ВІСНИК Одеського Історико-Краєзнавчого Музею (випуск 1)



В. Солодова

МУЗЕИ ОДЕССЫ. 1825-1917 гг.

    Одесса является одним из городов мира с наиболее давними, богатыми интересными и оригинальными музейными традициями. История музейного дела в этом городе берет свое начало с 1825 г., когда в "столице" Новороссийского края появился Музей древностей. Его создание неразрывно связано с именем графа М. С. Воронцова - генерал-губернатора Новороссийского края (с 1823), административная деятельность которого касалась вопросов, имеющих отношение к просвещению, науке и культуре. (1)
    Именно ему бывший адъютант дюка Ришелье полковник Иван Алексеевич Стемпковский - крупный археолог, первым начавший систематическое исследование древнегреческих городов Северного Причерноморья, представил "Дельную записку о пользе учреждения в Новороссийском крае музеев для хранения различных древностей, в нем часто попадающихся" (1). После этого Воронцов подготовил для императора обстоятельный доклад по данному вопросу, где писал: "Если бы Вашему Императорскому Величеству угодно было удостоить милостивым одобрением вышеизложенного мной представления для пользы наук, то я бы озаботился отысканием каких-либо остатков от сумм по губерниям, мне вверенным, для производства работ, нужных к новым открытиям древностей…" (2).
    19 июня 1825 г. последовало Высочайшее распоряжение "о производстве работ для отыскания древностей в Новороссийском крае и об учреждении для хранения редкостей музеев в Одессе и Керчи". Директором музеев был назначен статский советник, археолог - И. П. Бларамберг. Открытие музея в Одессе состоялось 9 августа 1825 г. (3).
    И. П. Бларамберг, будучи археологом, являлся действительным членом императорского Московского общества истории и древностей, а также членом-корреспондентом Королевской академии наук в Берлине и Королевско-Азиатского общества в Лондоне (4). Он владел значительной коллекцией старинных монет, сосудов, надписей, книг. Известно, что в 1817 г. Бларамберг пожертвовал для Минц-кабинета, только что созданного Одесского Ришельевского лицея, 700 монет из своего собрания (5). Его нумизматическая коллекция послужила основой для Городского музея древностей. Одна ее часть была им подарена, а другая - приобретена для музея "за тысячу червонных из доходов города в 1826 г.". Посредником в этом деле выступил М. С. Воронцов, который обратился к императору Николаю I за разрешением, именно с такой целью израсходовать городские деньги. Высочайшее разрешение было вскоре получено (6).
    М. С. Воронцов уделял особое внимание созданному музею. В сентябре 1825 г. им было разослано административным лицам края предписание о том, "что в Одессе открыт музей, и он должен вмещать в себя все древности, отысканные в Херсонской губернии, в Бессарабии и на о. Тендре" (7).
    Одесский городской музей просуществовал самостоятельно 33 года. Сначала он размещался в небольшой ротонде Бларамберговой усадьбы (8), в 1831 г. переместился в одно из полуциркульных зданий на Приморском бульваре. В 1858 г. Городской музей вошел в состав музея Одесского общества истории и древностей.
    Создание в 1839 г. Одесского общества истории и древностей явилось знаменательным событием в развитии исторической науки Юга Российской империи. У его истоков стояли такие видные деятели науки, культуры, общественной и политической жизни государства, как Д. И. Княжевич, И. А. Стем-пковский, М. С. Воронцов, Н. Н. Мурзакевич, Н. И. Надеждин, А. И. Левшин и др. Общество возникло не случайно. Выгодное расположение Одессы, находившейся в пределах древнегреческой цивилизации, насыщенная история и археологические памятники края, занимающие достойное место в мировой истории и культуре, интересовали как отечественных исследователей, так и европейцев и заставляли их обращаться к историческому прошлому Северного Причерноморья (9). Цель общества была определена Уставом: "всестороннее изучение истории и археологии вообще, а преимущественно Южной России, т.е. Новороссийского края, Бессарабии, Крыма и Восточного берега Черного моря" (10). Под всесторонним изучением подразумевались учет и охрана памятников истории и культуры, их исследование и описание, что зачастую было возможно только в полевых условиях, проведение раскопок. Важным направлением были публикации результатов исследований в специальных трудах, "Записках…", которые после присвоения в 1872 г. обществу звания "Императорского" (с назначением престолонаследника, будущего Александра II, его "августейшим покровителем") (11), стали называться - "Записки Императорского Одесского общества истории и древностей". Материалы и статьи, опубликованные в 33 томах "Записок…" до сих пор представляют интерес не только для изучения деятельности общества, историографии исследований, они зачастую являются единственным источником для воссоздания многих исторических событий и памятников материальной культуры. На протяжении XIX - начала XX вв. издательская деятельность общества (кроме "Записок…", издавались каталоги, указатели, путеводители) способствовала установлению научных связей не только в России, но и с Западной Европой (12).
    Действительными членами общества избирались лица, посвящающие свои труды "какой-либо части наук истории и древностей" (археологии, эпиграфике, нумизматике, геральдике, архивоведению, исторической географии, статистике и т.д.), а равно известные своей полезной деятельностью любители и собиратели древностей, способствующие достижению целей общества" (13). Членами общества были ученые, просто образованные люди, увлекшиеся возможностью поиска и непосредственного исследования памятников материальной культуры прошлого. Все древности, согласно Высочайшему указу (1847), найденные на месте Херсонеса, Пантикапея, Ольвии, Тиры и т.д. и не поступившие в Санкт-Петербургские хранилища Эрмитажа, передавались в музеи Общества (14). Помимо Одесского музея, были Феодосийский музей древностей (с 1850), Аккерманская и Судакская крепости (с 1865), Мелек-Чесменский курган (15).
    О деятельности первых археологических музеев Одессы имеется много публикаций. Коллекции Музея Одесского общества истории и древностей всегда привлекали исследователей, и не случайно, до 1917 г. по своим уникальным археологическим собраниям он считался вторым после Эрмитажа. Но вместе с тем существуют неточности, на которых хотелось бы остановиться. Самая существенная из них связана с годом открытия музея Одесского общества истории и древностей. Одни авторы считают, что Музей был открыт в 1839 г. (16), а другие - в 1843 г. (17)
    Открытию какого-либо учреждения, в том числе и музея, всегда предшествуют организационные моменты, связанные с созданием. Между датой основания учреждения и его открытием может быть разница в несколько лет. Исходя из этого посыла, обратимся к публикациям.
    С. С. Дложевский пишет, что музей Общества был открыт 1 января 1843 г., а М. С. Синицын и С. А. Булатович указывают на то, что в 1843 г. при обществе был организован музей, и только.
    Первым это расхождение заметил А. М. Разгон в своем исследовании об археологических музеях России. Но даже после его публикации 1960 г., некоторые авторы продолжают отстаивать неверную точку зрения. Хотя существует публикация Э. И. Диаманта о первом помещении Одесского общества истории и древностей, где описано, что в 1842 г. городские власти передали арочную галерею для размещения служб Общества и музея (18). Согласно документам архива (19) возникновение музея относится к 1839 г., это же подтверждает и статья в "Новороссийском календаре на 1851 год", где написано, что "учреждение музеума современно основанию Общества, которое получило начало в 25 день марта 1839 года" (20). Поэтому прав С. С. Дложевский, что открытие музея Одесского общества истории и древностей состоялось 1 января 1843 г.
    Другая неточность встретилась только у одного автора, но ее нельзя считать опечаткой, т.к. она повторяется дважды в тексте его статьи (21). Речь идет о времени, с которого началась передача в музей Общества археологических памятников, найденных в Новороссийском крае. По данным М. С. Синицына это стало происходить с 1849 г. Имеющийся документальный материал и сочинения ряда авторов позволяют уточнить, что передача археологических памятников в музей началась с 1847 г. (22)
    Существенной неточностью является преувеличение возраста Одесского археологического музея на 14 лет. Появилось оно в 1925 г., с публикации статьи Г. Цомакиона "К столетию Одесского и Керченского археологических музеев" в "Віснику Одеської комісії краєзнавства при Український академії наук" (23). В следующем году была издана статья М. Ф. Болтенко (24), в которой было написано, что "31 июля 1925 г. исполнилось 100 лет со дня основания в Одессе Городского музея древностей, переименованного затем в Государственный историко-археологический музей".
    Новая дата стала переходить из одной публикации в другую с 1950-х гг. Например, в путеводителе по музею, изданному в 1959 г. написано, что "Одесский государственный археологический музей, основанный в августе 1825 г. в специально построенном для него (в 1883 г. по проекту архитектора Гонсиоровского) здании, которое находится в самой живописной части города" (25). В 1975 г. Одесский археологический музей отмечал 150 лет со дня основания. К этой дате приурочили юбилейную конференцию и выпустили путеводитель по музею (26). В предисловии путеводителя написано: "Одесский археологический музей АН УССР - один из старейших в стране - был основан еще в 1825 г.".
    Эту дату можно встретить и в тезисах докладов конференции, посвященной 150-летию Одесского общества истории и древностей. Например, с такой формулировкой: "… в 1825 г. в Одессе по инициативе любителей археологии и древней истории И. П. Бларамберга, А. И. Левшина, И. А. Стемпковского и других, а также при поддержке генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии М. С. Воронцова был создан Одесский археологический музей…" (27). Эта неверная дата перешла и в одно из последних изданий музея (28).
    Дата основания 1825 г. может относиться действительно к одному из старейших музеев в нашей стране, но только Одесскому городскому музею древностей, просуществовавшему 33 года с 1825 по 1858 г. Его фонды были переданы в музей Одесского общества истории и древностей. Но это не должно означать увеличение возраста музея Общества. Для сравнения можно обратиться к другим музейным собраниям, которые претерпели реорганизацию в разное время, например, к коллекциям Одесского историко-краеведческого музея, созданного в 1955 г. по приказу Министерства культуры УССР. Фонды этого музея были частично полнены бывшими собраниями музея "Степова Украина" (1925), музея изящных искусств Новороcсийского университета (1865) и музея Одесского общества истории и древностей (1839). Но это не дает право историко-краеведческому музею увеличивать свой возраст, т.к. существует документ его определяющий - это приказ Министерства культуры. Поэтому возраст Археологического музея надо исчислять исходя из даты создания музея или его открытия, т.е. 1839 или 1843 гг. Вполне допустимо отмечать две эти даты, проводя конференции, издавая каталоги и научные труды.
    Археологический музей один из всемирно известных музеев страны, славится своим собранием, которое изучают уже не одно поколение исследователей. Но так сложилось, что исследователей привлекали археологические коллекции, в то время как уникальные документальные собрания, которые были в этом музее, оставались вне поля зрения. Кроме исследований XIX - начала XX вв., опубликованных в "Записках…" Общества, эта проблема обходила внимание исследователей. В 30 томах "Записок Одесского общества истории и древностей" была опубликована 991 статья, из них только 89 касались описания старинных рукописей и документов, находящихся в музее или библиотеке Общества (29).
    Музейное дело в Одессе не ограничилось появлением трех музеев: двух - археологических и одного нумизматического (Минц-кабинет Ришельевского лицея).
    В первой половине XIX в., особенно в 20-40-х гг., повышенный интерес к экономике сельского хозяйства привел к возникновению целого ряда сельскохозяйственных обществ - Московского, Казанского, Ярославского. В Одессе в 1828 г., по инициативе графа М. С. Воронцова, было учреждено Общество сельского хозяйства Южной России. Оно содействовало развитию в крае полеводства, лесоводства, виноградарства и садоводства, по некоторым отраслям издавало полные руководства, проводило конкурсные испытания "зелеобработных орудий" (плугов) с целью выяснения их пригодности для местных условий. Конкурсы были предшественниками сельскохозяйственных выставок.
    Правилами проведения выставки 1842 г. было определено, что по окончании состязаний, плуги-победители будут выставлены в музее для обозрения в течение 15 дней. Для того чтобы каждый желающий мог их увидеть, а при необходимости снять с них модели (31). Этот факт можно рассматривать и как определение назначения музея - пропаганда усовершенствованных сельскохозяйственных орудий и машин и распространение сельскохозяйственных знаний.
    Идея создания музея земледельческих орудий возникла в 1832 г., она исходила от секретаря Общества П. Т. Морозова31. На пополнение музея специальные средства не предусматривались, и оно происходило стихийно. Многие из предметов просто поступали в дар. В 1841 г. музеем стал заниматься действительный член Общества сельского хозяйства Южной России Н. А. Райко. К этому времени, число сельскохозяйственных орудий, поступавших в музей, постоянно увеличивалось. Райко предложил их выставить "у биржи за колоннадой против бульвару" (32). Но это было невозможно, т.к. именно там уже наметили размещение музея Одесского общества истории и древностей.
    В 1848 г. по предложению вице-президента Общества сельского хозяйства Южной России Е. Ф. Гана, было решено систематически заниматься подбором для музея разных моделей сельскохозяйственных орудий, для этих целей было выделено 150 рублей. В 1850 г. в здании Общества, располагавшегося в самом центре Одессы в Городском саду, были выделены помещения для музея. Влияние музея на распространение усовершенствованных орудий возросло. На пополнение его фондов стали выделять 400 рублей серебром ежегодно (33). Сельские хозяева начали делать заказы на увиденные образцы, кроме того, они могли брать орудия на срок до 6-ти недель, для временного испытания в своих имениях. Усилиями членов Общества в музее сформировалась довольно полная коллекция сельскохозяйственных орудий.
    Но развитие земледелия в Новороссийском крае с его благодатной почвой и климатом требовало более совершенных сельскохозяйственных орудий. Вице-президент Общества сельского хозяйства южной России граф М. Д. Толстой обратился к известной английской фирме в Линкольне "Клейтон, Шуттлеворт и К°" (Clayton, Shuttleworth & Com.), с предложением об открытии в Одессе склада изготовленных на заводах фирмы сельскохозяйственных машин. Фирма избрала своим генеральным агентом в южной России торговый дом "С. Фендерих и К°".
    Склад-магазин был выстроен при доме Общества в Городском саду(1860) (34). Тогда же, Общество продало ему все свои орудия, выполненные в натуральную величину (35). Этот год можно считать годом закрытия музея. Между тем, спрос на машины в Новороссии и Бессарабии быстро возрастал, но стоимость английской техники была высокой. Поэтому торговый дом "С. Фендерих и К°", создал в Одессе фирму под названием "Беллино-Фендерих", которая начала собственное производство земледельческих орудий по английским образцам, внося некоторые изменения в их конструкцию, с учетом местных условий и опыта сельских хозяев Новороссийского края. Цены стали ниже, и спрос увеличился. Увеличились и доходы фирмы. Не было уже нужды в рекламе через магазин при Обществе сельского хозяйства Южной России, и в 1867 г. фирма отказалась от магазина. Но это не возродило музея. Оставшиеся образцы сельскохозяйственной техники Общество передало Новороссийскому университету для его опытного хутора (36).
    Вопрос о возрождении музея сельскохозяйственного профиля видимо поднимался неоднократно. Например, в Одессе с 8 сентября по 1 октября в 1884 г. проходила выставка произведений сельскохозяйственной, заводской и сельской промышленности Южной России. Она была организована Императорским обществом сельского хозяйства Южной России. Члены Общества, подводя ее итоги, высказали мнение, что такая выставка могла бы "положить начало сельскохозяйственному и фабричному музеуму", который принесет пользу краю (37)
    В конце 80-х гг. XIX в. при Одесском отделе императорского Российского общества садоводства существовал еще один небольшой музей. Председателем Отдела был Г. Г. Маразли - одесский Городской голова. Он на свои средства содержал этот музей и пополнял фонды. В 1888 г. им была приобретена большая коллекция (672 экземпляра) "моделей плодов из папье-маше работы Дюрфельда" (38).
    К концу 60-х гг. XIX в. значение Одессы как крупного научного центра Юга Российской империи возросло в связи с созданием Новороссийского университета (1865), преобразованного из Ришельевского лицея, одного из первых учебных заведений Одессы, основанного еще дюком Ришелье в 1817 г. Все учебно-вспомогательные кабинеты, существовавшие в лицее, перешли в ведение университета. Кабинеты высших учебных заведений Российской империи являлись прообразом университетских музеев. Поэтому их интересно рассмотреть как составляющую часть развития музейного дела в Одессе.
    В минералогический кабинет из лицея перешло 6764 минерала. В 1872 г. из него выделился геологический и палеонтологический кабинет. Его коллекцию составили 318 разных окаменелостей и образцов горных пород. Из пожертвований всегда выделяли кости мастодонта, принесенные в дар в 1869 г. С. Ю. Витте, когда он, будучи студентом, исполнил завещание "своей бабки г-жи Фадеевой" (39).
    Уникальным был и ботанический кабинет. Еще в лицее он состоял из двух частей: "гербария, расположенного по системе Жюсье и Бартлинга" (6018 экз.) и гербария местной флоры (7000 экз.). К 1889 г. коллекция кабинета достигла 21675 экземпляров.
    От Ришельевского лицея университет принял кабинет по естественной истории. Несколько позже произошло его разделение на зоотомический, физиологический и зоологический кабинеты. Последний из них отличался самой большой коллекцией чучел и препаратов в спирте - 8739 наименований.
    В 1910 г. Правление императорского Новороссийского университета предоставило Одесскому областному почвенному музею помещения в здании бывшего студенческого общежития по Институтской улице (40). Начало музея было положено коллекциями по почвоведению, собранными в 1906-1908 гг. персоналом агрономической лаборатории университета. В его экспозиции были представлены образцы почв многих уездов Херсонской, Таврической, Бессарабской, Подольской, Волынской губерний, а также Донской области округа: Ростовский, Сальский и Армавирский. Благодаря коллекциям и проводимым экспедициям, финансируемых земствами, удалось составить карты осадков и почвенные карты юго-западной России.
    Появившись из лаборатории, коллекции которой имели первоначально значение учебных пособий для демонстрации к лекциям по почвоведению в университете и на Одесских высших женских курсах, музей сохранил свое образовательное назначение. Его посетителями были ученики сельскохозяйственных школ и средних учебных заведений края, крестьяне, агрономы, землевладельцы. Они получали необходимые сведения по основам почвоведения и климатологии края.
    В 1912 г. у музея возникли трудности. Разъезды по сбору материалов, содержание музейных помещений и штата сотрудников (консерватор и служитель) требовали стабильного финансирования. Новороссийский университет не мог этого обеспечить. Разовые пожертвования со стороны Земского банка Херсонской губернии, Бессарабского губернского земского собрания и Совета императорского общества сельского хозяйства Южной России не могли спасти создавшееся положение.
    Несмотря на непродолжительное существование, почвенный музей оказался полезным в деле правильной организации агрономических знаний и в проведении подробных почвенных исследований в губерниях южного региона. Учебно-воспитательными учреждениями Новороссийского университета, относящимися к его историко-филологическому факультету, были Музей изящных искусств и Минц-кабинет. Минц-кабинет существовал при Ришельевском лицее, с самого его основания с 1817 г., на момент перехода в университет его нумизматическая коллекция насчитывала 1720 единиц хранения. Это были монеты, медали, жетоны из золота, серебра и бронзы, на 1 января 1889 г. их число составило уже 5838 экземпляров (41).
    Созданием университетского Музея изящных искусств занимался профессор, читавший курс греческой филологии и занимавший кафедру теории и истории искусств, Федор Аристович Струве (42). При нем была приобретена большая коллекция гипсовых копий с памятников классической скульптуры. Благодаря посредничеству Ф. А. Струве, великий маринист И. К. Айвазовский написал специально для Новороссийского университета картину "Пушкин на берегу моря"(1867) (43). В 1870 г. кафедру и музей возглавил крупный ученый и специалист по теории и истории искусств - Никодим Павлович Кондаков. При нем для Музея изящных искусств приобретены были сочинения по истории искусств и коллекция терракот.
    Пополнение музейных фондов происходило, в основном, за счет дарителей. Профессор зоолог Иван Андреевич Маркузен подарил музею (1869) 5 картин западноевропейской школы, согласно завещанию надворного советника И. А. Самсонова была передана 61 картина. Эти поступления заложили основу для собрания живописи, поэтому при музее со временем появилась небольшая картинная галерея (44). Число живописных произведений все время увеличивалось. В 1920-х гг. в музее было 449 картин и рисунков (45). Среди них выделялись не только работы И. К. Айвазовского, но и И. И. Шишкина, М. К. Клодта, К. А. Сомова и др.
    Из предметов декоративно-прикладного искусства привлекал внимание кофейный сервиз с золотым покрытием работы мастеров знаменитой Севрской мануфактуры (Франция) (46). Он был заказан Ришелье к основанию лицея в 1817 г. На чашках, кофейнике, молочнике - фасадные изображения Ришельевского лицея, взятые из неосуществленного проекта петербургского зодчего О. Монферрана. Сервиз поступил в музей от преподавателя херсонской гимназии С. И. Белого.
    Наличие хорошо оборудованной фотолаборатории позволяло иметь подборки фотографий и диапозитивов. В 1919 г. в музей поступило несколько личных библиотек, принадлежавших одесским коллекционерам. Одесский библиограф В. С. Фельдман считает, что в условиях Гражданской войны, владельцы библиотек, передавая свои книжные собрания в университетский музей, тем самым спасали их от гибели (47). Так в университетском музейном собрании оказались книги банкиров Ашкенази (433 названия), почетного мирового судьи К. М. Севастопуло (204 названия), инженера В. К. Розена (126 названий), председателя Одесского отделения Русского технического общества М. В. Брайкевича (400 названий), профессоров Н. П. Кондакова (53 названия) и И. А. Линниченко (229 названий) (48).
    В 1921 г. университет был преобразован в Институт народного образования (ИНО) и музей перешел в его ведение. Но институту музей оказался не нужен. По распоряжению Главного комитета профессионального образования Наркомпроса УССР от 10 февраля 1923 г. фонды музея были переданы Одесскому институту изобразительных искусств (49). В 1924 г. в Одесский государственный историко-археологический музей из бывшего университетского собрания поступили предметы археологических находок 1884, 1904-1913 гг. Они передавались вместе с оборудованием, поэтому их сразу выставили в экспозиции. Музейные фонды Археологического музея пополнились также коллекциями нумизматики, керамики и книгами по истории античной культуры и художественной промышленности - около 4000 томов (50). Произведения живописи и графики оказались в собрании Художественного музея.
    Художественный музей или его первое название - Одесский городской музей изящных искусств был открыт 24 октября 1899 г. по инициативе Одесского общества изящных искусств. Задачи Общества, учрежденного в 1865 г., сводились к "насаждению и развитию художественного вкуса во всех слоях общества, поощрению всех отраслей художественной деятельности и распространению как чисто художественного, так и художественно-промышленного образования" (51), а также к устройству картинной галереи. Об этом на открытии музея напомнил собравшимся профессор А. А. Павловский, член комиссии по устройству музея: "Сегодня мы открываем городской музей изящных искусств, устроенный обществом и состоящий преимущественно из художественных произведений за 35 лет его существования. Казалось бы, слишком долог срок для осуществления намеченной цели, но в действительности и для этого скромного музея надо было много энергии и труда. Средства общества за все время его существования были крайне скромны, и их едва хватало на серьезную постановку художественно-педагогического дела, на устройство и поддержание учрежденной обществом рисовальной школы, завоевавшей себе почетную известность в России. Однако эта главная забота никогда не заменяла мысли и об устройстве музея, и сегодня общество справляет свой большой праздник, свое торжество, т.к. ему все-таки удалось осуществить свою давнюю мечту - дать одесситам средних средств, не имеющих случая приобрести художественное развитие в поездках по Западной Европе и в столицах, возможность во всякое время видеть художественные произведения у себя в Одессе" (52).
    Музей открылся в доме, подаренном городу Григорием Григорьевичем Маразли, одесским Городским головой и крупнейшим меценатом. К 1 января 1900 г. музейная коллекция насчитывала 166 экспонатов (53). Главную ценность коллекции представляла живопись. Значительная часть собрания Общества изящных искусств была сформирована благодаря произведениям, присланным Петербургской Академией художеств, поэтому естественно, что академические работы стали ядром всей коллекции современного Одесского художественного музея.
    Музей находился в ведении Одесского общества изящных искусств, на основании соглашения, заключенного при его учреждении Советом общества с Городским общественным управлением. Непосредственное заведование музеем лежало на музейной комиссии, избранной Советом общества в составе: профессора А. А. Павловского, художников К. К. Костанди, П. А. Нилуса, А. А. Попова, Б. В. Эдуардса. Секретарем комиссии и хранителем музея был В. П. Куровский.
    Судя по отчетам музея за 1909-1912 гг., в среднем, он был открыт "для бесплатного посещения публики" 185 дней в году, а музейную экспозицию ежегодно осматривали 2207 человек (54).
    Средства на содержание музея слагались из двух источников. Первым из них стали ассигнования Одесского городского общественного управления, что позволяло производить уборку и отопление помещений, а также "содержать швейцара и служителя" (55). Вторым источником, менее значительным, были доходы от предоставления помещений музея для выставок Товариществу южнорусских художников, Товариществу передвижных художественных выставок и журналу "Мир искусства".
    Выставки Товарищества южнорусских художников в здании Музея изящных искусств стали ежегодно проводиться с 29 сентября 1901 г. (56). Исключением был 1914 г., когда художники организовали благотворительную выставку-лотерею в пользу жертв войны в другом здании. В 1916 г. XXVI периодическая выставка Товарищества южнорусских художников была устроена в помещении Английского клуба (57).
    Создание и деятельность Городского музея изящных искусств имело огромное значение. Он "служил, несомненно, одним из весьма немногочисленных в провинциальной России общедоступных рассадников развития любви к искусству и его пониманию" (58).
    Вместе с тем, у провинциального Одесского музея было то, что его выгодно отличало от других подобных музеев. Зарождение его коллекции было напрямую связано с художественной средой, присущей только этому городу. Именно в Одессе появилось в 1890 г. Товарищество южнорусских художников. Это крупнейшее художественное объединение на территории Украины конца XIX - начала XX в. было создано в подражание Товариществу передвижных художественных выставок возникшему в России в 1870-1871 гг. Деятельностью Товарищества передвижных выставок были охвачены не только российские города, такие как Казань, Тамбов, Ростов-на-Дону, Самара, но украинские города - Киев, Харьков, Одесса (59).
    Демократическое искусство передвижников развивалось параллельно с официальным направлением в живописи, возглавляемым в этот период императорской Академией художеств. Академия художеств, в противовес передвижникам, не только стала направлять свои выставки по адресам передвижников, но и пополнять музеи, где они уже появились. Так Херсонский музей в 1911-1912 гг. получил 19 картин, Николаевский музей в 1913-1914 гг. - 33 картины (60), Одесский городской музей изящных искусств в 1909 г. - 16 картин (61).
    Поэтому получилось, что в одном здании уживались высокие по техническому мастерству произведения академистов, живое искусство передвижников и обогащенные южным колоритом работы представителей Товарищества южнорусских художников - П. Нилуса, Е. Буковецкого, К. Костанди, Н. Кузнецова, А. Попова и др.
    Одна из главных функций музея состояла в том, что он предоставлял свои богатства для пользования молодым художникам, преимущественно ученикам Художественного училища, которые копировали имевшиеся в музее картины.
    Среди провинциальных художественных музеев России 1900-х гг., по отзыву художника А. П. Соколова, специально командированного Академией художеств для ознакомления с учреждениями подобного рода, были два достойных музея - Радищевский музей в Саратове и Городской музей изящных искусств в Одессе (62).
    В конце XIX - начале XX вв. в Одессе было создано несколько частных музеев, что объяснялось наличием целого ряда коллекций, довольно значительных по художественному уровню - от образцов античной скульптуры до произведений живописи. Все они размещались в специально выстроенных зданиях их владельцами. Самым крупным из таких музеев считалась Картинная галерея А. П. Руссова, открытая в 1905 г. В ее состав входило более 800 произведений русских и украинских художников (63). По мысли владельца, галерея должна была служить наглядной школой родного искусства в его лучших образцах для молодых, начинающих художников. Один из залов был отведен под Музей редкостей и изящных произведений. Там находились большие коллекции русских исторических медалей, ценных табакерок, миниатюр, изделий из слоновой кости, старинных часов, фарфора, оружия и серебра (64). Галерея просуществовала до 1917 г., некоторые из произведений этого собрания находятся в коллекции Одесского художественного музея (65).
    В 1899 г. появилась Картинная галерея графа М. М. Толстого. Коллекция Толстых собиралась тремя поколениями и состояла из призведений русского и западноевропейского искусства.
    В 1900 г. была открыта Картинная галерея академика живописи, одесского художника Н. Д. Кузнецова. В это собрание входили произведения русских художников И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, а также произведения французских художников Салона Марсова поля, норвежских и английских художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и многих других. В 1920 г. Н.Д. Кузнецов эмигрировал в Югославию. Его галерея сыграла заметную роль в ориентации вкусов одесских живописцев. Некоторые из них отмечали, что на их творчество повлияла коллекция французских мастеров, которых одно время усердно собирал Кузнецов (66).
    Картинные галереи графа М. М. Толстого и художника Н. Д. Кузнецова были доступны ограниченному кругу лиц, получивших разрешение от их владельцев. В этом плане отличалась Картинная галерея Руссова, открытая для публики во все воскресные и праздничные дни, а его Музей редкостей и изящных произведений принимал посетителей в "особо назначенные" дни.
    Городской голова Г. Г. Маразли подарил Одессе здание дворцового типа, в котором разместился не только Музей изящных искусств, но и Городской педагогический музей. Его открытие состоялось 22 декабря 1898 г. (67) Педагогический музей служил прекрасной практической школой для преподавательского персонала народных школ и начальных училищ. В музее был профессиональный отдел с материалами, касающимися профессиональных классов не только Одессы, но и всей Херсонской губернии. Такие классы в конце XIX в. стали открываться при начальных училищах с целью дать возможность ученикам, окончившим их, иметь заработок по избранному ими ремеслу (слесарному, сапожному, кузнечному или переплетному). Открытие такого музея было вполне закономерно для Одессы, т.к. Одесский учебный округ был на третьем месте, по числу училищ с ремесленными классами, после Московского и Санкт-Петербургского округов (68). При музее в 1902 г. были образованы библиотека для учителей (3000 томов) и образцовая школьная ученическая библиотека (1000 томов) (69).
    В музее находилась коллекция всевозможных учебных пособий, в частности образцов ручного труда по дереву, которые были выполнены руководителем курсов ручного труда Е. П. Печерпом и учащимися Херсонского городского пятиклассного училища. Пчеловод-учитель Ф. А. Крюков изготовил витрину со специальными принадлежностями и продуктами рационального пчеловодства. Среди учебных пособий были модели разнообразных систем школьных скамей, досок, прибор для измерения роста и прочее.
    В 1909 г. по распоряжению Городской управы в Педагогический музей из Городского музея изящных искусств была передана коллекция кустарных изделий, подаренная городу Японским правительством (70). Управа отдала такое распоряжение потому, что Педагогический музей находился в ведении и на содержании Городского общественного управления. На городские средства приобретались учебные пособия для музея, проводились ремонтные работы. Музей, согласно утвержденным правилам, был открыт ежедневно (кроме праздников) в течение двух часов и доступен для всех.
    С 1913 г. в Одессе стал издаваться журнал "Школьные экскурсии и школьный музей" под редакцией Александра Федоровича Грекулова. Журнал предназначался для учителей интересующихся устройством школьного музея и проведением экскурсий. На страницах журнала давалось описание экскурсий (71), совершаемых учащимися во время каникул. Уделялось внимание геологическому, ботаническому и зоологическому их направлению, причем в популярной форме, применительно к урокам или беседам. Один из разделов журнала освещал ручной труд, как метод преподавания на уроках и экскурсиях. Давалось описание разных работ: рисования, лепки, работы по культуре огорода и сада. Популярностью среди учителей пользовалось описание школьного естественно-исторического музея по системе разработанной А. Маниным (72).
    Музей продолжил свою деятельность и в 1920-х гг., как Городской центральный педагогический музей. Он находился в ведении губполитпросвета, поэтому сохранил и основное направление своей деятельности - научно-педагогическое (73).
    Распространением естественно-исторических знаний в школах, общественных учреждениях и среди частных лиц, используя метод наглядного обучения, занимался Подвижной музей учебных и наглядных пособий. Он был создан 11 августа 1904 г. Одесским отделением императорского Русского технического общества (74). Для его создания была организована комиссия, занимавшаяся сбором материалов для будущего музея. С этой целью делались запросы в Горный институт с просьбой прислать коллекцию минералов, Харьковское земледельческое училище (о передаче коллекции по ботанике и зоологии), на чугунолитейный машиностроительный завод Эльворти (Елисаветград) (о моделях земледельческих орудий), в Одесскую школу садоводства (о моделях садовых орудий, коллекциях семян, огородных растениях и цветов), Уральское общество любителей естествознания (Екатеринбург) (о макете железной дороги и 130 минералах) (75).
    Открытие музея состоялось в 1905 г. Характер его экспозиции отличался от привычных музеев. В нем находились коллекции образцов приборов и препаратов по различным отраслям знаний, технических, промышленных, и кустарных производств, искусств и проч. Он назывался "подвижной", что означало движение материалов, которыми он обладал. Музейную ценность представляли наглядные учебные пособия, мастерские по изготовлению пособий и библиотека.
    Музей служил своеобразным центральным складом учебных пособий для данного региона (Одесса и уезд), из которого выдавались пособия на временное пользование. Музеем бесплатно обслуживались народные школы, вечерние, воскресные и субботние курсы для рабочих, все остальные учебные заведения - за плату. Городские училища платили 6 руб. в год, средние учебные заведения - 20 руб., частные лица - 10 руб. Постоянные посетители имели абонементные билеты на право пользования коллекциями Подвижного музея (76). Музей работал в вечернее время в течение всего учебного года - с 1 сентября по 1 июня.
    При музее были устроены мастерские (77) по изготовлению наглядных пособий. Физико-механическая мастерская принимала заказы на изготовление всевозможных физических приборов, принадлежностей для лабораторий и научных кабинетом. В зоологической мастерской выполнялись макроскопические и микроскопические препараты по зоологии и другим отраслям естествознания. В диапозитивной мастерской изготавливали черно-белые и цветные диапозитивы.
    Цены на приборы, которые производились в физико-механической мастерской музея, были ниже на 25-140%, чем в других фирмах. Например, "демонстративный гальванометр", изготовленный в мастерской музея стоил 15 руб., тогда как в других фирмах - 25 рублей или "станции телеграфа Морзе" из мастерской музея стоили - 35 руб., а в других фирмах - 60 рублей (78).
    Пособия группировали по отделам: химии, физики, географии, технологии, минералогии, кристаллологии, ботаники, зоологии, анатомии, истории. Музей помогал в организации аналогичных музеев в других уездах. Например, в фондах Одесского историко-краеведческого музея хранится письмо Елисавеградской уездной земской управы (1911) с просьбой о помощи в организации Подвижного музея наглядных пособий в Елисаветграде (79).
    Долгое время Подвижным музеем заведовал М. И. Ржепишевский. Его избирали общим собранием Одесского отделения императорского Русского технического общества.
    Средства Музея составлялись из платы, взимаемой за пользование пособиями с частных учебных заведений и частных лиц, доходов от продажи пособий, как изготавливаемых в мастерских музея, так и принимаемых на комиссию, из субсидий различных казенных и общественных учреждений, пожертвований частных лиц и сборов с благотворительных вечеров, устраиваемых в пользу просветительных учреждений Одесского отделения императорского Русского технического общества (80).
    31 августа 1920 г. Губернским ревкомом было принято постановление о ликвидации бывшего Русского технического общества. Все его отделы с секциями распределили между разными ведомствами. Совнархозу с химотделом достались мастерские, а Губнаробразу с отделом профтехнаробразом - библиотека, фильмотека, кинозал и музей (81).
    После 1917 г. был реорганизован и музей Одесской городской публичной библиотеки, известный как "Зал имени графа М. М. Толстого", названный так в честь главного попечителя библиотеки. Он появился в 1907 г., когда библиотека отмечала свое новоселье в специально выстроенном для нее здании, и предназначался "для хранения различного рода картин, видов, портретов, главным образом, имеющих отношение к истории Новороссийского края вообще, а частности - к истории Одессы" (82).
    В 1908 г. музейная экспозиция библиотеки состояла из гравюр и фотографий, на которых были изображены улицы, здания центральной части города. Сюжетные литографии отражали историю развития театрального дела и бомбардирование Одессы кораблями англо-французской эскадры в апреле 1854 г. Среди портретного ряда выделялись изображения М. С. Воронцова, А. И. Левшина, М. Ф. Де Рибаса, Н. Н. Мурзакевича и Г. Г. Маразли. В отдельной витрине были выставлены документы с автографами царских особ - Екатерины II, Павла I, Александра I и некоторых русских писателей - И. С. Тургенева, Я. П. Полонского, Н. А. Некрасова и др. (83).
    Судя по отчету Одесской городской публичной библиотеки, в 1909 г. был составлен каталог экспонатов, находившихся в "зале имени графа М. М. Толстого". Оказалось, что в библиотечном музее "хранится 627 предметов, среди которых было много ценных для занятий по истории искусств и для изучения одесской старины" (84).
    Основу фондов библиотечного музея составляли пожертвования частных лиц. В 1909 г. коллекцию видов старой Одессы пополнили поступления тайного советника Г. А. Тройницкого, потомка одной из почтеннейших фамилий в Одессе. Он прислал из Петербурга четыре литографии видов старой Одессы - два вида старого театра, вид таможни и вид Екатерининской улицы. Свой подарок, он сопроводил письмом, в котором высказал пожелание, чтобы коллекционируемые виды способствовали изучению пребывания в Одессе А. С. Пушкина (85).
    Специальных приобретений для музея не делали, расходы допускались только на оборудование. Например, в 1914 г. в музей из Городской управы передали 25 серебряных венков, из числа возложенных к памятникам императрицы Екатерины II, императора Александра II, А. С. Пушкина в Одессе и на гроб И. С. Тургенева от г. Одессы, во время его погребения. Городская управа, для таких необычных экспонатов, выделила 420 рублей на изготовление специальных витрин, которые вскоре были установлены (86).
    Отчеты библиотеки, публикации в газетах того времени, исследования Л. В. Арюпиной (87) позволяют сделать вывод, что экспозицию "зала имени графа М. М. Толстого" можно считать первым музеем истории города Одессы. Это было определено предметным и тематическим подбором уникальных материалов: гравюрами, фотографиями, произведениями живописи, предметами декоративно-прикладного искусства, афишами, рукописями, документами, не говоря уже о книгах. В 1922 г. на базе отдела редких изданий Одесской государственной публичной библиотеки был создан Музей книги (88). Основой для него послужили частично сохранившиеся фонды "зала имени графа М. М. Толстого".
    В статье рассмотрены основные музеи, существовавшие в Одессе в XIX - начале XX вв., однако, для полноты картины музейного дела в Одессе представляется важным рассмотреть и неосуществленные музейные проекты.
    В 1904 г. на заседании архитектурного отдела Одесского отделения императорского Русского технического общества был заслушан доклад гражданского инженера М. Ф. Бесчастнова "Об устройстве в Одессе художественно-архитектурного музея в связи с мерами по поднятию художественного уровня фасадов". В новом музее должны были храниться чертежи, фотографии моделей, относящиеся к истории архитектуры, как города Одессы, так и всего Юга России.
    Вместе с музеем предполагалось создать особый Комитет, в который вошли бы представители Городского общественного управления, Одесского отделения императорского Русского технического общества, Общества изящных искусств и других соответствующих учреждений. Комитет ежегодно производил бы оценку в художественно-архитектурном отношении фасадов зданий, построенных или подвергшихся реконструкции за истекший год. Архитекторы, чьи здания признавались лучшими, по общему решению, получали бы золотые или серебреные медали от Городского общественного управления. Изображения или макеты всех премированных сооружений должны храниться в архитектурно-художественном музее. Музей же, предлагалось совместить с Городским музеем изящных искусств, где "для постоянного обозрения публикой будут находиться наряду с живописью и скульптурой и архитектура, как изящное искусство" (89).
    Одесские архитекторы были обеспокоены тем, что многие памятники архитектуры разрушаются или сносятся. Они считали, что это происходит из-за отсутствия надлежащего контроля, который бы на себя смог взять особый Комитет. Идея создания архитектурного музея нашла воплощение в 1927 г., когда был открыт музей "Старая Одесса". Его создателем был архитектор О. Д. Зейлигер.
    Об "основании в Одессе особого городского музея" (90) мечтал профессор истории Новороссийского университета, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук Иван Андреевич Линниченко. Для него, научным образцом коллекционирования, служил А. Л. Бертье-Делагард - вице-президент Одесского общества истории и древностей (с 1899), собиравший материалы по Крыму. Его собрание насчитывало несколько тысяч томов книг, документов, карт, планов, портретных и видовых изображений.
    В фонде личного происхождения И. А. Линниченко, находящегося в Государственном архиве Одесской области, хранится черновик каталога предполагавшегося музея. Он состоит из 5 разделов:
    I. Карты и планы (1740-1910);
    II. Виды города и окрестностей, отдельных зданий и памятников (1820-1910);
    III. Группы одесских граждан и других лиц, принимавших участие в жизни г. Одессы (1841-1898);
    IV. Портреты основателей города, духовных лиц, чинов администрации военной и гражданской, профессуры, общественных деятелей, благотворителей, купцов и вообще лиц, принимавших участие в жизни г. Одессы (1793-1910);
    V. Смешанный (1817-1902) ( 91).
    Названия разделов сформулированы И. А. Линниченко, а хронологические рамки определялись уже исходя из датировки материалов, которые составитель включил в тот или иной раздел. Верхние границы датировки позволили установить примерную дату составления каталога - 1910 г. Это черновые записи каталога, поэтому некоторые из разделов представлены довольно полно, в то время как другие - фрагментарно. Получить представление о коллекции будущего музея в полном объеме не удалось.
    Преобладание портретных изображений III и IV разделов снижало качество восприятия экспозиции (если бы она была создана). Для каталога такая структура тоже неприемлема, лучше было бы подготовить издание отдельного каталога или указателя по портретам. В каталоге Линниченко - стремление к большому количеству экспонатов явно ведет к снижению общего качества экспозиций. Например, если в I разделе насчитывалось всего 16 карт и планов, то во II - 324 видовых изображения, выполненных в самой разной технике - гравюры, фотографии, живопись. В предполагаемом музее отсутствовали документы и объемные материалы. Судя по черновым записям каталога, новый музей представлял бы собой некую галерею с видами города и портретами чиновников.
    С проектом профессора И. А. Линниченко была ознакомлена научная общественность города. Многие из ее представителей, узнав об этом замысле, стремились пополнить его коллекцию одесской старины (92). Среди таких подвижников была и выпускница Одесских высших женских курсов Доротея Атлас. Она провела в 1907-1908 гг. анкетирование среди учащихся низших и средних школ Одессы и пригорода. Ее исследование указало "на полное незнакомство нашего подрастающего поколения с городом даже в настоящем, не говоря уже о далеком прошлом" (93). Многие учащиеся, в особенности воспитанники народных школ на окраинах, никогда не видели таких достопримечательностей Одессы, как Приморский бульвар, Александровский парк и даже море, ничего не слышали о дюке Ришелье и М.С. Воронцове. Дети знали только дорогу из дома в школу, да и то чисто практически, т.к. не могли назвать улицу, на которой проживали.
    Д. Атлас предложила создать выставку, которая стала бы преддверием будущего музея, а его организаторам дала бы много ценных сведений. Содержание проекта выставки, предложенное Д. Атлас воспринимается более интересно, и не страдает однобокостью присущей проекту музея (каталога) профессора И. А. Линниченко.
    Выставка, по мнению Д. Атлас, должна была состоять из 6 разделов:
    1. Виды города и окрестностей;
    2. Группы и отдельные портреты лиц, имевших отношение к жизни старой Одессы;
    3. Планы города и его окрестностей;
    4. Рукописи;
    5. Литературные произведения;
    6. Предметы, составлявшие повседневную обстановку жизни одесситов в разные годы существования города (94).
    Последние три раздела интересны тем, что помогали воссоздать более полное и образное представление об истории города. Под "рукописями" подразумевались письма одесских старожилов, документы, выданные одесскими учреждениями. "Литературные произведения" имели непосредственное отношение к городу, в них описаны события, которые здесь происходили или содержались описания разных местных достопримечательностей.
    Но передать дух эпохи могли только предметы своего времени, в частности, - старинная одесская мебель и картины, письменные принадлежности, туалеты XIX в. К последнему разделу предлагалось отнести и макеты таких достопримечательностей, как Хаджибейская крепость, на месте которой выросла Одесса, старый городской театр, здание музея Одесского общества истории и древностей и др.
    Д. Атлас предлагая свою структуру экспозиции, основывалась на опыте создания подобных исторических выставок в Москве, Казани, Ростове-на- Дону.
    Нереализованные проекты начала XX в. свидетельствуют о том, насколько назрела для Одессы в то время потребность в таком историко-краеведческом учреждении, как музей истории города. Из всех существовавших тогда музеев не было ни одного, который бы имел специальную экспозицию, отражавшую прошлое города и края.
    Музей Общества истории и древностей сохранял строго археологическую направленность, заложенную еще при его основании в 1839 г. Университетские музеи продолжали выполнять функцию учебно-вспомогательных кабинетов своих факультетов. Музей Одесского отделения императорского Русского технического общества и Педагогический музей прививали методы наглядного обучения и профессионального образования в школах Одессы и уезда. Приобщали к миру прекрасного и способствовали развитию художественного вкуса Городской музей изящных искусств и частные картинные галереи. К истории Одессы частично приближенной оказалась только экспозиция "зала имени графа М. М. Толстого" в Городской публичной библиотеке, но она нуждалась в совершенствовании.
    Все музеи были доступны для бесплатного посещения. Исключение составляли кабинеты Ришельевского лицея, который являлся учебным заведением полузакрытого типа, а несколько позже, частные галереи. Галерея Кузнецова напоминала больше "мастер-класс", чем музей, была открыта, в основном, для молодых начинающих художников. В галерее Руссова вход был платным, но весь сбор шел на благотворительные учреждения и в пользу фонда нуждающихся художников.
    Одесские музеи находились в ведении Городского общественного самоуправления (4), научных обществ (4), высших учебных заведений (13) и частных лиц (3). Их число на протяжении 1825 - 1917 гг. постоянно колебалось и в разные десятилетия насчитывало:
    1820-е гг. ……………3;
    1840-е гг. ……………7;
    1860-е гг.…………….12;
    1880-е гг. ……………10;
    1900-е гг. ……………17.
    Все музеи испытывали спады и подъемы в своей деятельности, вызванные, прежде всего, нестабильностью финансирования со стороны городских властей или ведомств, к которым они принадлежали. Зависимость от случайных обстоятельств и смены лиц, работавших в музеях, приводила к неравномерности их развития. Зачастую спасали положение пожертвования, поступавшие как от крупных меценатов и благотворителей, так и от простых граждан, что свидетельствовало о необходимости таких просветительских учреждений как музеи.


(1) Записки Н. Н. Мурзакевича. 1806-1883. // Русская старина. - СПб., 1887. - Кн. 9. - С. 496.
(2) Попруженко М. Г. Императорское Одесское общество истории и древностей (По поводу 75-летия его существования) // Исторический вестник. - 1914. - № 11. - С. 547.
(3) Зеленецкий К. Жизнь и ученая деятельность Бларамберга // Записки Одесского общества истории и древностей (далее - ЗООИД). - Одесса, 1848. - Т. 2. - Отд. 1. - С. 225.
(4) Там же. - С. 226.
(5) Юргевич В.Н. Об археологических разысканиях и открытиях в Южной России, предшествовавших учреждению Одесского общества истории и древностей // ЗООИД. - Одесса, 1886. - Т. 14. - Отд. 1. - С. 43.
(6) ГАОО. - Ф. 4. - Оп. 2. - Д. 624. - Л. 1, 3.
(7) Попруженко М. Г. Указ. соч. - С. 548.
(8) Зеленецкий К. Указ. соч. - С. 225.
(9) Плесская-Зебольд Э.Г. Одесские немцы 1803-1920. - Одесса, 1999. - С. 273.
(10) ГАОО. - Ф. 93. - Оп. 1. - Д. 107. - Л. 19.
(11) Юргевич В. Н. Краткий очерк деятельности Императорского Одесского общества истории и древностей // ЗООИД. - Одесса, 14. - Т. 14. - Отд. 1. - С. 52.
(12) Охотников С. Б. Библиографические заметки // Краткие сообщения Одесского археологического общества. 160 лет Одесскому археологическому обществу. - Одесса, 1999. - С. 11; Черняков И. Т. Одесскому обществу истории и древностей - 150 лет // 150 лет Одесскому обществу истории и древностей. 1839-1989. Тезисы докладов юбилейной конференции 27-28 октября 1989 г. г. Одесса. - Одесса, 1989. - С. 3, 5.
(13) ГАОО. - Ф. 93. - Оп. 1. - Д. 107. - Л. 20.
(14) Там же. - Л. 30.
(15) Одесское общество истории и древностей // Украинская советская энциклопедия. - К., 1982. - Т. 7. - С. 451.
(16) Разгон А. М. Археологические музеи в России (1861-1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. - М., 1961. - Вып. 3. - С. 192; Музеум Одесского общества истории и древностей // Новороссийский календарь на 1851 год. - Одесса, 1850. - С. 398.С.С. Одеський державний історично-археологічний музей. - К.ейного дела в России. - М.дователи счтают, что Музей был отк
(17) Дложевський С. С. Указ. соч. - К., 1927. -С.С. Одеський державний історично-археологічний музей. - К.ейного дела в России. - М.дователи счтают, что Музей был отк С. 3; Синицын М. С. Развитие археологии в Одессе // Записки Одесского археологического общества. - Одесса, 1960. - Т. 1. - С. 10; Булатович С. А. Из истории нумизматического собрания Одесского общества истории и древностей (античная коллекция); Черняков И. Т. Указ. соч. - С.5.
(18) Диамант Э. И. Первое помещение Одесского общества истории и древностей // 150 лет Одесскому обществу истории и древностей. 1839-1989. Тезисы докладов юбилейной конференции 27-28 октября 1989 г. г. Одесса. - Одесса, 1989. - С. 11.
(19) ГАОО. - Ф. 93. - Оп. 1. - Д. 174. - Л. 2.
(20) Музеум Одесского общества истории и древностей // Новороссийский календарь на 1851 год. - Одесса, 1850. - С. 398.
(21) Синицын М. С. Указ. соч. - С. 10.
(22) ГАОО. - Ф. 93. - Оп. 1. - Д. 107. - Л. 30; Краткий указатель музея Одесского общества истории и древностей. - Одесса, 1880. - С. 4; Музеум Одесского общества истории и древностей // Новороссийский календарь на 1851 год. - Одесса, 1850. - С. 398С.С. Одеський державний історично-археологічний музей. - К.ейного дела в России. - М.дователи счтают, что Музей был отк.
(23) Цомакион Г. К столетию Одесского и Керченского археологических музеев // Вісник Одеської комісії краєзнавства при Український академії наук. - Одеса, 1925. - Ч. 2-3. Секція археологічна. - С. 81-84.
(24) Болтенко М. Ф. Государственный историко-археологический музей в Одессе // Новый восток. - М., 1926. - № 15. - С. 366-367.
(25) Одеський державний археологічний музей. Путівник./Склали: Г. О. Дсис-Райко, Н. Г. Доконт, Е. Ф. Патокова. - Одеса, 1959. - С.5.
(26) 150 лет Одесскому археологическому музею АН УССР. Тезисы докладов юбилейной конференции. / Отв. ред. Карышковский П. О. - К., 1975.; Одесский археологический музей Академии наук УССР. Путеводитель./Сост.: Г. А. Дзис-Райко, Н. Г. Доконт, И. Б. Клейман и др. - Одесса, 1975. - 28 с.
(27) Самойлова Т. Л. Формирование фондов Одесского археологического музея // 150 лет Одесскому обществу истории и древностей. 1839-1989. Тезисы докладов юбилейной конференции 27-28 октября 1989 г. г.Одесса. - Одесса, 1989. - С. 27.
(28) Greek and Cypriote antiquities in the archaeological museum of Odessa. - Chief editors - Vassos Karageorghis, Vladimir P. Vanchugov. - The Catalogue of the Archeological Museum of Odessa produced by the Foundation Anastasios G. Leventis was printed at Nicosia, September 2001. P. 7, 10.
(29) Попруженко М. Г. Указатель статей помещенных в I-XXX томах "Записок императорского Одесского общества истории и древностей. - Одесса, 1914. - 63 с.
(30) Записки императорского общества сельского хозяйства Южной России на 1841 год. - Одесса, 1841. - С. 498.
(31) Боровский М. П. Исторический обзор пятидесятилетней деятельности императорского общества сельского хозяйства Южной России с 1828 по 1878 год. - Одесса, 1878. - С. 85.
(32) Записки императорского общества сельского хозяйства Южной России на 1841 год. - Одесса, 1841. - С. 5, 98.
(33) Боровский М. П. Указ. соч. - С. 85.
(34) Плесская-Зебольд Э. Г. Указ. соч. - С. 107-109.
(35) Боровский М. П. Указ. соч. - С. 86.
(36) Там же. - С. 244.
(37) Подробное описание Одесской выставки 1884 года. - Одесса, 1884. - С.14.
(38) Отчет и труды Одесского отдела императорского Российского общества садоводства за 1888 год. - Одесса, 1889. - С. 13.
(39) Маркевич А. И. 25-летие Императорского Новороссийского университета. - Одесса, 1890. - С. 637.
(40) Набоких А. И. Одесский областной почвенный музей // Записки императорского Общества сельского хозяйства Южной России. - Одесса, 1912. - № 3-4. - С.90.
(41) Маркевич А. И. Указ. соч. - С.613, 614.
(42) Фельдман В. С. Из генофонда культуры // За наукові кадри. - 1990. - 16 березня. - № 10.
(43) В настоящее время картина находится в собрании Одесского художественного музея.
(44) Коханский В. Одесса и ее окрестности. Полный иллюстрированный путеводитель и справочная книга. - Одесса, 1892. - С. 175.
(45) ГАОО. - Ф. Р-150. - Оп. 1. - Д. 439. - Л. 507.
(46) В настоящее время этот сервиз хранится в собрании Одесского историко-краеведческого музея.
(47) Фельдман В. С. Указ. соч.
(48) ГАОО. - Ф. Р-150. - Оп. 1. - Д. 439. - Л. 503.
(49) Там же. - Л. 503-507об.
(50) Дложевський С. С. Указ. соч. -С.С. Одеський державний історично-археологічний музей. - К.ейного дела в России. - М.дователи счтают, что Музей был отк С. 8, 10.
(51) ГАОО. - Ф. 367. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 13.
(52) Отчет Одесского общества изящных искусств за 1899 г. - Одесса, 1900. - С. 20-21.
(53) Там же. - С. 23.
(54) ГАОО. - Ф. 367. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 1-5.
(55) Там же. - Л. 2.
(56) Каталог двенадцатой выставки Товарищества южнорусских художников в Одессе. - Одесса, 1901. - 14 с.; Каталог тринадцатой выставки Товарищества южнорусских художников в Одессе. - Одесса, 1902. - 14 с.; Каталог четырнадцатой выставки Товарищества южнорусских художников в Одессе. - Одесса, 1903. - 16 с.; Каталог пятнадцатой выставки картин Товарищества "южнорусских художников" в г. Одессе. - Одесса, 1904. - 16 с.; Каталог XVI выставки картин Товарищества "южнорусских художников" в г. Одессе. - Одесса, 1905. - 30 с.; XVII выставка картин Товарищества южнорусских художников : [Кат.]. - Одесса, 1906. - 16 с.; Каталог XVIII выставки картин Товарищества "южнорусских художников" в г. Одессе. - Одесса, 1907. - 16 с.; Каталог XIX выставки картин Товарищества "южнорусских художников" в г. Одессе. - Одесса, 1908. - 12 с.; каталог XX выставки картин Товарищества "южнорусских художников в г. Одессе. - Одесса, 1909. - 14 с. ; Каталог XXI выставки картин и скульптуры Товарищества южнорусских художников. - [Одесса], 1910. - 48 с.; Каталог XXII выставки картин и скульптуры Товарищества южнорусских художников. - [Одесса], 1911. - 48 с.; XXIII выставка картин Товарищества южнорусских художников 1912 г.: [Кат.]. - Одесса, 1912. - 24 с.; XXIV выставка картин Товарищества южнорусских художников 1913 г.: Кат. - Одесса, 1913. - 18 с.; XXV выставка картин Товарищества южнорусских художников 1915 г.: Кат. - Одесса, 1915. - 16 с.; XXVII выставка картин Товарищества южнорусских художников:[Кат.]. - Одесса, 1917. - 16 с.; XXVIII выставка картин Товарищества южнорусских художников: [Кат.]. - Одесса, 1918. - 14 с.; XXIX выставка картин Товарищества южнорусских художников: [Кат.]. - Одесса, 1919. - 24 с.
(57) Товарищество южнорусских художников. Биобиблиографический справочник. /Сост.: О. М. Барковская, В. А. Афанасьев. - Одесса, 2000. - С. 93, 98.
(58) Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Одессе. - Одесса, 1905. - С. 194.
(59) Равикович Д. А. Местные художественные музеи II половины XIX- начала XX века // Труды научно-исследовательского института музееведения. - М., 1962. - Вып. 7. - С. 65.
(60) Там же. - С. 92-93.
(61) ГАОО. - Ф. 367. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 11.
(62) Москвич Г. Указ. соч. - С. 196.
(63) Картинная галерея А. П. Руссова. Иллюстрированный каталог. - Одесса, 1905. - 101с.
(64) Путеводитель и справочник по Одессе. - Одесса, 1910. - С. 91.
(65) Абрамов В. А. Частные коллекции Одессы конца XIX - нач. XX вв. и их роль в формировании собраний одесских музеев // Роль музеев в развитии исторического краеведения в городе Одессе и крае. Тезисы докладов научно-теоретической конференции, посвященной 40-летию Одесского историко-краеведческого музея 17 мая 1996 года. - Одесса, 1996. - С. 22.
(66) Абрамов В. А. "…Хорошие картины моя страсть" // Одесские деловые новости. - 1996. - Июль. - № 25.
(67) Южно-русский альманах. - Одесса: Издание Ю. Сандомирского, 1900. - С. 70.
(68) Фр.-Я. и А. Я. Профессиональное образование // Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Эфрон (С.-Петербург). - СПб., 1898. - Т. 25-а. - С. 572.
(69) Москвич Г. Указ. соч. - С. 197.
(70) ГАОО. - Ф. 367. - Оп. 1. - Д. 18. - Л. 1об.
(71) Школьные экскурсии и школьный музей. - Одесса, 1915. - Кн. 2, 7.; Школьные экскурсии и школьный музей. - Одесса, 1916. - Кн. 3.
(72) Манин А. Устройство школьного музея // Школьные экскурсии и школьный музей. - Одесса, 1916. - Кн. 4-5. - С.1-7.
(73) Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. - Ф. 166. - Оп. 4. - Д. 191. - Л. 92.
(74) Одесский историко-краеведческий музей (далее - ОИКМ). - Инв. № Д - 14554.
(75) ОИКМ. - Инв. № Д - 14518 - 14523.
(76) ОИКМ. - Инв. № Д - 14555.
(77) ОИКМ. - Инв. № Д - 14556.
(78) ОИКМ. - Инв. № Д - 14559.
(79) ОИКМ. - Инв. № Д - 14526.
(80) ГАОО. - Ф. 333. - Оп. 1. - Д. 539. - Л. 4.
(81) ГАОО. - Ф. 599. - Оп. 1. - Д. 599. - Л. 144.
(82) Отчет Одесской городской публичной библиотеки за 1907 год. - Одесса, 1908. - С. 53.
(83) Арюпина Л. В. "Зал имени графа М. М. Толстого" Одесской городской публичной библиотеки // Страницы истории благотворительности в Одессе. К 100-летию вступления графа М. М. Толстого в должность попечителя Одесской городской публичной библиотеки. - Одесса, 2000. - С. 44-45.
(84) Отчет Одесской городской имени императора Николая II публичной библиотеки за 1909 год. - Одесса, 1910. - С. 25.
(85) Там же. - С. 8.
(86) Отчет Одесской городской имени императора Николая II публичной библиотеки за 1914 год. - Одесса, 1915. - С. 7, 8.
(87) Арюпина Л. В. Указ. соч. - С. 43-51.
(88) Тюнєєва О. Музей книги Одеської державної публічної бібліотеки. - К., 1927. - С.3.
(89) ГАОО. - Ф. 16. - Оп. 80. - Д. 178. - Л.3.
(90) ГАОО. - Ф. 153. - Оп. 1. - Д. 131. - Л. 7об.
(91) Там же. - Л. 1.
(92) Там же. - Л. 5.
(93) ГАОО. - Ф. 153. - Оп. 1. - Д. 616. - Л.2.
(94) Там же. - Л.3, 5.