ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 1)



В. Солодова

Немецкие этнографические экспозиции в музеях Юга Украины

    Музейные экспозиции весьма разнообразны. Они могут знакомить с историей как страны в целом, так и одного региона, города, села, раскрывать общественно-политические стороны жизни, а также характеризовать национальное своеобразие и развитие того или иного народа.
    К сожалению, экспозиции, связанные с немецким этносом, в ретроспективе развития и совершенствования музейного дела на Юге Украины еще не были предметом исследования. Если и рассматривались этнографические музейные собрания, то только с позиции изучения быта и культуры, в основном, коренного населения - украинцев, а также болгар, молдаван и евреев.
    Для раскрытия темы были использованы не только материалы архивов, но и обследованы областные и районные историко-краеведческие музеи, музеи на общественных началах Одесской, Херсонской и Николаевской областей, а также города Запорожья и Симферополя (Автономная Республика Крым).
    Экспозиций, отображающих жизнь и быт причерноморских немцев на рубеже ХIХ-ХХ вв., не существовало. Исключение составляли отдельные экспонаты, экспозиционные разделы, поступления от частных лиц немецкого происхождения. Например, музейное собрание Одесского общества истории и древностей, состояло из археологических памятников, поступавших и от немецких колонистов. Они находили их на своих землях. В 1869 г. колонист Лого передал в музей Общества старинный ружейный курок и шесть медных польских монет. Конрад Келлер в своем исследовании о немецких колониях южной России, подтверждает факт находки древних "вещиц" из меди, серебра и золота. Их передавали в музей Общества на постоянное хранение или на экспертизу через смотрителя колоний. Известно, что в 1865 г. смотритель Молочанских колоний А. Ф. Андре, по поручению Императорской археологической комиссии, обследовал древние курганы, находящиеся на подведомственных землях (1).
    В зале заседаний Общества, среди изображений русских государей и устроителей Крыма и Новороссии, находился портрет "генерала от инфантерии И. Н. Инзова (1768-1845), основателя болгарских и устроителя немецких колоний в Новороссии и Бессарабии (1817-1845)". Именно так он был описан в "Кратком указателе музея Императорского Одесского общества истории и древностей", составленным его директором Эрнстом Штерном в 1913 г.
    Первым музеем истории Одессы был "Зал имени графа М. Толстого" Одесской городской публичной библиотеке, созданный в 1907 г. Назван он был в честь попечителя этой библиотеки, насчитывал около 600 экспонатов (живопись, графика, скульптура, фотографии), не считая рукописей и уникальных книг. Самыми ценными и интересными, как сообщают отчеты библиотеки, были "различного рода картины, виды, портреты, главным образом имеющие отношение к истории Новороссийского края вообще, и в частности к истории Одессы" (2).
    Среди них была подборка видовых эстампов ХIХ века выполненных художниками и граверами немцами по происхождению - Г. Бекелем, Ю. Берндтом, П. Ренненкампфом, Р. Лангансом, Ф. Гроссом и др. В 1923 г. большая часть печатной графики была отобрана для создававшегося архитектурного музея "Старая Одесса". Его открытие состоялось в 1927 г.
    В музейной экспозиции, разместившейся в одиннадцати залах дворца Абазы, среди изображений православных храмов, синагог, были и виды лютеранских церквей и костелов. Среди выставленных проектов были "дом Совета Евангелическо-лютеранской церкви по Казарменному переулку" (1857), "ограда при Евангелической церкви" (1832), "фасад Евангелической церкви с колокольней" (1827), "дом барона Масса на Екатерининской площади" (1849), среди планов выделялись "местность Лютеранской церкви" (1821) и "хутор французскоподданного Иосифа Гаске, в колонии Люстдорф" (1834) (3). Своей информативностью отличался "Генеральный план города Одессы с прилежащей оному землей с показанием предместий, селений, хуторов, садов и др. казенных и частных заведений", составленный городским землемером М. Дитерихсом в 1892 г.
    Некоторые из проектов выполнялись немецкими архитекторами - И. К. Риглером, Р. Шпехтом, П. И. Кругом, Е. Х. Ферстером и др.
    По своей структуре, музеи 1920-х гг. входили в Наркомат просвещения, глава которого А. В. Луначарский считал, что именно новые музеи, рожденные после революции, должны стать опорным пунктами в великом деле народного образования. Рабочим и крестьянам нужны были знания для осуществления планов индустриализации и коллективизации. Поэтому одними из первых стали создавать технические и сельскохозяйственные музеи.
    Открывшийся в Одессе в 1921 г. промышленно-технический музей (4) показывал, в качестве экспонатов, только образцы прежнего производства предприятий и промышленных объединений города. Например, завода Октябрьской революции (бывший завод земледельческих машин И. Гена).
    В том же году открылся Одесский краевой сельскохозяйственный музей им. К. А. Тимирязева. Он находился в ведении комиссариата землеустройства и в конце 1920-х гг. своей деятельностью охватывал Запорожскую, Луганскую, Днепропетровскую, Артемовскую, Криворожскую, Мариупольскую, Мелитопольскую, Николаевскую, Одесскую, Павлоградскую (Зиновьевскую), Сталинскую, Херсонскую области (5). Музей пропагандировал знания и преимущества коллективного ведения сельского хозяйства. В его отчете за 1934 г. отмечалось, "что для рабочих одесских предприятий, красноармейских частей, краснофлотцев и колхозников… музей представляет исключительный интерес" (6).
    Большая часть его экспозиции была построена на достижениях немцев-колонистов. Например, в отделе машин и орудий труда были представлены: колонистский плуг И. Гена и его модель, модель и самоходный плуг культурного типа Р. Сакка, модель жатки, а также цепы и каменные катки. В отделе животноводства - материал о молочной породе коров - красной немецкой (7).
    Сотрудники сельскохозяйственного музея, в качестве лекторов, выезжали в села области с передвижными выставками. Такая форма музейной работы, как передвижные выставки, считалась наиболее удобным и эффективным способом для осуществления связи музея с жителями сел и деревень. В Одесском округе на протяжении 1925-1933 гг. существовал Передвижной музей - фургон, специально созданный для проведения агропропаганды и политпросветработы в селах округа.
    Во время своих поездок музей-фургон или передвижная выставка обязательно заезжали в немецкие села. Лекторы, которые сопровождали передвижные музеи, отмечали, что отношение населения немецких колоний к музейной работе не было однозначным. Например, население Нейкова (Гнаденфельд), Понятовки и Гросс-Либенталя, с большим интересом относилось к работе музея, а последние две колонии к музею пригласили даже музыкальный оркестр. Жители этих колоний очень интересовались сельским хозяйством, особенно интенсивными культурами, много общались с лекторами. В Гросс-Либентале в работе музея активно участвовали немцы-агрономы Пфафф и Вольф. Иначе отнеслись к передвижному музею в Цебриково (Гофнугсталь), Трегрядах и Волково (Ней-Либенталь). Создавалось впечатление, что проблемы сельского хозяйства не интересовали местное население. Поэтому основными посетителями музея-выставки были учащиеся школ. Лекторы связывали это со слабой политпросветработой и своим незнанием немецкого языка (8).
    В 1920-е гг. при Одесском краевом историко-археологическом музее существовала комиссия краеведения от Всеукраинской академии наук. Одним из разделов ее деятельности было изучение этнических особенностей культуры национальных групп Причерноморского региона. Собранные материалы, в результате многочисленных экспедиций пополняли фонды музеев Одессы и служили методологической основой для музеев Николаева, Херсона и Зиновьева (Кировограда). Комиссия принимала активное участие в работе Одесской губернской конференции музейных работников в мае 1925 г (9).
    При этой Комиссии действовало несколько национальных секций, в том числе немецкая - во главе с П. Г. Таубергом, созданная в ноябре 1926 г. Одним из аспектов ее деятельности считалась и музейная работа. Свои труды члены секции публиковали в "Вестнике Одесской комиссии краеведения" на немецком языке.
    С Комиссией сотрудничал известный германист, профессор Ленинградского университета Виктор Жирмунский. Благодаря ему стали налаживаться связи между окружными музеями и Кабинетом национальных меньшинств этнографической комиссии академии наук (10).
    В 1923 г. в Одесской комиссии краеведения была создана этнографо-лингвистическая секция во главе с профессором Р. М. Волковым (1885-1959). Члены секции занимались сбором материалов по диалектологии, фольклору и материальной культуре, составлением этнографо-диалектологической карты Херсонщины, Екатеринославщины, Бессарабии, Крыма и Кубани, что определялось как степная Украина. Поэтому созданный ими музей получил название "Степова Украина". Моделью для экспозиционного решения послужил этнографический отдел Русского музея в Ленинграде (11).
    Открытие музея приурочили к 10-летию установления советской власти в Украине - в декабре 1927 г., хотя подготовительные работы по его организации начались еще в 1924 г.
    Исходя из публикации в местной прессе, музей должен был "в конкретных и ярких формах дать представление об этнографии народов, населяющих нашу республику" (12). Поэтому посетители музея могли увидеть в экспозиции "не только поблескивающего добродушным юмором украинского селянина, но и флегматичного молдаванина, трудолюбивого болгарина и практичного немецкого колониста" (13).
    В сентябре 1928 г. Главным комитетом научных учреждений Наркомпроса УССР, было принято постановление об активизации музейной работы среди национальных меньшинств (14). Тогда же была разработана типовая схема окружного краеведческого музея (15), его экспозиционную часть дополнили этнографические историко-бытовые материалы, а также экспонаты по культуре и быту национальных меньшинств.
    История и культура немецкого населения в музее "Степова Украина" была представлена предметами быта и декоративно-прикладного искусства, а также фотоизображениями кирх, жилых и общественных строений в селах Кандель, Секретарка, Комаровка (Кассель). Среди музейных экспонатов немецкой направленности, судя по записям в старой инвентарной книге, были сундук, стеклянная пивная кружка с клеймом, иконы "Богородица" и "Мария Магдалина" католического типа. Были предметы, национальную принадлежность которых сложно, оказалось, определить из-за их краткого описания - это образцы вышивок, ковры, деревянная и керамическая посуда, плуг, ткацкий станок и т. д. Но зато известен автор макета немецкого жилища. Его выполнил О. О. Аничков специально для музейной экспозиции в январе 1931 г (16).
    Экспозицию по причерноморским немцам в музее "Степова Украина" можно считать единственной в регионе в 1920-30-е гг. Она хотя и фрагментарно, но отражала жизнь немецкого этноса, наряду с болгарским, молдавским и украинским.
    Кроме Одессы, была предпринята попытка создания немецкого краеведческого музея в 1929 г. в Запорожье, во время строительства Днепрогэса. Немцы Кичкаса обратились в инспекцию охраны памятников с просьбой о создании небольшого музея. Они решили также один из первых домов, построенный из дуба в 1789 году, как символ переселения прусских меннонитов в эти земли, перенести в город, для этих целей была собрана какая-то сумма денег. Главный инспектор управления охраны памятников культуры обратился в январе 1929 г. в Совет национальных меньшинств о переносе дома, как "исторического и культурного памятника" периода колонизации ХVIII столетия, с целью создания немецкого краеведческого музея запорожских немцев (17).
    Найти документы, подтверждающие открытие музея не удалось. Из довоенного собрания Запорожского краеведческого музея ничего не сохранилось.
    Развитие музейного дела в 1930-х гг. было приостановлено из-за изменившегося отношения к музеям со стороны государства, наступления репрессий и всеобщей политизации.
    Репрессии коснулись и национальных музеев Одессы (был еще музей еврейской культуры). Музей "Степова Украина" стал недоступным для посетителей, что объясняли консервацией. В 1931 г. его фонды передали Одесскому историко-археологическому музею (18).
    Негативные последствия для этнографической деятельности музеев имел Первый Всероссийский музейный съезд, проходивший в Москве в декабре 1930 г. Его решения ориентировали на то, что "музей не кунсткамера, не коллекция раритетов, не закрытое собрание для немногих, а политико-просветительский комбинат" (19)! Отсюда все уничтожающая критика одесских музеев, которые "с самого начала своего существования приняли от бывших общенародных музеев плохие традиции прошлого народничества, этнографичности и аполитичности и сегодня нет какого-нибудь политического порядка в этих музеях, они идеологически бесхребетны…" (20).
    Следствием этого стало сворачивание этнографической и краеведческой деятельности музеев повсеместно.
    Несколько иная участь была у музея бессарабской немецкой колонии Сарата (в настоящее время это территория Одесской области), которая вместе с колониями Малоярославецкого и Клястицкого округов, с 1918 по 1940 гг. входила в состав Румынии. Появлению историко-культурного музея немецких колонистов Бессарабии, предшествовала выставка "древностей" в 1922 г., приуроченная к 100-летию со дня основания колонии (21). Материалы на выставку брались временно, и после ее окончания, должны были вернуться к своим владельцам.
    Выставка разместилась в одном из классов приходской школы. Востребованность этой временной экспозиции, привела ее устроителей к решению о создании музея края "на пользу нашего народа", т. к. все члены музейного комитета пришли к убеждению собирать и показывать предметы, характеризующие культурную жизнь в прошлом и настоящем.
    5 ноября 1922 г. - дата основания музея. Это был общественный музей, существовавший за счет добровольных взносов членов-основателей музейного союза. Из их числа выбиралось руководство музея и наблюдательный совет. Первое руководство состояло из шести человек:
    1. Им. Вагнер (Imm. Wagner) - 1-й председатель (он же возглавлял и музейный союз);
    2. Д-р Вальдмайер (J. Waldenmaier) - 2-й председатель;
    3. И. Шех (Im. Schoch) - секретарь;
    4. Фр. Вингер (Friedr.Winger) - кассир;
    5. Проф. И. Вагнер (Johns.Wagner) - 1-й хранитель;
    6. Проф. А. Гунш (A. Gunsch) - 2-й хранитель.
    Наблюдательный совет состоял из трех человек. Число членов-основателей в первый год существования музея составило 115 человек. Они проводили экскурсии, читали лекции жителям бессарабских сел о значении и роли музея, по истории религии, об основателе Сараты пасторе Игнации Линдле, о вюртембергском купце Христиане Вернере, основавшем Cаратское центральное училище.
    В течение восьми лет музей находился в доме председателя музейного союза - И. Вагнера, а с 1930 г. - в школе Вернера.
    Каждый год музейные фонды пополнялись новыми экспонатами. Известно, что в 1932 г. их было 469. Особую ценность представляли 64 документа (1822-1892), письма, фотографии, книги, предметы домашнего обихода и сельского хозяйства.
    Получить представление об экспозиции помогли сохранившиеся фотографии, некоторые из них опубликованы в изданиях краеведческого музея немцев Бессарабии в Штутгарте. Музейная экспозиция размещалась в одной классной комнате и напоминала открытый показ фондов. Для обозрения были выставлены все имевшиеся материалы. "Маленький Саратский музей, - как было написано в одном из многочисленных отзывов, - является примером большой любви к своему прошлому и к своему народу и достоин подражания и уважения" (22).
    Структура музея была близка по своему решению Одесскому обществу истории и древностей, существовавшему до 1920 года. Его руководство также имело президента, вице-президента, секретаря, кассира, были также члены общества, члены-корреспонденты и корреспонденты. "Корреспондентами" в Саратском музейном союзе являлись т.н. доверенные лица. В их задачи входило "пробудить интерес к музею за пределами Сараты, собирать экспонаты и привлекать новых людей в члены музейного союза". Доверенные лица были в 25 населенных пунктах Бессарабии - Аккермане, Бриенах, Арцизе, Лихтентале и т.д. В Тарутино доверенным лицом был доктор Карл Штумпп, внесший огромный вклад в историю изучения немецких колоний на Черном море. В Фриденстале - Дж. Кельм. Можно предположить, что это его сын - Эдвин Кельм в с. Мирнополье (Фриденсталь) Арцизского района Одесской области в 1999 г. открыл частный этнографический музей. Он выкупил дом своего деда, постройки 1868 г., восстановил немецкую усадьбу начала ХХ века - начиная от обстановки и убранства комнат до хозяйственного двора.
    В Сарате в настоящее время существует историко-краеведческий музей. Он был открыт в дни празднования 50-летнего юбилея установления советской власти - 26 июня 1990 г. Его экспозиция построена по типовым требованиям советских краеведческих музеев, которые по инерции продолжали оставаться зависимыми от политических установок. Проживание немцев в регионе не было отражено в его экспозиции ни одним экспонатом. Не упоминалось и об особенностях региона, - бессарабские немцы не знали гражданской войны, голодомора, коллективизации и раскулачивания. Сравнительно недавно появились в музее сувениры, книги, открытки, костюмы, их привезли из Германии бывшие жители Сараты и близлежащих сел.
    2 августа 1940 г. Верховным Советом СССР был принят закон о включении Северной части Буковины, Хотинского, Аккерманского и Измаильского уездов Бессарабии в состав Украинской Советской социалистической республики (23). К этому времени относится постановление Совнаркома УССР о создании Аккерманского областного краеведческого музея (23.11.1940) - это современный Белгород-Днестровский музей (24).
    В 1940 г. в Аккерманский музей стали поступать материалы из музея Шабо (бывшей швейцарско-немецкой колонии, известной своими виноделами). Там был не только музей, но и историческая библиотека. Книги из этой библиотеки в настоящее время находятся в Белгород-Днестровском музее. Из шабских экспонатов в современной экспозиции - арбалет XIV века и старая фотография, на паспарту которой читаемый штамп: "MUSEUM SCHABA".
    Были поступления из Сараты, которой посвящена часть современной экспозиции в Белгороде-Днестровском музее. Это метрические книги (1845), книги приказов Саратского волостного правления (1841), книга "на записку присылаемых бумаг и пакетов Саратского волостного правления" (1878), линогравюры с изображениями первого доктора в Сарате - Лютца (Dr. Georg Friedrich Lutze /1803-1863/, Sarata) и учителя Баиша (Johann Karl Baisch /1814-1883/, Sarata), 40 лет проработавшего в Вернершулле. Представлены также старые фотографии, на которых изображены дома в Сарате, интерьеры, а также экспозиция Саратского музея до 1940 г. В 1990-1993 гг. в Белгород-Днестровском краеведческом музее была создана экспозиция "Этнография народов юга Придунавья". Материалы о немцах-колонистах, только в 1999 г., пополнили экспозиционный раздел "История края в ХIХ веке". В нем показаны последние поступления от бессарабских немцев, недавно побывавших в музее, - книги, открытки, образцы рукоделия и одежды.
    До 1990-х гг. экспозиции историко-краеведческих музеев были стандартно одинаковыми, исключение составляли некоторые из региональных исторических персоналий. Предпочтение отдавалось не какой-нибудь одной нации, а новой общности - советскому народу. Поэтому в экспозиции Одесского историко-краеведческого музея, открывшегося в 1956 г., старые гравюры воспринимались иллюстрациями старых зданий и улиц Одессы XIX века. Никто не акцентировал внимание на национальности автора литографии, так же как и на владельце завода земледельческих машин И. Гена, когда рассматривали картину, с изображением цеха этого завода начала ХХ в (25).
    В экспозиции отдела природы демонстрировали экспонаты по виноградарству из совхоза "Шабо" (бывш. швейцарско-немецкая колония), обязательно рассказывали о таких популярных сортах винограда как "алиготе", "шардоне", "мускат белый", но не связывали "мускат гамбургский" и "рислинг" с немецкими колонистами, которые их завезли и распространили на этих землях.
    Раздел животноводства начинался с показа достижений селекционера М. Ф. Иванова по выведению в Одесской области асканийской тонкорунной породы овец. При этом не упоминалось о той роли, которую сыграли семьи Корнисов и Фальц-Фейнов, в области селекции и пропаганды опыта разведения овец еще начиная с середины ХIХ в. в общем объеме сельскохозяйственного производства Юга Украины (26).
    Примерно такая же была ситуация в Николаевском краеведческом музее основой для открытия которого еще в 1913 г. послужили редчайшие коллекции ихтиоэнтомолога Эммануила Петровича Францова (27). И только в последнее время посетители музейных выставок могут уже подробнее узнать о немецком коллекционере и ученом. Это стало возможным после 1991г., когда появились государственные гарантии в таких документах, как "Конституция Украины", "Закон о национальных меньшинствах", "Декларация прав национальностей Украины", "Комплексные мероприятия по развитию культур национальных меньшинств Украины" и т. д.
    В 1992 г. в Крымском краеведческом музее был создан этнографический отдел, но только через 6 лет открыли экспозицию, посвященную не только крымским татарам, но и чехам, армянам, эстонцам, немцам и т. д.
    В Запорожском краеведческом музее в 1999 г. (май-ноябрь) работала выставка "Меннониты в царской России и Советском Союзе". В настоящее время действует выставка "Этнографические богатства Запорожья", где достаточно материалов о немцах-колонистах и промышленниках.
    Почти год назад была открыта выставка в Херсонском краеведческом музее (март 2002-апрель 2003) "Дорогами судеб". Сокращенный вариант этой выставки был показан в Херсонской областной библиотеке "200 лет колонизации Причерноморья" (май-июнь 2003).
    В обновленной экспозиции Одесского историко-краеведческого музея проекты, чертежи, планы, выполненные немецкими архитекторами и землемерами, а также гравюры, отпечатанные немецкими мастерами в одесских литографиях, являются одной из аттрактивных частей экспозиции "Старой Одессы" ХIХ века. В 1994 г. в музее был создан комплекс "Регенсбург-побратим Одессы". Через два года экспозиция "Многонациональная Одесщина" пополнилась разделом "Немцы Причерноморья", построенном на фондовых экспонатах и материалах общества "Видергебурт". В октябре 2003 г. была открыта стационарная экспозиция "Немцы Причерноморья" и издан каталог немецкой историко-этнографической коллекции (28).
    Выставки и экспозиции в Одесском, Симферопольском, Херсонском и Запорожском музеях многое объединяет:
     1. Их создание было обусловлено многонациональностью Причерноморского региона (здесь проживает более 100 национальностей).
     2. Источники формирования немецкой историко-этнографической коллекции: - экспедиции; - музейные фонды; - поступления от частных лиц.
     3. Время, затраченное на подготовку - 2-3 года.
     4. Все выставки состоялись благодаря поддержке со стороны Института культуры и истории немцев в северо-восточной Европе (Люнебург / Геттинген, Германия) и Торонтскому университету (Канада), в частности - профессору Харве Дику.
     5. Все выставки оказались востребованы и посещаемы.
     На примере этих экспозиций видно, что демократизация коснулась и музейного дела. Перестали от Министерства культуры поступать указания о создании экспозиций по типовым схемам. Наличие экспонатов, а не политические установки, стало главным критерием при создании экспозиций.
    Но демократизация имела и свои негативные стороны, что проявлялось при создании музеев на общественных началах при школах и домах культуры. Проблемно-тематическая экспозиция, из-за незнания истории своего края, была просто заменена предметной подачей материала (вышивки, орудия сельского хозяйства, музыкальные инструменты и т. д.). В таких музеях молдавские ковры соседствуют с украинскими сорочками, болгарская керамическая посуда с немецкой кофемолкой и черепичным станком или русским самоваром и т.д. Исключением является музей Эдвина Кельма, воссоздающий усадьбу немецкого колониста 1920-1940 гг. в с. Мирнополье (бывш. Фриденсталь) Арцизского района Одесской области.
    В последнее время развитие и взаимосвязь самобытной культуры немецкого народа Причерноморского региона, привлекают внимание исследователей - ученых-историков, этнографов, искусствоведов, фольклористов и краеведов. Архивные материалы, экспедиционные находки и атрибутированные экспонаты более ранних поступлений позволяют только региональным краеведческим музеям Юга Украины создавать достоверные как временные, так и стационарные этнографические экспозиции.



(1) Солодова В. В. Участие немцев в изучении истории Новороссийского края (на примере деятельности Одесского общества истории и древностей) // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие. 1871-1941гг. Материалы 8-й международной научной конференции. - М., 2001. - С.234-235.
(2) Отчет Одесской городской публичной библиотеки за 1907 год. - Одесса,1908. - С.53.
(3) Стара Одеса. Архітектура Причорномор'я. - Одеса, 1927. - С.44,46.
(4) Государственный архив Одесской области (далее - ГАОО). Ф.Р-1220. - Оп.2. - Д.7. - Л.50.
(5) Одеський крайовий сільсько-господарський музей імені проф. К. А. Тімірязева. Провідник-довідник. - Одеса, 1929. - С.3.
(6) ГАОО.Ф.Р.-5039. - Оп.1. - Д.111. - Л.6.
(7) Одеський крайовий сільсько-господарський музей. - Указ.соч. - С. 9,11,56.
(8) Миколюк А. Переїзний музей на селі. З досвіду роботи на Одещині за 1924-1926 роки. - Харків, 1927. - С.39,42.
(9) Звіт бюра комісії (1.V.1924 - 1.X.1925) // Вісник Одеської комісії краєзнавства при Всеукраїнській академії наук. - Одеса, 1925. - Ч.2-3. - С.2.
(10) Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины (далее - ЦГАВО Украины). Ф.166. - Оп.6. - Д.5937. - Л.2.
(11) Черепнин Н. Этнографический отдел Русского музея. - Петроград, 1923; Звіт про діяльність секції етнографічно-діялектологічної // Вісник Одеської комісії краєзнавства при Всеукраїнській Академії наук. - Одеса, 1924.- Ч.2-3. - С.166.
(12) Борев Л. Музей степной Украины // Известия Одесского окружного комитета КПБ(У). - 1927. - 25 декабря.
(13) Там же.
(14) Скрипник Г. А. Етнографічні музеї України. Становлення і розвиток. - Київ,1989. - С.158.
(15) ЦГАВО Украины. - Ф.166. - Оп.6. - Д.8912. - Л.100-101.
(16) Одесский историко-краеведческий музей. - Инв. № Д-11377.
(17) ЦГАВО Украины. - Ф.166. - Оп.6. - Д.1833. - Л.10.
(18) Там же. - Ф.166. - Оп.10. - Д.1393. - Л.247,248.
(19) Советский музей. - 1931. - № 1.
(20) Б. Г. За музеї проти живих експонатів у них // Чорноморська комуна. - 1931. - 22 травня.
(21) Christian Fiess. Heimatbuch Sarata.1822-1940. - Stuttgart, 1979. - S.539. ; Christian Fiess. 40jahre Heimatmuseum der Deutschen aus Bessarabien. - Stuttgart, 1992. - S.3.
(22) Christian Fiess. Heimatbuch Sarata. Указ .соч. - S.541,542.
(23) Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР(1938-1958гг.). - М., 1959. - С.25.
(24) Белгород-днестровский краеведческий музей. Путеводитель. - Одесса, 1987. - С.3.
(25) Одеський державний історико-краєзнавчий музей. Путівник. - Одеса, 1959. - С.24.
(26) Бобылева С. И.,Бочарова Н. В. и др. Очерки истории немцев и меннонитов Юга Украины (конец XVIII - первая половина XIX века). - Днепропетровск, 1999. - С.73.
(27) Матонина Э. В сравнении с 1913 годом… // Советский музей. - 1989. - №5. - С.36-40.
(28) Немцы Причерноморья. Каталог.(Сост.: И. М. Озерянская, Л. Г. Эзау). - Одесса, 2003.