венок из плюща. Лоб ограничен с двух сторон симметрично расположенными плющёвыми листьями (8 листочков), 2 из которых, частично повреждены. Листья выполнены довольно пластично, они, красиво извиваясь, вносят ощущение живописности в образ силена. Венок переплетается строго по центру головы надо лбом. Голова представляет собой круглую пластику. Тем не менее, бюст рассчитан на фронтальный и трёхчетвертной взгляд и, вероятно, к чему-то крепился, в качестве украшения. Лицо имеет патетическое выражение, свойственное ещё эллинистической скульптуре времён Скопаса. Детали лица проработаны с почти ювелирной тщательностью. При внимательном рассмотрении чётко прослеживаются тонкие нюансы изображения надбровных дуг и морщинок переносья. Наш экспонат имеет все типичные признаки иконографического типа силенов позднего времени - маленький курносый нос, заострённые уши (верхний край левого уха съеден коррозией), полные губы, в особенности нижняя губа, кучерявая борода, разделённая на восемь прядей, плотно прилегающих по форме головы и шеи. Через правое плечо переброшена шкура животного (козла), о чём свидетельствует характерный рельеф отворота накидки, плотно перевязанной толстым шнурком. Интересной особенностью бюста является наличие серебряных вставок, сохранившихся хотя и частично, но, тем не менее, свидетельствующих об особо тщательной проработке некоторых деталей, а также, по моему мнению, о подлинности экспоната. Я думаю, что подельщики вряд ли бы стали возиться со столь проблемными мелкими деталями, да и к тому же закрытых наслоениями. Из сохранившихся деталей инкрустации видим левый глаз, и четыре бляшки на плаще. Правый глаз, вероятно, утрачен был давно, на его месте отчётливо прослеживается углубление, в которое последний и был вставлен. Судя по небольшим углублениям на плаще, следует полагать, что изначальное количество бляшек украшавших бюст силена, равнялось пятнадцати. Полуобнажённая грудь силена покрыта волосами, которые изображены небольшими дугообразными насечками расположенными попарно и обращёнными в разные стороны. Шкура также покрыта едва заметными
    насечками, идущими рядами и имитирующими её структуру. Сложно сказать, каким именно образом были нанесены эти насечки - на восковой модели или непосредственно на скульптуре уже после отливки. Так или иначе, эти элементы выглядят весьма декоративно и нарядно. Бюст можно датировать временем не ранее середины II в. н.э. Об этом свидетельствует трактовка глаза. Зрачок обозначен глубокой ямкой с обведенным полукружием радужки. Как известно, такой способ изображения глаза стал применяться художниками только со второй четверти II в. н.э.2
    Среди памятников, обнаруженных в Северном Причерноморье, аналогий бюсту пока не найдено. В общих чертах бюст напоминает т.н. атташи (кронштейны для крепления ручки-кольца) в виде мужских голов "свевов" (особая причёска, где волосы завязаны на одну сторону узлом) помещавшихся обычно по три штуки на широких устьях бронзовых котлов имевших распространение во II в. н.э. в Восточной Померании, Ютландии и Моравии изготавливавшихся для германской знати3. Тем не менее, это сходство имеет место только в общих чертах. Ни иконографически, ни технически наш бюст, скорее всего, не мог служить украшением именно такого типа и вот почему. Дело в том, что все известные атташи имеют дужку для кольца, располагавшуюся либо на самой голове, как в атташах котла из Чарновко4, либо сразу за головой, как на котелке из Мушова5, или же, за головой имелся специальный роговидный вырост имевший функцию дужки, соприкасаясь заострённым краем с поверхностью котелка. Такова, например, головка, найденная в Мордовии в деревне Новый Усад в Пензенской губернии в 1899 г.6
    Тыльная поверхность на срезе нашего бюста в отличие от упоминаемых "свевов" абсолютно ровна, лишь затылок слегка выступает над общей плоскостью. Эта равная плоскость не даёт возможности утверждать, что этот бюст крепился на хоть сколь угодно широкую, но тем не менее, округлую поверхность котла или иного сосуда. Кроме того он не имеет абсолютно никаких следов дужек или выступов. Можно лишь предположить, что он мог крепиться на краю поверхности, заканчивающейся там, где оканчивался срез шеи и начинается слегка выступающий за пределы плоскости затылок. Таким образом, особенности нашего бюста заставляют сделать предположение о том, что он крепился к некой поверхности, которая не была круглой, и скорее всего он не мог также служить декоративным креплением для ручки, хотя, вероятно, имитирует образцы, служившие именно таким целям.
    Его общая иконография также близка некоторым маскам под ручками позднеэллинистических бронзовых сосудов, к изучению которых я обращался7. Но, рельефные головки под ручками сосудов имеют декорированное соединение с ручкой (ойнохои) и петли (ситулы), чего не имеет наш бюст.
    Зато среди находок в Великой Греции я обнаружил полные аналогии нашему бюсту. Речь идёт о бронзовых бюстах из раскопок Геркуланума и Помпей. В книге X. Роукса-Айна и М. Л. Барра посвящённой каталогизации находок из Помпей и Геркуланума мне удалось обнаружить изображения нескольких бронзовых бюстов силенов полностью идентичных нашему8. Эти же бюсты ещё раньше опубликованы Франческо Пиранези и др.9 К сожалению, эти авторы не поясняют предполагаемое нами функциональное предназначение этих бюстов, ограничиваясь лишь общим формальным описанием, вероятно, считая такие изображения вполне самостоятельными произведениями. Кстати за это говорит то, что они изображены они у Роукса-Айна на подставках. Современны ли эти последние бронзам нам не известно, скорее всего, что нет. Можно полагать эти изображения копиями, восходящими к некому греческому оригиналу эллинистического времени. Римские копии обычно предполагают определённые вольности в трактовке10, пластические вариации и зеркальность изображений, что хорошо прослеживается при сравнении нашего бюста с помпеянскими. Самой близкой аналогией я полагаю бюст силена из Вены11. Он практически полностью идентичен исследуемому бюсту из частной коллекции. Единственно, что отличает бюст из книги Эдуарда Фрейха от нашего, так это его зеркальное изображение. Очень близок к нашему бюсту, насколько позволяет судить рисунок, другой бюст силена12. Относительно близким, думаю можно считать и бюст силена у Монфакона13.
    Изучаемый нами бронзовый бюст силена можно датировать второй половиной или концом II в. н.э. К сожалению, пока невозможно сказать элементом украшения какого сосуда или предмета служил наш бюст, всё же тот факт, что он был именно таковым остаётся несомненным. Это ни сколько не мешает по достоинству оценить его высокие художественные достоинства в контексте позднеантичного искусства, ставшего к тому времени на путь упадка. Общий выразительный характер изображения силена ещё носит следы расцвета античной пластики, восходящей к лучшим образцам эллинистической скульптуры круга Скопаса.

1 Ростовцев М. И. Бронзовый бюст Боспорской царицы и история Боспора в эпоху Августа // Древности. Труды императорского Московского археологического общества. - Т. XXV. - М., 1916. - С. 1-8.
2 Вощинина А. И. Бюст Цезаря в собрании Эрмитажа // Культура и искусство античного мира / Сб. статей. - Л., 1971. - С. 72.
3 Ахмедов И. Р. "Свев" из Мордовии. К изучению культурных контактов Поволжских финнов в III в. н.э. // Российская археология. - № 1. - М., 2010. - С. 28- 29.
4 Там же. - С. 29.
5 Там же.
6 Там же. - С. 26, 28.; Случайные находки и приобретения // Отчёт Археологической кКомиссии за 1897 г. - СПб., 1900. - С. 68- 69.
7 Жебелев С. Эчмиадзинская бронза // Сборник статей изданный императорским Одесским обществом истории и древностей в честь почётного члена Эрнста Романовича фон-Штерна. - Одесса, 1912. - С. 218; Хамула Д. В. Образ Диониса-винограда в античной коропластике // Вісник Харківської державної академії дизайну и мистецтв: Зб. наук. пр. / [за ред. В. Я. Даниленка]. - Харків, 2008. - №8. - С. 101; Хамула Д. В. Генезис художественного образа Диониса античной коропластики в контексте дионисийской религии. Маски Диониса Одесского археологического музея // Харківська державна академія дизайну и мистецтв. Традиції та новації у вищій архтектурно-художній освіті. Зб. наук. пр. / [під загальною ред. Н. Е. Трегуб]. - Харків, 2008. - №4,5,6. - С. 94; Хамула Д. В. Дионис в античной коропластике и вазописи Северного Причерноморья: семантика в контексте культа. - Одесса, 2009. - рис. 2.1.1.; Tsimbidou-Avlonti M. Derveni-Sedes // I Macedoni I Greci del Nord. Mostra temporanea 21 decembre 1995- 21 maggio 1996. Palazzo Ruspoli, Roma. - Atene: Pubblica- to Edizioni Kapon-Grecia, 1995. - S. 224- 225; Штерн Э. Р. Несколько античных бронз из коллекции Одесского музея // Записки Одесского общества истории и древностей. - Одесса, 1911. - Т. XXIX. - табл. I, c. 31; Одесский археологический музей АН УССР. - К., 1983/ - № 91; Greek and Cypriote antiquities in the Archaeological museum of Odessa. - Nicosia: Found. Anastasios G. Leventis, National Acad. Of Sciences of the Ukraine Archaelogical Museum of Odessa, 2001. - 108 A, 108 B, s. 62- 63; Кубанская область. Раскопки H. И. Веселовского // Отчёт Импер. Археологической Комиссии за 1899 г. - СПб., 1902. - С. 49.
8 Roux Aine H. Herculanum et Pompei. Recueil general des peintures, bronzes, mosaiques, etc. Le Antichita di Ercolano, il Museo Borboniko; [Et accompague dun texte explicatif rar M. L. Barre]. - Paris: Librairie de Firmin Didot freres, fils Rt C', M DCCC LXII - T. VII. - pl. 3, s. 6-8]
9 Piranesi F. et P. Antiquites d'Herculanum; [Gravees par Th. Piroli, avec une explication par S.-Ph. Chaude]. - T. IV: Bronzes. - A Paris: Chez Piranesi, Freres, place du Tribu- nat, Leblanc, Imprimeur - Libraire, maison Abbatiade Sant- Germain-des-Pres, An XIII. = 1805. - tau. 8; 14, pag. 23.
10 См.: Geomini W. Zwischen Kennerschaft und Cliche. Ro- mische kopien und die Geschichte ihrer Bewertung Rezep- tion und Identitat. Die Kulturelle Auseinandersetzung Roms mit Griechenland als europaisches Paradigma Ed. G. Vogt- Spira, B. Rommel. - Stutgart, 1999. - S. 38- 59.
11 Freih Eduard. v. Sacken. Die Antiken bronzen des K. K. Munz- und Antiken-Cabinetes in Wien. - Wien: Wilhelm Bramuller, 1871. - taf. XXVIII-5, s. 66.
12 Caylus, Anne Cl. Ph. de. Des Herrn Grafen Caylus Sam- mlung von Aegyptifchen, Hetrurifchen und Romifchen Alterthumern. - B-d II. - Nurnberg: Herausgegeben von Adam Wolfgang Winterfchmidt, Rupferftecher und Run- fthandler in, 1766. - tab. LXV-2.
13 Montfaucon B. Supplement au livre de L'Antiquite Expli- quee et Representee en figures. - T. I. Les dieux des Grecs ex des Romains; [Par Dom Bernard de Montfaucon]. - A Paris: Chez La Veuve Florentin Delaulne, La Veuved'Hilaire Foucault, Michel Clousier, Et Pierre-Francois Giffart, M. DCC. XXIV. - РІ. LXI-5, pag. 160.