Золотой век Одессы


    За первые сто лет развития Одессы было накоплено богатейшее архитектурное наследие. А началось все с торжественно проложенной 22 августа 1794 г. первой борозды. Только после этого стали возводить храмы, дворцы и приюты, особняки и магазины, казармы и лавки...
     Особенность становления и развития Одессы заключалась в том, что она создавалась не в хаосе стихийно возникающих строений, а строго по плану. Наш город - это результат воплощения в жизнь четкого замысла большого мастера, выходца из Голландии, инженер-полковника Франца де Волана (1787-1818). Он вместе с Иосифом де Рибасом явился инициатором выбора Хаджибея как места строительства будущего главного порта на Черном море. Де Волан эффективно использовал рельеф местности, учел климатические условия, хозяйственную направленность будущего города, и, в результате, получилось четкое и выразительное в композиционном отношении планировочное построение.
     Для быстрорастущего города требовались новые планы и проекты, и их создавали уже другие архитекторы, такие как Е. Ферстер, Ф. Фраполи, А. Дигби, К. Потье, Ф. Боффо. Г. Торичелли, Ф. Гонсиоровский, А. Бернардацци, Л. Влодек и др.
     Одесса славится своими уникальными, исторически сложившимися, архитектурными ансамблями. Один из них - это получивший всемирное признание Приморский бульвар, обращенный к порту, к морю. В центре ансамбля расположена прилегающая к бульвару площадь, образуемая полуциркульными зданиями (автор проекта - известный петербургский зодчий А. Мельников). Особенно оригинальным, необычным и смелым элементом комплекса стала величественная лестница, ведущая от бульвара к самому морю.
     Сначала она была деревянной, но в 1837-1841 гг. ее ступени выложили из триестского песчаника, а почти через сто лет его заменили гранитом.
     В месте пересечения осей бульвара и лестницы в 1828 г. был открыт первый в городе памятник - герцогу Ришелье, увенчавший всю композицию. Обращенная к морю, бронзовая фигура Дюка (скульптор И. Мартос) воплощает идею города-порта. С двух сторон бульвар ограничивают здания, выдержанные в стиле классицизма. Это Воронцовский дворец и Старая биржа.
     Несмотря на то, что ведущим архитектурным стилем первой половины XIX века был классицизм, в Одессе у него появился свой южный колорит - с более мягкими пластическими деталями, с легкими балконами и лоджиями, украшенными лепниной и ажурными чугунными решетками.
     Неповторимый облик городу придают здания периода эклектики, построенные или в барочном стиле, или в духе средневековых рыцарских замков.
     К числу выдающихся сооружений города относится Одесский оперный театр.
     Одесса не только строилась, но и благоустраивалась. В 1894 г. торжественно было заявлено, что Одесса является благоустроенным европейским городом. В значительной мере это соответствовало действительности.
     Пуск первого трамвая был приурочен к открытию Художественно-промышленной выставки в 1910 г., размещавшейся в Александровском парке. Предшественниками электрического трамвая были: конно-железная дорога - "конка", и трамвай на паровой тяге - "паровичок", связывавший город с дачными районами.
     Достопримечательностью Одессы был и фуникулер. Он соединил Николаевский (Приморский) бульвар с Приморской улицей. Это было удобно для горожан, отправляющихся на лиманы по Куяльницкой ветви Юго-Западной железной дороги, для людей, которые принимали теплые морские ванны в лечебных заведениях, расположенных у основания Бульварной лестницы.
     В 1873 г. была окончательно решена для города проблема водоснабжения. При помощи английских концессионеров, которых привлекли городские власти, Одесса получила днестровскую воду. К концу XIX в. одесский водопровод считался самым лучшим по качеству питьевой воды. Устойчивое водоснабжение способствовало озеленению города. На бульварах и улицах, в скверах и парках, вокруг особняков и дач высаживались самые разнообразные деревья и кустарники.
     Ровесниками Одессы являются сады - Городской и Дюковский, подаренные городу его знаменитыми жителями Ф. Дерибасом и И. Стемпковским. Но самым старым парком в городе считается Хаджибеевский, существовавший еще со времен османского владычества.
     Красные черепичные крыши, выбеленные или выложенные кирпичом и плиткой стены жилых и общественных зданий, шпили, ярусы колоколен, золото куполов церквей, зеленые кроны деревьев придавали силуэту города неповторимую живописность и привлекательность