Р. Бродавко

Право на долгую память
                                                                                                            
    После ухода писателя остаются его книги, после ухода художника - картины, после ухода композитора - ноты его произведений. После ухода актера докиношной, дотелевизионной эпохи - только воспоминания. "Актер сверкнет, как яркая комета, затем погаснет в звездной тишине", - когда-то пели исполнители доброй и умной программы в Доме актера ВТО, посвященной ушедшим мастерам сцены.
    Актриса, о которой пойдет речь, свыше сорока лет своей долгой жизни отдала украинской сцене. Многие спектакли с ее участием стали этапными в истории Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько, о ней осталась память как об актрисе яркого дарования.
    Екатерина Федоровна Загорянская родилась в интеллигентной семье, где любили литературу и искусство. С юных лет она хотела стать учительницей и, окончив педагогическое училище, овладела этой профессией. Но годы учебы в Киеве повлияли на все ее дальнейшую судьбу: молодая учительница "заболела" театром. Потому, недолго поработав в школе, в 1918 г. Загорянская поступила в студию при Киевском муздрамтеатре имени Н. Лысенко в класс профессора Александра Загарова, мхатовца, одаренного режиссера и актера. В 1919 г., еще, будучи студенткой, вышла на сцену Киевской госдрамы имени Т. Шевченко: сыграла Мавку в "Лесной песне" Леси Украинки и Агафью Тихоновну в "Женитьбе" Гоголя.
    На рубеже двадцатых годов Загорянская играла в нескольких украинских труппах. Событийным для себя она считала участие в знаменитом спектакле Леся Курбаса "Гайдамаки" по поэме великого Кобзаря.
    В 1925 г., когда была создана Одесская Держдрама, Загорянская была принята в ее труппу. Партнерами Екатерины Федоровны стали выдающиеся мастера украинской сцены - Юрий Шумский, Наталья Ужвий, Полина Нятко, Лидия Мациевская, Иван Замычковский. Она успешно сыграла одну из центральных ролей в спектакле "Композитор Нейль", поставленном режиссером Марком Терещенко в декабре 1925 г., и сразу же обратила на себя внимание одесской театральной публики.
    13 ноября 1926 г. состоялась премьера комедии "За двумя зайцами", которую поставил Василий Василько, ставший после этого главным режиссером Одесского украинского театра. Спектакль был по настоящему новаторским и событийным. Екатерина Федоровна сыграла в нем эпизодическую роль Химки, служанки в доме Прони и ее родителей. Сыграла ярко, темпераментно. Во внешней непосредственности ее комедийного персонажа явно проглядывалось лукавство и ирония, с которой Химка относится к своей госпоже. Образ получился ярким, многогранным, запоминающимся.
    А через месяц - премьера спектакля "Мораль пани Дульской" в постанове режиссера М. Тинского, в котором Загорянская исполнила роль Ганны. И снова - успех.
    В конце 1926 г. В. Василько поставил в Одессе спектакль "Конец Криворыльска" по пьесе Б. Ромашова с Любовью Гаккебуш в главной роли. Спектакль пользовался большим успехом, о нем много писали. В числе несомненных актерских удач отмечали Е. Загорянскую в роли Розы Бергман.
    Первое пятилетие в Держдраме стало для Загорянской периодом накопления исполнительского опыта. Она создает острохарактерные образы и с успехом играет лирических героинь. В начале тридцатых актриса великолепно сыграла Клариче в "Слуге двух господ" в постановке Владимира Вильнера и Звонцову в "Егоре Булычеве". Затем - Мария Антоновна в "Ревизоре", где Юрий Шумский играл Хлестакова, а Иван Замычковский - Городничего. Критика отмечала яркий темперамент актрисы, остроту ее комедийного дарования.
    Дальше - Дездемона в трагедии У. Шекспира "Отелло", Марина Мнишек в "Борисе Годунове" Пушкина. Эти два спектакля ставил Иван Юхименко, который увидел в Загорянской способность создавать глубокие, психологически достоверные женские образы. А рядом с этими героинями - острохарактерная роль Мигачевой в комедии А. Н. Островского "Не было ни гроша, а вдруг - алтын". Партнерами Екатерины Федоровны в этом спектакле были Анна Мещерская, Лидия Мациевская, Иван Твердохлиб.
    Екатерине Федоровне было присуще глубокое понимание украинской классической драматургии. Она начинала свой творческий путь рядом с теми, кто рука об руку работал с корифеями украинского театра, кто закладывал основы национальной сценической культуры. Это была школа, уроки которой Загорянская восприняла навсегда. Наверное, поэтому столь запоминающимися были ее София в "Безталанній" Ивана Тобилевича, Маруся в "Лимерівні" Панаса Мирного, Лучицкая в "Талане" Михаила Старицкого.
    Заметным событием в театральной жизни середины 1930-х г. стал спектакль Одесского украинского театра "Платон Кречет" по пьесе А. Корнейчука в постановке режиссера М. Есипенко. "Платон Кречет", несомненно, лучшее произведение этого драматурга, в котором привлекают и острота проблематики, и глубина характеров главных героев. В работе над спектаклем принимал участие сам автор, который восхищался великолепной труппой Одесского украинского театра. Роль Лиды в этом спектакле с успехом исполнила Е. Загорянская.
    В 1939 г. В. Василько, вновь возглавивший Одесский украинский театр, поставил спектакль "Поетова доля" по пьесе Саввы Голованивского, в котором в роли Тараса Шевченко выступил Иосип Маяк, а в роли Ольги, его невесты, Екатерина Загорянская. Спектакль вызвал огромный интерес у публики. Постановщик В. Василько был удостоен Шевченковской медали, а исполнители главных ролей были отмечены правительственными грамотами.
    В годы войны Загорянская с труппой театра была эвакуирована в Киргизию. В условиях эвакуации приходилось много играть, постоянно выступать с концертами в воинских частях и госпиталях. Она это делала с неизменным успехом. В 1944 г. Загорянская с труппой театра возвратилась в Одессу.
    Одним их первых премьерных спектаклей украинского театра в освобожденном городе был спектакль "Жди меня" по пьесе К. Симонова. Его премьера состоялась 17 октября 1944 г. В роли Лизы в нем выступила Екатерина Федоровна.
    Тема войны продолжала оставаться актуальной и после Великой Победы. В 1947 г. Борис Тягно осуществил на сцене украинского театра постановку инсценировки известного романа А. Фадеева "Молодая гвардия", где Загорянская создала яркий образ матери Олега Кошевого. Надолго оставалась в памяти и ее Джемма в спектакле "Овод".
    В конце сороковых - в пятидесятые годы Екатерина Федоровна была занята во многих спектаклях театра. Одной из лучших работ этого периода, несомненно, является Настя в "Патетической сонате" М. Кулиша в постановке Наума Орлова. Этот яркий, многоплановый спектакль ознаменовал возвращение произведений этого драматурга на украинскую сцену
    Однако, несмотря на загрузку в текущем репертуаре и далеко не исчерпанные возможности, Екатерину Загорянскую в числе большой группы известных и опытных актеров в конце пятидесятых "отправили" на пенсию. Была в то время такая компания: достигших пенсионного возраста мастеров, невзирая на их заслуги и возможность продолжать работу, - на "заслуженный отдых". Компания несправедливая и неразумная, поскольку "отправленные" на пенсию могли принести еще большую пользу театру. О неоправданном увольнении актеров и в том числе Е. Ф. Загорянской писал в проблемной статье, опубликованной в газете "Радянська культура", известный литературовед, театровед и критик А. В. Недзведский. Увы, его аргументы остались без внимания.
    Загорянская мужественно перенесла разлуку с театром. Она всегда была общественницей, два десятилетия - депутатом областного совета, а, выйдя на пенсию, продолжала выполнять общественный поручения в Одесском межобластном отделении театрального общества. Изредка снималась в фильмах Одесской киностудии. Одна из лучших ее работ в пожилом возрасте - Симофора в фильме режиссера Александра Черного о кондукторе одесского трамвая. Запомнилась и няня в сериале Говорухина "Место встречи изменить нельзя", выразительно сыгранная Екатериной Федоровной.
    На протяжении большого отрезка жизни Екатерина Федоровна имела плечо, на которое можно всегда было опереться, - им был боготворивший ее муж Владимир Григорьевич Вольский. Вольский - яркая фигура в истории театральной Одессы. Он начинал театральным администратором в начале двадцатых годов. Познакомившись с В. Василько, Владимир Григорьевич не просто работал под его руководством, а был настоящим сподвижником. Он до конца дней с гордостью говорил, что "служил с Василько". Когда в 1928 г. Василий Степанович уехал из Одессы на Донбасс, Вольский последовал за ним.
    В самом начале Великой Отечественной войны Владимир Григорьевич был назначен директором Одесского украинского театра. Война застала коллектив на гастролях в Минске. Во многом благодаря Вольскому театр удалось сохранить в военное лихолетье. Он же обеспечил быстрое возвращение коллектива в освобожденную Одессу. После ухода из театра Владимир Григорьевич многие годы работал директором производственного комбината Украинского театрального общества.
    Они были идеальной парой. У Загорянской и Вольского не было своих детей. Они воспитывали двух племянниц, Веру и Елену, которые впоследствии окончили Киевский государственный театральный институт имени И. Карпенко-Карого.
    Мне запомнился вечер в уютном зале нашего бывшего Дома актера, когда чествовали Екатерину Федоровну в связи с ее восьмидесятипятилетнем. Было много цветов, много добрых слов.
    - Это мой последний юбилей. Другого не будет, - сказала Загорянская, сходя со сцены. Как видно, предчувствовала скорый уход. Владимир Григорьевич ненадолго пережил ее…
     История театра - ветреная дама. Порой она легко забывает тех, кто своим многолетним трудом создавал ее. Конечно, определить место всех театральных деятелей в театральной истории невозможно. Но есть люди, заслужившие право на долгую память. Заслуженная артистка Украины Екатерина Федоровна Загорянская, безусловно, принадлежит к их числу.


Литература

1. Милешко В. Екатерина Федоровна Загорянская. // Большевистское знамя. - 1946. - 5 июля.
2. Зорич А. Талантливая актриса // Знамя коммунизма. - 1953. - 17 ферваля.
3. Андрієвський М. Заслужена артистка // Чорноморська комуна. - 1955. - 26 лютого.
4. Дьяконова З. Гаряче серце // Чорноморська комуна. - 1960. - 13 квітня.
5. Незвідський А. Актор пішов на песнію… // Радянська культура. - 1960. - 22 вересня.
6. Милешко В. Актриса большого душевного тепла // Знамя коммунизма. - 1976. - 9 сентября.
7. Голота В. Долгая сценическая жизнь // Вечерняя Одесса. - 1976. - 17 сентября.
8. Голота В. Вшанування актриси // Чорноморська комуна. - 1983. - 20 травня.





Нажмите на картинку для увеличения изображения
Спектакль "Борис Годунов". 1937 г.

Нажмите на картинку для увеличения изображения
Е. Загорянская. Одесса. 1955 г.


           
 


© Автор интернет-проекта: Рыбников Александр