ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 1)



С. Коган

Дела давно минувших дней, или судьба архива П.С. Столярского
(по материалам фондов Одесского историко-краеведческого музея).


    О существовании архива было известно давно. Дочь Петра Соломоновича Столярского Нелли Петровна часто рассказывала в доме моего учителя по классу скрипки, профессора В. З. Мордковича, с каким трудом ей удалось вывезти архив во время эвакуации, сохранить его, а затем привезти в Одессу. Члены дружной семьи Столярского - жена Фрида Марковна, дочь Нелли Петровна и ее супруг Семен Турий, с пониманием и терпением относившиеся к педагогической деятельности Петра Соломоновича, к его ежедневной, изнурительной, но любимой работе, не оставляющей времени на отдых, праздники и развлечения, годами собирали по крупицам архив.
    Уезжая второпях, под обстрелом вражеской авиации, оставили все имущество (в архиве сохранилась опись пропавших вещей в квартире и на даче), захватив только самое важное - семейные реликвии, составившие впоследствии архив.
    Нелли Петровна вернулась в Одессу в конце 1944 г. одна, похоронив мать и отца в Свердловске и получив извещение о гибели мужа на фронте.
    Единственной ценностью ее скудного багажа был архив. Его она и привезла домой. А дома то не было - квартиру на улице Пушкинской, 8, предоставленную П. С. Столярскому правительством перед войной ей не вернули. Имея направление на работу в школу имени Столярского, Нелли Петровна вместе с директором школы Г. Д. Бучинским активно занялась вопросами восстановления здания школы, разрушенного и сожженного фашистами. Усилиями педагогов М. Старковой, А. Бычач, Ф. Макстман, Л. Лемберского, В. Мордковича и других, школа функционировала. Она временно размещалась на четвертом этаже школы № 58 на Соборной площади (ныне школа № 121).
    В 1953 г. Нелли Петровна приказом Управления культуры за подписью начальника Б. Фрезе была освобождена от занимаемой должности завуча школы в связи с "отсутствием музыкального образования" и переведена на работу в детский сектор парка имени Шевченко. Работа оказалась сезонной, временной. После долгих хождений по инстанциям Нелли Петровну назначили администратором кинотеатра имени Котовского. Материальные трудности, неустроенность быта (Нелли Петровна проживала в одной комнатке в коммунальной квартире в доме № 3 по Лютеранскому переулку) не давали возможности содержать архив в нормальных условиях, и все хранилось до "лучших времен", которые, к сожалению, для нее не наступили.
    Коварная болезнь подкралась незаметно. И хоть врачи Сигал, Гологорский, Энгельштейн и др. консультировали ее бесплатно, лечение требовало немалых затрат. Но Нелли Петровна никогда не позволяла себе продать ту или иную реликвию из архива - других ценностей у нее не было. Ей помогали Давид Федорович Ойстрах, Елизавета Григорьевна Гилельс - в архиве сохранились бланки денежных переводов ими подписанные, а также от супруги Д. Ф. Ойстраха Тамары Ивановны Ротаревой.
    Самоотверженно, до последнего дня ухаживала за Нелли Петровной Ольга Львовна (Элька Лейбовна) Столярская - двоюродная сестра, дочь родного брата Петра Соломоновича Лейбы Шлемовича Столярского - музыканта, педагога, клезмера, у которого было трое детей - Соломон, Элька и Песах. Старший сын Соломон работал десятником (прорабом) на стройках, не был женат, страдал близорукостью и поэтому не был призван в армию. Но когда началась Отечественная война, добровольно ушел на фронт и погиб в мае 1945 года.
    Элька Лейбовна прожила тяжелую жизнь, до войны трудилась на фабрике. Эвакуировалась в Ташкент и работала ткачихой, а после войны вернулась в Одессу и работала контролером в кинотеатрах "Вымпел" и "Дружба".
    Младший сын Лейбы Шлемовича Песах был прекрасным музыкантом. Еще в детстве проявил большие музыкальные способности. Первые уроки игры на скрипке получил у отца, а затем у Петра Соломоновича, который приютил племянника в своей квартире по улице Преображенской, 58. Пейсах Лейбович или Петр Львович стал профессиональным музыкантом, аранжировщиком, играл на многих музыкальных инструментах, в том числе и на саксофоне.
    В 1931 г. женился на Эте-Рухль Яковлевне Сондак. У них было двое детей - сын Николай и дочка Любочка. В эвакуации Любочка умерла от голода. Коля выжил, работал на заводе, стал прекрасным специалистом. Сегодня Николай Петрович Столярский на пенсии. О нем речь впереди. А сейчас вернемся к Ольге Львовне.
    Человек нелегкой судьбы, одинокая Ольга Львовна преданно любила Петра Соломоновича Столярского и его семью, и свято хранила все, что было связано с его именем. Тридцать с лишним лет после смерти Нелли Петровны (они проживали вместе в одной квартире по адресу: улица Баранова, 2) она хранила архив, не допуская к нему непрошеных визитеров. Парализованная, прикованная страшным недугом к постели, она оказалась еще большим "Цербером" чем Нелли Петровна. А желающих приобрести архив оптом и в розницу было более чем достаточно. Поступали и серьезные предложения: известный искусствовед С. Мельник, живущий в Израиле, автор многих книг, вышедших в серии "Евреи в мировой культуре" предлагал передать архив в Иерусалимский Университет.
    Но Ольга Львовна категорически отказалась. Она мечтала создать в своей комнате своеобразный музей архива Столярского. Сохранилось письмо Ольги Львовны, адресованное всемирно известной скрипачке, ученице П. С. Столярского Елизавете Гилельс, в котором Ольга Львовна писала: "Я хочу привести все в порядок и создать в квартире уголок Петра Соломоновича в виде маленького музея, куда бы могли приходить его ученики и друзья Нелли Петровны, чтобы можно было вспомнить об этом прекрасном человеке и музыканте". По многим причинам этой мечте не суждено было сбыться. В 1997 году Ольги Львовны Столярской не стало.
    И тогда архив оказался в квартире Николая Петровича Столярского, последнего представителя славной семьи Столярских.
    После нашего знакомства Николай Петрович решил безвозмездно передать архив в Одесский историко-краеведческий музей. Музей с благодарностью принял дар Н. П. Столярского и в театральной гостиной устроил презентацию архива, на которой Николай Петрович передал на вечное хранение в музей орден Трудового Красного Знамени, которым был награжден П. С. Столярский, а также ряд личных вещей Петра Соломоновича.
    На этой презентации к Николаю Петровичу обратился корреспондент телевидения с вопросом: "Что Вас подвигло на такой шаг? Ведь перед музеем стоит вереница коллекционеров, желающих приобрести любой экспонат". Николай Петрович резонно ответил: "Памятью предков не торгуют". Среди большого количества документов внимание привлекает письмо Д. Ф. Ойстраха, адресованное Нелли Петровне Столярской в связи с кончиной Петра Соломоновича: "Дорогая Нюсенька! Спешу ответить тебе на письмо, которое я получил сегодня через Ливонта (Ш. Ливонт - известный скрипач, профессор Вильнюсской консерватории, ученик П. С. Столярского. - С. К.). Ты справедливо упрекаешь меня за мое молчание, но ты не представляешь себе, как тяжело было мне писать тебе в первые дни после смерти дорогого Петра Соломоновича (письмо датировано 18 июля 1944 г., а Столярский скончался 29 апреля. - С. К.).Тебе должно быть понятно, что я не мог найти слов, которыми мог тебе передать мое горе по поводу случившегося…".
    Д. Ф. Ойстрах пишет далее о трудностях, с которыми он столкнулся, желая опубликовать некролог о П. С. Столярском в Центральных газетах. "…Сколько огорчений я испытал, добиваясь помещения некролога в "Правде". Когда с большим трудом мне удалось через ЦК добиться принципиального согласия на помещение некролога, и требовался только звонок или записка из Комитета о том, что последний поддерживает просьбу учеников - Храпченко (в те годы председатель Комитета по делам искусств при ЦК КПСС. - С. К.) отказался это сделать. Только по этой причине некролог не был помещен в центральной прессе.
    Остальные вопросы, связанные с восстановлением школы и стипендиях, как здесь объясняют, должны быть возбуждены в местных одесских организациях и поставлены на решение Украинского правительства".
    И далее Давид Ойстрах выражает уверенность, что "школа будет отстроена, что опять туда будут ходить маленькие, чудесные детки, учиться музыке, а мы будем показывать им большой портрет Петра Соломоновича, рассказывать о его жизни и деятельности, будем стараться, и, прививать им в такой же мере любовь к искусству и труду, в какой это делал наш дорогой учитель.… Жизнь Петра Соломоновича была исключительно заполненной и целеустремленной, он обществу дал так много, что заслужил себе право на память, уважение и преклонение не только тех, кто лично с ним соприкасался и находился под влиянием его необычайного обаяния, но и множество людей только слышавших о нем. Петр Соломонович прожил чудесную, достойную изучения жизнь и достойно ее кончил.
    
                                                                                                         Твой Додик".
    
     П. С. Столярский при жизни был обласкан советской властью. Ему было присвоено почетное звание Народного артиста Украины, профессора, предоставлены квартира и дача на Французском бульваре, подарен автомобиль М -1, построена школа, названная его именем. По поводу этих благ Петр Соломонович с присущим ему чувством юмора говорил: "Обычно спрашивают, что мне дала советская власть, но при этом забывают, что я дал советской власти".
    Победителем Первого Всеукраинского конкурса молодых исполнителей в Харькове, в 1930 г. стал выпускник одесского Муздрамина им. Бетховена, ученик П. С. Столярского Давид Ойстрах.
    И хотя Д. Ойстрах уже переехал в 1929 г. в Москву, его участие и победа в этом соревновании положили начало триумфального шествия учеников П. С. Столярского, Б. М. Рейнгбальд и М. М. Старковой на последующих Всесоюзных и Международных состязаниях.
    К Первому всесоюзному конкурсу (1933) музыкантов-исполнителей готовилась вся страна. Победителем стал ученик П. С. Столярского Самуил Фурер.
    Ошеломляющий успех выпал на долю ученика Берты Михайловны Ратнгбальд Эмиля Гилельса. Победителем на Третьем международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве в 1937 г. стал ученик М. М. Старковой Яков Израилевич Зак. Ему была присуждена первая премия - Золотая медаль и специальный приз за лучшее исполнение мазурок Шопена.
    Одесская скрипичная и фортепьянная школы завоевывают мировое признание.
    Педагогическая система П. С. Столярского, его метод воспитания и обучения музыкантов стали предметом пристального изучения во всем мире. Жак Тибо и Иозеф Сигетти восторженно отзывались об учениках П. С. Столярского. Единомышленником Петра Соломоновича в организации музыкальной школы для одаренных детей была Берта Михайловна Рейнгбальд - талантливый педагог, в классе которой учились прославленные впоследствии музыканты Оскар Фельцман, Дмитрий Тасин, Генриетта Марвис. Но звездой первой величины среди ее учеников был великий пианист XX столетия Эмиль Гилельс. В 1933 г. усилиями П. С. Столярского и Б. М. Рейнгбальд в Одессе была открыта первая в стране музыкальная школа при консерватории (находилась школа в Лютеранском переулке) с обязательным изучением общеобразовательных дисциплин. Школе было присвоено имя профессора П. С. Столярского. А еще ее стали называть "кузницей талантов". Подобной школы в стране еще не было. В Москве, Ленинграде и Киеве такие школы были открыты позднее.
    В 1938 г. музыкальная общественность Одессы торжественно отметила сорокалетие педагогической деятельности П. С. Столярского. Праздничный концерт состоялся в оперном театре. А в следующем, 1939 г. на Сабанеевом мосту было выстроено новое здание школы по проекту архитектора Ф. Троупянского.
    Сбылась многолетняя мечта П. С. Столярского о специальной школе-интернате для талантливых детей. Но началась Отечественная война. Гонимый войной, Петр Соломонович Столярский с семьей оказался в Свердловске. И здесь пригодился опыт в организации школы для детей. Петр Соломонович сразу же занялся формированием такой музыкальной школы. Одним из первых его учеников оказался сын Давида Федоровича Игорь Ойстрах, который эвакуировался с матерью в Свердловск. Именно в этот период занятий в классе П. С. Столярского расцвел и окреп талант молодого скрипача. Время пребывания П. С. Столярского в Свердловске было для него и его семьи очень тяжелым. Бытовые лишения, голод и холод, болезнь и перенесенная операция, смерть жены и гибель зятя на фронте подорвали здоровье П. С. Столярского. Он с трудом передвигался, но продолжал работать. Д. Ф. Ойстрах, желая помочь Петру Соломоновичу, предложил ему переехать в Москву и обещал работу в Московской консерватории. Но П. С. Столярский отказался. Его бодрила надежда на скорое освобождение Одессы от фашистов и возможность вернуться в родной город, в любимую школу.
    Как обрадовался П. С. Столярский, как был счастлив, когда услышал по радио 10 апреля 1944 г. сообщение об освобождении Одессы. И как глубоко переживал, как был потрясен, узнав, что фашисты сожгли здание школы. Он потерял сознание, его отвезли в больницу. 29 апреля 1944 г. Петра Соломоновича Столярского не стало.
    В архиве хранится письмо на имя Н. С. Хрущева, которое подписали Д. Ойстрах, Э. Гилельс, Я. Зак, М. Фихтенгольц и другие выдающиеся деятели музыкальной культуры с просьбой о перезахоронении П. С. Столярского в Одессе, а также о назначении его дочери Нелли Петровне, оставшейся без средств к существованию, персональной пенсии. К сожалению, оба ходатайства были отклонены. А в Одессе стояли руины здания школы. Леонид Соболев, посетив Одессу вместе с К. Симоновым сразу после ее освобождения писал: "Десятки домов стоят на улицах, еще тлея в перекрытиях. Так, мы увидели у набережной красивейшее здание школы имени Столярского. Развалины еще дымились, огоньки перебегали под пеплом обугленных балок, и странно было услышать из тлеющих руин звуки рояля.
    Зайдя во двор, мы увидели одесского парнишку за великолепным роялем. Рядом, в нише ворот, стояло еще пятнадцать совершенно целых инструментов. Их вытащили из огня преподаватели школы. И на уцелевшей колонне подъезда уже белел рукописный листок, объявляющий о наборе слушателей в новом помещении школы".
    И пришли ученики - те, кто выжил в этой страшной войне, кто вернулся в Одессу, и хотел продолжать заниматься в школе Столярского. Вернулись из эвакуации преподаватели: Фаня Ефимовна Макстман, Леонид Давидович Лемберский, Вениамин Зиновьевич Мордкович, Михаил Моисеевич Гринберг, Вениамин Наумович Пронин, Абрам Яковлевич Бессель.
    Концертмейстерами в классах этих преподавателей работали талантливые пианисты: Э. Брейтман, В. М. Высоцкая, А. З. Май, Л. Я. Саксонский. Довоенное поколение учеников П. С. Столярского: Н. Бронфман, М. Унтерберг, А. Зиссерман, Э. Грач, С. Грунтваг передали эстафету молодежи, которая прославила школу в 50-60 годы: Р. Файн, С. Снитковский, Н. Бучинская. Среди пианистов блистали имена О. Ступаковой, Е. Могилевского, Б. Блоха.
    Почти за полувековую историю педагогической деятельности П. С. Столярского (началом ее считают первый концерт учеников класса Петра Соломоновича, состоявшийся в Одессе в 1898 г.), сотни, тысячи учеников стали солистами: Я. Хейфец, М. Эльман, Н. Мильштейн, Д. Ойстрах, Е. Гилельс, М. Фихтенгольц, С. Фурер; педагогами: В. Мордкович, М. Унтерберг; дирижерами: Г. Столяров, Д. Ойстрах; ансамблистами, оркестрантами. В классе П.С. Столярского начинал свое знакомство с музыкой будущий писатель Исаак Бабель, который впоследствии напишет в рассказе "Пробуждение": "Все люди нашего круга - маклеры, лавочники, служащие в банках и пароходных конторах - учили детей музыке… Одесса была охвачена этим безумием больше других городов. И, правда, - в течение десятилетий наш город поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира. Из Одессы вышли Миша Эльман, Цимбалист, Габрилович, у нас начинал Яша Хейфец".
    Архив П. С. Столярского, несомненно, представляет огромную ценность и является предметом изучения не только сотрудников Одесского историко-краеведческого музея, но и всех, кому интересна эта тема.

Нажмите на картинку для увеличения изображения
П.С.Столярский (1871-1944).
Одесса. 1939 г.