" Здесь все Европой дышит "


    Развитию Одессы с 1794 г. предшествовали русско-турецкие войны второй половины XVIII века, в результате которых от господства Османской империи были освобождены земли Северного Причерноморья. "Битва при Кагуле", "Чесменская битва", "Сражение при Кинбурне", "Штурм Очакова" - это неполный ряд баталий, нашедших отражение в печатной графике XVIII века.
     Благодаря умелому командованию генералов П. Румянцева, Г. Потемкина и А. Суворова, адмиралов Г. Спиридова и Ф. Ушакова армией и флотом был одержан ряд блестящих побед.
     Украинские казаки активно участвовали в освобождении края от турецких захватчиков, свидетельством тому служат подлинные документы - аттестаты.
     Знаменательной страницей в истории края был штурм османских укреплений Хаджибея в ночь с 13 на 14 сентября 1789 г. Эта операция была осуществлена передовым отрядом генерал-майора И. де Рибаса, входившим в состав корпуса, возглавляемого генерал-поручиком И. Гудовичем.
     При штурме крепости отличились не только регулярная пехота, но и черноморские казаки под предводительством З. Чепеги и А. Головатого.
     Последняя война России с Турцией в XVIII в. завершилась Ясским мирным договором 1791 г.. Начался период заселения и хозяйственного освоения освобожденного края. 27 мая 1794 г. был издан рескрипт Екатерины II, утверждавший проект и план города Гаджибея (автор проекта Ф. де Волан). Руководство строительством военной гавани и купеческой пристани возлагалось на адмирала И. де Рибаса "под надзиранием А. Суворова".
     22 августа 1794 г. в торжественной обстановке были забиты первые сваи порта и заложены первые камни Одессы, как стал вскоре называться город.
     Увеличению населения способствовал приток разноязычных и разноплеменных переселенцев из других районов Украины, России, стран Западной Европы. Среди них были негоцианты и мастеровые, художники и строители. Развитию города способствовал учрежденный Указом Александра I от 16 апреля 1817 г. статус порто-франко (итал. - вольная гавань).
     В 1859 г. статус порто-франко был отменен, так как он уже сдерживал развитие промышленности.
     Со временем Одесса становится крупнейшим портом, не имеющим серьезных конкурентов на Черном и Азовском морях. Морские перевозки в те годы осуществлялись в основном парусными судами. В 1828 г. к Одессе был приписан первый торговый колесный пароход "Одесса", построенный на Николаевских судоверфях. К началу 50-х годов XIX в. к порту было приписано 12 паровых судов, осуществлявших регулярные рейсы по линиям Одесса - Константинополь, Одесса - порты Дуная, Одесса - порты Крыма и Кавказа.
     Одесса как город-порт в середине XIX в. стала центром транзитной и посреднической торговли стран Европы, Ближнего и Среднего Востока. Через нее проходило 37% всего хлебного экспорта Российской империи и около 60% - юга страны. Через Одесский порт, помимо зерна, вывозились шерсть, кожа, скот, канаты, а ввозились цитрусовые, кофе, масло, напитки. Растущий грузооборот требовал постоянного проведения строительных работ в порту.
     Историческим событием не только для Одессы, но и для всей Украины явилось открытие в 1865 г. железной дороги Одесса - Балта. Благодаря строительству железной дороги, Одесса была соединена с центрами промышленности, торговли и товарного земледелия других регионов.
     К началу XX в. Одесса стала крупным торговым и промышленным центром международного значения. Подтверждением тому явилась художественно-промышленная выставка, проходившая в Александровском парке в 1910-1911 гг.